Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………...……….... 7
1.1 Специфика и возрастные особенности старших дошкольников …… 7
1.2 Правила и основы здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………… 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ …… 16
2.1 Способы сохранения и укрепления здоровья детей через инновационные технологии ………………………………………….. 16
2.2 Мастер-класс «Способы сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников через инновационные технологии» ……. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 34
Фрагмент для ознакомления
2
Здоровый образ жизни для дошкольников - это не только двигательная активность, но и целый комплекс мероприятий, которые должны стать пер-воочередными задачами для родителей малыша. К 7 годам ребенок прохо-дит большой путь развития, на котором закладываются как его физическое здоровье, так и личностные качества. Они взаимосвязаны, поэтому так важно в раннем возрасте сформировать у ребенка базу знаний и навыков здорового образа жизни [6].
Для многих родителей формирование здорового образа жизни у до-школьников ограничивается только физическим развитием ребенка, в то время как организм малыша представляет собой сложную систему. Нор-мальное функционирование молодого организма обеспечивается сочетанием нескольких компонентов: • биологический; • психическое; • социальный.
Часто биологическое здоровье ребенка напрямую зависит от образа жизни его родителей. Вредные привычки отца и матери наносят вред разви-тию ребенка еще во внутриутробном периоде его жизни. Чрезмерная двига-тельная активность женщины во время беременности, переедание, плохой сон, эмоциональные перегрузки также негативно влияют на развитие плода.
Если экологическая среда, в которой растет и развивается ребенок, не может быть изменена одним человеком, психическое и социальное здоровье ребенка полностью находится в руках его родителей. Формирование куль-туры здоровья у детей дошкольного возраста следует начинать с родитель-ского примера. Спокойная атмосфера в семье, адекватная реакция на возни-кающие трудности, помощь друг другу - все это станет основой нормального психического развития дошкольника [9].
Социальные основы здоровья дошкольников и младших школьников закладываются в общении не только с родителями, но и с друзьями. Небла-гоприятная окружающая среда окажет негативное влияние на развитие лич-ности. Вот почему так важно найти для ребенка среду, которая оказывает на него положительное влияние. Кроме того, у самого малыша должны быть развиты необходимые качества для комфортного взаимодействия с окружа-ющими его людьми. Это формирование моральных идеалов и ценностей, а также социальная адаптация. Все это является важной составляющей основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Одним из лучших средств укрепления социального здоровья является работа. Именно вовлечение ребенка в работу дает ему чувство необходимости и принадлеж-ности к обществу.
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников не может происходить без практической составляющей. Пример здорового об-раза жизни родителей важен, но концепция здорового образа жизни для де-тей дошкольного возраста невозможна без физического развития самого ма-лыша. Правда, для этого не нужны спортивные нагрузки, но необходим комплекс мер по укреплению физического состояния. Некоторые из наиболее важных аспектов укрепления здоровья детей дошкольного возраста включа-ют: режим работы двигателя; личная гигиена, закаливание.
Игры - это самый важный способ поддержания двигательной активно-сти ребенка. Укрепляющие упражнения важны, но они занимают всего не-сколько минут в день. Остальное время ребенок проводит в играх. Однако необходимо поддерживать разумный баланс между активной деятельностью и отдыхом. Поэтому лучше чередовать активные и спокойные игры и прово-дить время на свежем воздухе и в окрестностях [24].
Приобщение старших дошкольников к здоровому образу жизни начи-нается с непродолжительных физических нагрузок. Это утренняя трениров-ка, физические упражнения, которые необходимо выполнять как дома, так и в детском саду, зарядка после дневного сна. Полезно проводить с ребенком оздоровительные водные процедуры в бассейне.
Личная гигиена чрезвычайно важна для здоровья ребенка. Ребенок должен усвоить в раннем возрасте, что необходимо заботиться о своем теле. Это важно не только для хорошего состояния организма, но и для здоровья окружающих вас людей. У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. С детства нужно учить его пра-вильно пользоваться этими предметами.
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не проходит без закаливания, хотя у многих родителей эта процедура со-пряжена с рискованными мерами. Однако закаливание - эффективный метод профилактики заболеваний и повышения иммунитета. Если вы будете следо-вать основным правилам закаливания, организм малыша постепенно станет более устойчивым к факторам окружающей среды. Важно регулярно прово-дить закаливающие процедуры, особенно зимой. Принцип постепенности яв-ляется основополагающим. Вы можете легко адаптировать организацию к изменениям в окружающей среде, если будете постепенно увеличивать нагрузку. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности ма-лыша. Если он плохо переносит процедуру, от нее лучше отказаться [6].
