Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире цифровые технологии набирают большой оборот и быстро развиваются. С каждым днем увеличивается все более и использование в практической деятельности, касаемо всех отраслей. Все предприятия и компании стараются успевать за совершенствованием технологий в мире, ведь таким образом это позволит им повысить устойчивость бизнеса и тем самым получить финансовую выгоду за краткосрочный период времени.
Цифровая трансформация - это процесс изменений всей структуры компании, включая сотрудников, клиентов, партнеров, поставщиков, направленный на оптимизацию существующей бизнес-модели либо на замену данной на более совершенную. Розничная торговля является одним из некоторых субъектов сферы услуг, которая преуспевает за инновационными новшествами. Она представляет собой быстро развивающийся сегмент российской экономики с реальными внедрениями в цифровую систему новых технологий. Усиление использования цифровых продуктов, который охватывают всю структуру торгового процесс, постепенно приближает данную отрасль к лидирующему положению, привлекая все больше потребителей и наращивая прибыль.
Целью данной работы является рассмотрение цифровой трансформации розничной торговли: новых инструментов и перспектив развития.
Задачи:
- рассмотреть современную модель цифровой трансформации розничной торговли;
- изучить направления и инновации цифровой трансформации розничной торговли;
- описать инновации в розничной торговле;
- рассмотреть торговые компании России, перспективные по внедрению инноваций;
- изучить государственную поддержку инноваций розничной торговли в сфере цифровизации;
- рассмотреть электронную розничную торговлю в Китае и ее особенности развития;
- изучить меры государственной поддержки электронной торговли в Китае .
Объект исследования – розничная торговля. Предмет исследования – инструменты и перспективы развития цифровой трансформации в розничной торговле.
Обзор научной литературы
Калашников Н.А. в своей статье «Цифровая трансформация розничной торговли в современных реалиях российского рынка» проводит исследование ключевых особенностей цифровой трансформации в сфере розничной торговли РФ, которые формируются под влиянием современных макроэкономических, логистических, технологических и иных вызовов и барьеров. Анализ опирается на модель пяти «цифровых способностей» бизнеса и позволяет сформулировать для ритейлеров основные принципы управления цифровой трансформацией в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Автор делает вывод, что современная ситуация в российской и мировой экономике оказывает серьезное влияние на работу компаний в сфере розничной торговли, в том числе на их деятельность в области цифровой трансформации. Это влияние охватывает самые разные аспекты цифровой трансформации – от технологий и кадров до организационных процессов и бизнес-стратегии – и прежде всего проявляется в необходимости адаптации к кратковременным шокам (уход с рынка поставщиков IT-решений, отток части специалистов за рубеж, сокращение бюджета на цифровизацию и др.). В среднесрочной же и долгосрочной перспективе ключевые ориентиры цифровой трансформации и значимость данного процесса в целом (как для ритейлеров, так и для потребителей) остаются практически неизменными. Тем не менее компаниям необходимо учитывать специфику современной рыночной конъюнктуры при построении системы управления цифровой трансформацией, которая должна следовать принципам клиентоориентированности, гибкости и адаптивности, опоры на данные и риск-менеджмента, соответствующего текущим особенностям бизнес-среды.
Кучерук В. В., Волошин А. И. в статье «Использование цифровых технологий в розничной торговле» рассматривают вопрос о влиянии цифровых технологий на сферу розничной торговли. Авторы делают вывод: развитие новых технологий, которые сопровождаются коренным изменением всей структуры потребительского рынка, высокими требованиями к улучшению торговли во всемирном размере, ведут к неизбежности изменения обыкновенной модели розничной торговли.
Зверева А.О., Депутатова Е.Ю. в статье «Трансформация торговых услуг в цифровой экономике» показывают, что реализация интересов всех участников взаимоотношений в цепочке «торговая организация конечный потребитель» сегодня возможна при условии трансляции и внедрения в хозяйственную практику торговых структур инноваций, базирующихся на цифровых решениях.
Паскова А.А. (*«Цифровая трансформация розничной торговли: тенденции и технологии. Новые технологии» ) рассматривает современные тенденции в цифровизации ритейла, ее ключевые драйверы и основные проблемы, анализирует используемые технологии: аналитика данных, искусственный интеллект, Интернет вещей, приведены примеры их применения.
Кухарь С.А., Зайцев А.А. в статье «Совершенствование государственного управления в цифровой экономике» анализируют зарубежный опыт осуществления цифровой трансформации организаций; авторами разработаны направления совершенствования государственных услуг при проведении цифровой трансформации.
