Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Балет — особый вид театрального искусства и к нему могут быть применимы те же критерии, которые обычно применяют к театральному искусству в целом. Используя такой подход, среди балетных артистов можно выделить тех, кто из раза в раз блистал на сцене, но остался в тени балетной истории, другие же — наоборот, испытывая не только радость успеха, но и вкус неудач, формировали собственным творчеством искусство своего времени. К их числу с полным правом можно отнести имя Ленинградской балерины, солистки Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова на протяжении многих лет — Натальи Дудинской. Её талантом, как талантом и творчеством плеяды других выдающихся танцовщиков и танцовщиц стали той основой, на которой сформировалось такое явление в истории мировой художественной культуры, как советский балет, в основе которого продолжилось наполненное новым смыслом развитие традиций русского классического балета. Лучшие партии Н. Дудинской в балетах 40-х и 50-х гг, являясь совершенными образцами классического танца, представляли собой новый этап развития классических традиций русского балета, обогащенного новыми идеями и формами танцевального мышления. Именно в эти годы балериной были созданы запоминающиеся сценические образы, которые воплотили в себе отличительные черты Ленинградской балетной школы. Эти обстоятельства обусловили желание вновь обратиться к изучению творчества Н. Дудинской, тем более, что этому способствуют объективные условия: с одной стороны, произошло достаточное количество времени, позволяющее непредвзято оценить творческий вклад балерины в развитие отечественного искусства, а с другой — еще есть ученики Натальи Михайловны, которые могут подтвердить или опровергнуть те или иные заключения, которые современному поколению доступны только из бумажных источников и сохранившихся записей телевизионных передач.
Объект исследования данной курсовой работы — творческая деятельность Н. Дудинской.
Предмет исследования — исполнительская и педагогическая деятельность Н. Дудинской.
Цель исследования — изучение биографии и творческой деятельности Н. Дудинской.
Задачи исследования — изучить периоды творческой деятельности Н. Дудинской и охарактеризовать особенности созданных сценических образов, а также определить значение творчества Н. Дудинской в контексте общего развития балетного искусства советского периода.
Общие задачи включают в себя изучение литературы по теме, а также сохранившихся телевизионных передач и видеозаписей.
Методы изучения — теоретические : изучение и анализ имеющихся источников, посвященных творчеству Н. Дудинской; синтез, дедукция и индукция.
Методологической основой работы являются исследования У. М. Красовской, учебник В. С. Костровицкой и А. А. Писарева " Школа классического танца", Г. Кремшевской " Наталья Дудинская", а также различные публикации периодических изданий, электронных СМИ, Интернет-порталов и т. д.
Актуальность выбранной для изучения проблемы связана с осмыслением роли творческой и педагогической деятельности Н. М. Дудинской в контексте общего развития Ленинградской школы советского балета, т. к. её становление как высочайшего профессионала шло параллельно развитию и наполнению новым смыслом традиций русского классического балета.
Структура работы представляет собой введение, две главы, заключение и список использованной литературы и Интернет источников.
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАТАЛЬИ ДУДИНСКОЙ
1.1. Начало творческого пути
Наталья Дудинская родилась 8 (21) августа 1912 года в семье военного генерала М. М. Дудинского в Харькове, где находилось место его службы. Знакомство с искусством танца состоялось у будущей Примы-балерины в раннем детстве в стенах балетных классов, которые основала в Харькове её мать — Наталья Александровна Дудинская, избравшая своим сценическим псевдонимом фамилию Тальори. По воспоминаниям самой Н. М. Дудинской, её любовь и понимание искусства танца сформировались сначала под влиянием матери, а позже, во время учебы в ЛХУ, благодаря Агриппине Яковлевне Вагановой, чей исключительный авторитет и беззаветная преданность балету сквозили в каждом её слове или движении. Дружбу с педагогом и уважение к ней Дудинская пронесла через всю свою длинную творческую жизнь.
Наталью Дудинскую сразу приняли в училище, определив во второй класс общеобразовательной школы и пятый — по классу классического танца, настолько выдающимися были её физические данные и навыки, полученные в студии, которой руководила мама. Последние три года перед выпуском, Н. Дудинская занималась в классе А. Я. Вагановой, которая с особым вниманием относилась к юной балерине, видя её исключительное стремление к познанию профессиональных основ искусства балета и необыкновенную работоспособность.
