Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Математическое развитие детей в ДОУ занимает значительное место в их умственном развитии. К ведущим принципам такого рода развития относят отбор содержания, формы организации математического развития детей и учет их возрастных особенностей в освоении математических связей и закономерностей.
Одно из ведущих направлений математического развития – это формирование представлений о количественных представлениях. Важность данной темы не вызывает сомнений. Наличие понимания количественных представлений и соотношений позволит детям в будущем хорошо овладеть не только математикой, но и многими другими науками, где необходимо использование количественного похода. Первое представление о количестве ребёнок получает в результате взаимодействия с этими понятиями. Под влиянием обучающего воздействия процесс восприятия детьми количественных представлений и соотношений постепенно перестраивается. У дошкольников появляется возможность сравнивать, сопоставлять, анализировать и др. у ребёнка формируется способность сравнивать, цилиндр со стаканом, параллелограмм с кирпичиком и др. Проблема ознакомления детей с количественными представлениями может быть рассмотрена в двух аспектах:
- сенсорное восприятие новых форм;
- познавательный смысл особенностей, свойств, и закономерностей процессов.
Цель работы: теоретически обосновать процесс развития количественных представлений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования у дошкольников представлений о количественных представлениях.
Предмет исследования: средства формирования у дошкольников представлений о количественных представлениях.
Задачи:
1. Изучить Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников количественных представлений.
2. Описать особенности развития количественных представлений у детей дошкольного возраста.
3. Предложить методические рекомендации по развитию количественных представлений у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития количественных представлений у детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников количественных представлений
Начало формирования сложной системы общих представлений об окружающем мире начинается в дошкольном возрасте.
Изучение количественных представлений, прежде всего, способствует общему развитию дошкольников. Это подготовка к продуктивной и творческой деятельности каждого ребёнка. Значение развития количественных представлений у дошкольников в процессе их развития чрезвычайно велико. Наличие понимания количественных представлений подразумевает следующее:
-группировка предметов по признакам;
- выработка умений сравнивать и классифицировать;
-работа с разнообразным наглядным материалом.
-изучение состава числа;
- счет, сравнение чисел, арифметические действия и др.
Развитие количественных представлений можно обозначить фундаментом содержательно-предметного мышления ребёнка дошкольного возраста. Дошкольники уже в состоянии выделять общие схемы ориентации в пространстве. Для них это является своеобразной системой координат, внутри которой происходит овладение представлениями о различных свойствах мира. Очень важно помнить, что в дошкольном возрасте у ребёнка преобладает образное мышление. Чем лучше представлены образы знакомых ребёнку предметов, тем лучше он усваивает понятие количество. На занятиях педагог знакомит детей с названиями и признаками математических форм. У ребёнка начинают формироваться пространственные представления о положении предметов и их частей. При этом ребёнок хорошо понимает, что такое больше и меньше [15].
Способность воспринимать форму и количество предметов можно обозначить основой для формирования у детей соответствующих представлений. Это могут быть отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. И.С. Якиманская и И.Я. Каплунович работали над концепцией развития пространственного мышления дошкольников. Процесс усвоения подобного рода понятий происходит в естественных условиях. Постепенно у детей происходит овладение умением творчески перерабатывать свои впечатления в различных формах и количествах.
Н.Н. Поддьяков исследовал тип мышления дошкольников, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. По его мнению – это можно отнести к детскому экспериментированию. Этот путь не задаётся изначально взрослым. А полностью принадлежит самому ребёнку. В ходе экспериментирования у ребёнка формируются особого рода представления. Это позволяет формировать ребёнку исследовательское поведение, в ходе которого он получает ответы на свои вопросы. Это один из наиболее продуктивных источников, благодаря которым дети могут получить ответы на свои вопросы. Представления детей формируются на основе ощущения и восприятия. Педагогу лишь необходимо организовать процесс чувственного восприятия детей, в основе которого лежит ощущение. Можно говорить о том, что это будет являться первой ступенью формирования представлений дошкольника. Под ощущением психологи понимают отражение отдельных свойств, предметов и явлений окружающей действительности, которые действуют непосредственно на органы чувств субъекта. Сегодня существует достаточно много приёмов и методик, с помощью которых воспитатели помогают ребенку формировать знания и о цвете, и о величине, и о количестве. Это, несомненно, помогает осваивать и формировать знания по их многочисленным количественным представлениям.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева, Е.В. Развитие. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Е.В. Андреева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, Н.Е. Веракса и др. – М.: Просвещение, 2015 – 167 с.
2. Арапова - Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарёва. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 178 с.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития [Текст] / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014 – 208 с.
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 – 400 с.
5. Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. [Текст] / С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг. – СПб: Мой учебник, 2017 – 208 с.
6. Веракса, Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 87 с.
7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 224 с.
8. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Под. ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика- Синтез, 2016 – 112 с.
9. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 192 с.
10. Михайлова, З.А. Математика – это интересно. Парциальная программа. ФГОС. [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, В.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
11. Михайлова, З.А. Теории и технологи математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: Детство–Пресс, 2008 – 64 с.
12. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 104 с.
13. Пономарёва, И.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. [Текст] / И.А. Пономарёва, В.А. Позина – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 80 с.
14. Соловьёва, Е.В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 5-6 лет. [Текст] / Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018 – 32 с.
15. Стефанко, А.В. Практический материал для организации образовательной деятельности в группе. [Текст] / А.В. Стефанко. – СПб.: Детство-Пресс, 2017 – 80 с.
16. Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. [Текст] / О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2011 – 96 с.
17. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / А.А. Столяр – М.: Просвещение, 1988 – 303 с.
18. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет. [Текст] / Г.Е. Сычёва. – М.: Гном, 2017 – 102 с.
19. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
20. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов [Текст] / Е.И. Щербакова // М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 272 с.