Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человека. Изменение всей жизни ребенка связано с интенсивным развитием его эмоций, самосознания и мотивации. Дошкольный возраст является периодом возникновения личностных механизмов поведения, интенсивного формирования мотивационной сферы как ядерной структуры личности. В этом возрасте складывается первичное соподчинение мотивов, развиваются воля и произвольность ребенка.
Поскольку жизнь дошкольника разнообразна, его мотивационная сфера расширяется. Появляются мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. Для развития различных видов деятельности особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.
В дошкольном возрасте происходит развитие мотивационной сферы в различных видах деятельности детей. Это игра, общение, познавательная деятельность и другие. У дошкольников наблюдается изменение структуры мотивов, их развитие, преобразование. Для изучения особенностей мотивации детей дошкольного возраста важно подбирать методы и приемы диагностики, а также средства, направленные на формирование произвольной, внутренней мотивации деятельности.
Особенности мотивации детей дошкольного возраста рассматриваются в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.П. Ильина, Д.Б. Эльконина и других. Отмечаются особенности мотивационной сферы детей в дошкольном возрасте, виды мотивов, закономерности формирования мотивов различных видов деятельности (мотивы общения, мотивы игровой и познавательной деятельности, мотивационная готовность к школе и другие виды мотивации).
Несмотря на то, что проблема мотивации в психолого-педагогической литературе актуальна, требует дальнейшего изучения и поиска новых подходов к диагностике и развитию мотивов детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Так как мотивация является объемным и широким понятием, то в работе выбрано ограничение – мотивация в структуре готовности детей к обучению в школе (старший дошкольный возраст).
Таким образом, актуальность данной проблемы и необходимость ее изучения определили тему исследования: «Особенности мотивации детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить особенности мотивации детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования мотивации.
Предмет исследования: особенности мотивации детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: в дошкольном возрасте формируются такие виды мотивов, как мотивы общения, мотивы достижения, познавательные мотивы, игровые мотивы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме мотивации.
2. Раскрыть особенности формирования мотивации в дошкольном возраста.
3. Выявить уровень сформированности мотивов у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов:
1) теоретические (анализ литературы, синтез, обобщение, классификация),
2) эмпирические (констатирующий эксперимент, тестирование, беседа);
3) методы обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования: теории и концепции развития мотивации детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, Д.Б. Эльконин и др.).
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 31», подготовительная к школе группа.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Проблема мотивации в педагогике и психологии
1.1 Сущность понятия «мотивация»
Сущность и содержание учебной мотивации раскрывается в отечественной и зарубежной литературе, при этом следует отметить, что мотивация понимается по-разному. В зарубежных исследованиях вопросы мотивации рассматривались Дж. Аткинсоном, Г. Холлом, А. Маслоу, Х. Хекхаузеном и другими, в отечественных – В.Г. Асеевым, В.К. Ковалевым, П. М. Якобсоном и другими.
В зарубежных исследованиях проблему мотивации рассматривали А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон и др. Согласно А. Маслоу, в основе мотивации лежат потребности личности, которые имеют иерархическую структуру. В основе мотивации лежат потребности различного порядка – низшего и высшего. К потребностям базовым относятся потребности в безопасности, удовлетворении чувства голода и т.д. Высшие потребности выражаются в стремлении к самообразованию, самореализации.
Д. Маклелланд считает, что в основе мотивации деятельности находятся потребности успеха, власти, сопричастности. Стремление к ним становится основой поведения личности. Данные виды потребностей взаимосвязаны между собой и проявляются в процессе деятельности, но один из мотивов может быть доминирующим.
Дж. Аткинсон под мотивацией понимает совокупность мотивов, ориентирующих поведение человека на достижение успеха. Успех понимается как возможность реализации поставленной цели, получение удовлетворения от выполняемой деятельности, испытание чувства гордости за свои достижения [11, с. 65].
Как считает В.Г. Асеев, мотивация – это побудитель деятельности человека, который возникает в результате противоречия между определенным стремлением, влечением, активностью в реализации потребности и необходимостью совершения действия, которое будет направлено на удовлетворение данной потребности. Мотивация, по мнению В.Г. Асеева, может быть как положительно, так и отрицательно ориентированной. Первый вид мотивации в своей основе имеет стремление к удовлетворению потребности, побуждению к действию, второй – наоборот, к избеганию.