Технологии, сохраняющие здоровье. Сегодня в образовательных учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Ис-пользование оздоровительных технологий в старшем дошкольном образо-вании - важный шаг в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии используются во всех видах деятельности. Они направле-ны на поддержание здоровья и развитие у детей базовых знаний о здоровом образе жизни. В дошкольных учреждениях используются следующие формы оздоровительных и стимулирующих технологий: динамические паузы; гим-настика для пальцев; гимнастика для глаз; дыхательные упражнения; бодря-щая гимнастика; игры на свежем воздухе; релаксация.
Малышам необходимы короткие динамические перерывы продолжи-тельностью 2-5 минут. Они разнообразят занятия и снимут напряжение. Ко-роткая двигательная активность позволит вам с новыми силами включиться в занятия.
Гимнастика для пальцев рук в детских садах очень важна. Разминка пальцев и кистей рук не только снимает напряжение, но и во время этих ко-ротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усилива-ется кровообращение. В логопедических группах такие перерывы между за-нятиями просто необходимы. Гимнастику для пальцев можно выполнять в любое время. В последнее время биоэнергетические технологии получили широкое распространение в детских садах. Это сочетание движений рук и артикуляционного аппарата. Это упражнение помогает стимулировать моз-говую деятельность
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. /Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С.30-32.
2. Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду М.: Физическое воспитание, 1987. 64с.
3. Богина Т.Д., Терехина Н.Т. Режим дня в детском саду. М.: Здо-ровье, 1981. 48с.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педаго-гика. /Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заве-дений. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 240с.
5. Брязгунова И. П. Все о здоровье ребенка. Руководство для роди-телей. Оренбург, Изд-во Труд, 2000. 766с.
6. Вавилова ЕЛ. Учиться бегать, прыгать, лазать, метать М.: Заря, 1993. 86с.
7. Воротилкина И.П. Организация двигательной активности до-школьников. /Дошкольное воспитание. 1998. №6. С.17-21.
8. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. /Программа и программные требования. М.: ВЛАДОС, 1999. С.28-38.
9. Голубева Л.Г. Пути и способы оптимизации здоровья детей. Ка-луга, 2001. 105с.
10. Дошкольное воспитание. /Ежемесячный методический журнал Министерства народного образования РСФСР. М: Просвещение, 1989. № 5. С.10-23.
11. Жданова Л.А., Руссова Т.В. Возрастные особенности развития и формирования здоровья детей. /Вестник ИГМА. 2000. № 12. С.12-21.
12. Жданова Л.А., Руссова Т.В. Роль адаптивных реакций в форми-ровании здоровья детей. /Российский педиатрический журнал. 1999. №2. С.42-57.
13. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образова-тельных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всерос-сийского совещания. /Ответственный редактор - начальник Управления до-школьного образования МО РФ Т.И. Оверчук. М.: Гном и Д, 2001 (Домодедово: ДПК). 320с.
14. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина.
15. Казаковская Т.С. Программа по валеологии и физической куль-туре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». Киров, 1997. 86с.
16. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. /Пособие для воспитателя дет.сада. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1985. 112с.
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. /Учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений. М: Издательский центр «Академия», 1998. 432с.
18. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздорав-ливания. М.: Линка-пресс, 2000. 124с.
19. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. /Учебное пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. 528с.
20. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Здоровье, 1991. 117с.
21. Мандров С.И., Жданова Л.А. Прогностическое и диагностическое слежение за здоровьем детей дошкольного и младшего школьного возраста и мероприятия по его управлению. //Сб. научных трудов «Актуальные про-блемы здоровья семьи». М.: 2000. С. 285-288.
22. Маханева М.Ю. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. М.: АРКТИ. 1999. 89с.
23. Пустыниикова Л.Н. Здоровый образ жизни с детства. Методиче-ские рекомендации. Пермь, 1994. 58с.
24. Розанова Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике. /Социологические исследования. 2000. №10. С.130-133.
25. Рунова М.Н. Характеристика моделей оптимального двигатель-ного режима. /Дошкольное воспитание. 1999. № 12. С.16-18.
26. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
27. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития до-школьников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
28. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического ком-плекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и под-ростков: Учебное пособие – М., 1999.