Глава 1 Специфика цифровой трансформации розничной торговли
1.1 Современная модель цифровой трансформации розничной торговли
В настоящий момент российская розничная торговля (ритейл) и экономика в целом сталкиваются с большим количеством вызовов: падением доходов населения, ростом цен, санкциями и импортными ограничениями, уходом с рынка ряда крупных зарубежных игроков и др. Все эти условия, безусловно, оказывают влияние на поведение покупателей и работу ритейлеров, которое проявляется как в краткосрочной перспективе (ажиотажные колебания спроса, сбои в логистических цепочках, реорганизации компаний и т.д.), так и в более долгосрочном выражении (здесь эксперты отрасли отмечают, что текущая ситуация не столько порождает новые структурные сдвиги, сколько ускоряет и приоритизирует уже и так действующие на рынке тенденции, такие как развитие «жестких» дискаунтеров, усиление фокуса на собственных торговых марках, локализация, рост электронной торговли и др. Изменяется и характер деятельности ритейлеров по цифровизации – внедрению цифровых технологий в операционные процессы и взаимоотношения с покупателями. Тем самым, хотя цифровая трансформация остается сегодня одним из наиболее заметных трендов российского ритейла, в полной мере сохраняющим свою релевантность и значимость для бизнеса и потребителя, в текущей ситуации данный процесс претерпевает определенные преобразования краткосрочного и среднесрочного характера.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анфиногенов, В. Б. Инновационный сектор розничной торговли / В. Б. Анфиногенов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2017. – No 4(68). – С. 99-102.
2) Азарова С. П., Исследование трансформации российского рынка ритейла в условиях пандемии // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2021. — № 4. — С. 30-34
3) Галимбекова А.Г. Цифровая трансформация российского бизнеса в условиях санкционной политики: новые вызовы и проблемы // Цифровая наука. 2022. No 4. С. 4-10.
4) Довганёва Ю. А., Назарова Э. А., Жукова А. А. Российские тренды в области передовых технологий и инноваций в розничной торговле// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 134-136
5) Зверева А.О., Депутатова Е.Ю. Трансформация торговых услуг в цифровой экономике [Электронный ресурс] // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2019. № 4 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-torgovyh-uslug-v-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 13.04.2023).
6) Идеальный консультант: как чат-боты помогают развивать бизнес [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/369829-idealnyy-konsultant-kak-chat-botypomogayut-razvivat-biznes (дата обращения: 13.04.2023).
7) Как проводить цифровую трансформацию и зачем [Электронный ресурс] // Индустрия 4.0. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5ec2bcda9a7947a41681dee2 (дата обращения: 13.04.2023).
8) Калашников Н.А. Цифровая трансформация розничной торговли в современных реалиях российского рынка// МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ. сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 480-484
9) Кузьмин Е.А., Денисевич Е.И. Исследования тенденций развития электронной розничной торговли в Китае//ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2022. № 3. С. 54-57
10) Котько С.П. Трансграничная электронная торговля в Китае / С.П. Котько // Экономика. Финансы. Управление, г. Минск – No 2. – 2021. – С. 1
11) Котько С.П. Трансграничная электронная торговля в Китае / С.П. Котько // Экономика. Финансы. Управление, г. Минск – No 2. – 2021. – С. 14.
12) Кухарь С.А., Зайцев А.А. Совершенствование государственного управления в цифровой экономике// ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ЭКОПРОМ-2022). Сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с зарубежным участием. Санкт-Петербург, 2022. С. 718-720
13) Кучерук В. В., Волошин А. И. Использование цифровых технологий в розничной торговле//УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОСИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ. СБОРНИК ТРУДОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Симферополь, 2022. С. 365-367
14) Малютина И.Н., Кучина Е.М. Приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса// СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 2022. С. 60-70
15) Нуралиев С. У., Концепция развития оптовых и розничных рынков и ее основные задачи в обеспечении продовольственной безопасности страны // Пищевая промышленность. — 2021. — № 12. — С. 35-37
16) Официальный сайт компании «Магнит» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.magnit.com/ru/shareholders-and-investors/results-and-reports/ ((дата обращения 13.04.2023).
17) Памбухчиянц О.В., Технология розничной торговли [Электронный ресурс] : Учебник для начального профессионального образования по профессии "Продавец, контролер-кассир" : Учебник. — Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019. — 288 с.
18) Паскова А.А. Цифровая трансформация розничной торговли: тенденции и технологии. Новые технологии / New technologies. 2020;16(6):123-131. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2020-16-6-123-131
19) Ризванова И. А., Сравнительный анализ финансового состояния российских ретейлеров в период до и после введения экономических санкций // Банковское дело. — 2022. — № 3 (337). — С. 20-29 :
20) «Цифровая экономика РФ»// https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения 13.04.2023)