По окончании учебы в Хореографическом училище в 1931 году Н. Дудинская была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова ( с 1992 г. снова Мариинский театр). С этим театром связана вся творческая жизнь балерины. На его знаменитой сцене она танцевала ведущие партии до 1962 года. За это время ею были исполнены партии Принцессы Флоры в балете П. И. Чайковского "Спящая красавица", Жизели в одноименном балете А. Адана, Мирейль де Пуатье в балете Б. В. Асафьева "Пламя Парижа", Одетты-Одилии в балете " Лебединое озеро" П. И. Чайковского, Маши в балете " Щелкунчик", Марии и Заремы в " Бахчисарайском фонтане" Б. В. Асафьева. Дианы и Эсмеральды в балете Ц. Пуни " Эсмеральда", партию Коралл в балете Б. В. Асафьева " Утраченные иллюзии" по сюжету одноименного романа О.де Бальзака, партию Медоры в балете А. Адана и Л. Минкуса "Корсар", партию Раймонды в одноименном балете А. К. Глазунова, Лауренсию в балете А. А. Крейна. Дудинская создала сценические балетные образы Панночки в современном балете В. П. Соловьева-Седого "Тарас Бульба", Никии в балете Л. Минкуса "Боядерка", Гаянэ а одноименном балете А. И. Хачатуряна, Золушки в балете С. С. Прокофьева, Снегурочки в "Весенней сказке" Б. В. Асафьева и Милицы в его же одноименном балете, Параши из балета Р. М. Глиэра " Медный всадник. 50-е годы отмечены исполнением таких ролей, как Сюимбике в балете Ф. З. Яруллина "Шурале", принцессы Авроры в балете "Спящая красавица", Гали в балете Н. П. Червинского " Родные поля", Сари в балете Кара Караева " Тропою грома", роль Вакханки в балете Ш. Гуно " Вальпургиева ночь", Баронессы Штраль из балета " Маскарад" Л. А. Лапутина, феи Карабос из "Спящей красавицы". Одно перечисление исполненных партий говорит о значении творчества Н. Дудинской в развитии, как бы это пафосно не звучало, традиций и культуры отечественного балета.
За каждой названной ролью стоят часы, дни, месяцы напряженного труда, который позволял балерине с легкостью исполнять пируэты самой высокой сложности. Формирование индивидуальных особенностей творческого почерка Н. Дудинской шло параллельно становлению новых художественных основ современного классического балета: В 30-е годы в отечественном балете уже наметился отход от ритмизованных спектаклей-пантомим, в которых изначально отрицались все достижения классического танца, характерных для русского балета конца XIX — начала XX века. Становление нового всегда идет через отрицание старого: так же, как было отвергнуто в начале 20-х годов "старое" классическое искусство, в 30-е годы началось переосмысление революционных экспериментов. Этот период отмечен одновременным сосуществованием драмбалетов и спектаклей, в которых шел поиск новой выразительности художественного языка, основанного на возврате к классическим основам русского балета. Балетмейстеры того времени стояли перед выбором между экспериментальным поиском нового художественного языка и притягательной силой классического танца, который сохранялся в таких балетах, как " Лебединое озеро", " Дон Кихот" или " Боядерка".
В новых балетах конца 20-х годов классические па чередовались с физкультурными движениями, пуанты и арабески соседствовали со шпагатом, классический танец включался в тех случаях, когда был оправдан развитием сюжета, тем самым демонстрируя дань выученникам классической школы и украшая сам спектакль. Особенностью балетов тех лет было то, что для изображения реальной жизни использовались новые формы и движения, а для изображения того, что выходило за рамки материального — мечтаний и снов — классический танец. В танцах Н. Дудинской, с первых шагов её профессиональной деятельности за стенами Хореографического училища, прослеживалось явное тяготение к классическим формам: везде, где это было возможно, её выбор склонялся в пользу классики. Не всегда этот выбор был успешным: в качестве примера можно привести "Утраченные иллюзии", в котором существовало не художественное единство, а некое условно равное соотношение между художественной пантомимой и классическим танцем, блестяще исполненными Н. Дудинской. В этом спектакле мастерство юной балерины лишь выявило несостоятельность подобного подхода. А неуспех этого спектакля никак нельзя отнести к творческому провалу балерины: в данно