В. К. Вилюнас под мотивацией понимает термин, включающий в себя совокупность процессов, психологических образований, которые направляют поведение и побуждают личность на совершение определенных действий и поступков. Мотивация определяет направленность личности, избирательность действий на те или иные сферы жизнедеятельности. Мотивация, таким образом, выступает как регулятор поведения, способ побуждения, активности, целенаправленности и избирательности действий личности.
В.И. Ковалев под мотивацией понимает совокупность мотивов поведения и деятельности. Мотив рассматривается с двух сторон: мотив как потребность и мотив как принятие стимула. Не всякий стимул становится мотивом, для этого нужны определенные условия – стимул должен быть понят и принят личностью, только тогда мотив становится осознаваемым и направляющим деятельность человека. В формировании мотивации В.И. Ковалев выделяет следующие этапы: осознание потребности – формирование стимула – его принятие или непринятие – трансформирование стимула в мотив при осознании и принятии стимула [8, с. 89].
В основе развития мотивации лежит деятельностный подход, как утверждает А.Н. Леонтьев. По его мнению, мотивационная сфера – это одна из важнейших сфер личности, направляющей ее поведение. В основе мотивации лежит определенный вид деятельности, поэтому мотивация может быть различной, например, игровой, учебной, трудовой и т.д. В основе каждого вида деятельности – свой вид мотивации, который включает в себя совокупность смыслообразующих мотивов, потребностей.
По мнению Д.Н. Узнадзе, сущность мотивации заключается в сложившимся типе установки. Именно с точки зрения установки, которая закрепилась у человека, формируется мотивация деятельности. Мотивация направляет деятельность человека и определяет нужные действия, соответствующие установке.
Р.С. Немова определяет мотивацию как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Внутренние и внешние мотивы – это комплекс мотивов, которые стимулируют поведение личности и действия в различных видах деятельности [11, с. 68].
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
В структуру мотивации, по мнению Е.П. Ильина, входят различные потребности. Потребность, по мнению Е.П. Ильина, – это переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в его сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием [11, с. 74].
Как считает Б. Ф. Ломов, мотивация – это побуждающая сила, которая ориентирует человека на выполнение определенной деятельности. Причем в структуре мотивации могут быть как собственные потребности человека, или внутренние мотивы, так и потребности других людей (внешние мотивы). В
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева, Н. Г. Организация работы по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе [Текст] / Н. Г. Авдеева // Педагогический поиск. – 2018. – № 9. – С. 40–43.
2. Басалаева, Н. В. Мотивационная готовность первоклассников к школе : диагностика и возможности ее развития [Текст] / Н. В. Басалаева, Т. В. Захарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 417–420.
3. Бисимбаева, Д. И. Формирование мотивационной готовности к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д. И. Бисимбаева // Via scientiarum – Дорога знаний. – 2016. – № 2. – С. 123–127.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
5. Виноградова, М. А. Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М. А. Виноградова, В. С. Пенюгалова // Молодой ученый. – 2020. – № 1 (291). – С. 125–130.
6. Выготский, Л. С. Психология [Текст] : сб. / Л. С. Выготский. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1006 с.
7. Гаврилова, Л. В. Формирование мотивационной сферы дошкольников посредством интеллектуально-творческих форм обучения [Текст] / Л. В. Гаврилова, Н. Н. Петрунина // Модернизация культуры : идеи и парадигмы культурных изменений. – Самара: СГАКИ, 2014. – C. 50–53.
8. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие / П.Я. Гальперин. – М.: Владос, 2012. – 349 с.
9. Залозная, Е. А. Мотивационная готовность старших дошкольников к обучению в школе [Текст] / Е. А. Залозная, С. В. Шедина // Вопросы педагогики. – 2019. – № 10-2. – С. 61–63.
10. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2000. – 320 с.
11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
12. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
13. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 640 с.
14. Полякова, Е. В. Современные подходы к развитию взаимодействия с семьей [Текст] / Е.В. Полякова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 274–275.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
16. Семенова, Т. С. Психологическая готовность к обучению в школе: диагностика, динамика, коррекция [Текст] : монография / Т. С. Семенова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 270 с.
17. Старов, М. И. Психология формирования и развития позитивной мотивации у дошкольников к учебной деятельности [Текст] : монография / М. И. Старов, И. С. Муратова. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Образование», 2013. – 154 с.
18. Стожарова, М. Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников [Текст] : монография / М. Ю. Стожарова. – М.: Флинта, 2011. – 116 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2019. – 53 с.
20. Федорова, Г.Н. Проверка готовности к школе : развивающие задания и тесты для дошкольников [Текст] / Г. Н. Федорова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 222 с.
21. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.
22. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
23. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 390 с.