Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы цифровизация проникает во все сферы жизни, включая высшее образование. Сегодня университеты и колледжи сталкиваются с необходимостью адаптироваться к новым технологиям, чтобы улучшить качество обучения, повысить доступность и эффективность образования. Цифровые технологии позволяют расширять возможности образовательного процесса, например, благодаря онлайн-курсам, электронным библиотекам и базам данных, совместной работе студентов и преподавателей в режиме онлайн и другим инструментам. В данном контексте возникает ряд вопросов о том, каким должно быть высшее образование в эпоху цифровизации, какие технологии лучше использовать, как обеспечить качество обучения и сохранить социальную функцию университетов. Однако независимо от ответов на эти вопросы, цифровизация высшего образования становится неотъемлемой частью современного образования и продолжает менять его лицо.
Цифровизация высшего образования представляет собой не только возможности, но и вызовы и риски. Одним из главных вызовов является сохранение качества образования, так как использование цифровых технологий не всегда гарантирует его повышение. Кроме того, цифровые технологии могут привести к неравенству доступа к образованию, поскольку не все имеют равный доступ к компьютерам, высокоскоростному интернету или цифровым образовательным ресурсам.
Еще одним важным аспектом цифровизации высшего образования является изменение роли преподавателей и студентов. Цифровые технологии позволяют студентам более активно участвовать в образовательном процессе и получать знания из разных источников, что может изменить традиционную модель преподавания и требовать новых навыков у преподавателей.
Цифровизация высшего образования представляет собой сложный и многогранный процесс, который требует внимательного и продуманного подхода. Но при правильном использовании цифровых технологий высшее образование может стать более доступным, эффективным и инновационным, что в конечном итоге позволит студентам получать более качественное образование и готовиться к будущим вызовам и возможностям.
Исследование цифровизации высшего образования является актуальным в настоящее время, так как цифровые технологии уже меняют образовательную среду. Современные студенты все более ориентированы на цифровые технологии и ожидают их использования в обучении. Цифровизация высшего образования и использование цифровых технологий в обучении имеют потенциал сделать образование более доступным и эффективным. Существует множество исследований, которые подтверждают этот тезис. Ниже приведены некоторые результаты и статистика, относящиеся к влиянию цифровизации на высшее образование:
Увеличение доступности: Введение цифровых технологий в образование позволяет преодолеть географические и физические ограничения. Одно исследование показало, что использование онлайн-курсов позволило повысить доступность образования для студентов из отдаленных районов и тех, кто не мог посещать традиционные учебные заведения.
Улучшение обучения: Цифровые технологии предлагают новые возможности для улучшения процесса обучения. Исследование, проведенное Университетом штата Мичиган, показало, что студенты, участвующие в онлайн-курсах, демонстрировали лучшие результаты, чем студенты, обучающиеся только в традиционных классах.
Развитие навыков будущего: Цифровые технологии активно используются в современном рабочем окружении, и студенты, овладевающие этими технологиями в учебной среде, лучше подготовлены к будущим требованиям рынка труда. Исследование, проведенное PwC, показало, что 77% выпускников высших учебных заведений считают, что владение цифровыми навыками играет важную роль в их трудоустройстве.
Более того, в условиях пандемии COVID-19 многие университеты вынуждены переходить на дистанционное обучение, что дополнительно усиливает роль цифровых технологий в образовании. Данное исследование может помочь улучшить качество образования и повысить его доступность, что является одним из важнейших приоритетов современной образовательной политики.
Степень научной разработанности темы. Основное направление исследований, посвященных анализу цифровизации высшего образования, состоит в оценке цифровизация одного из элементов: либо парадигмы обучения, либо организации процесса обучения, либо коммуникаций между основными участниками образовательного процесса.
Анализу института высшего образования посвящены работы исследователей, как М. Буравой. Тощенко Ж.Т, Фуко М. и др.
Современному состоянию высшего образования в России, основным проблемам и тенденциям его развития посвятили свои работы Князев Е.А., Дохикян Л.С., Шевцова Г.В. и др.
Анализ литературы показал, что практически нет исследований, которые были бы посвящены трансформации института высшего образования под воздействием цифровизации и связанных с этим социальных рисков как вероятности позитивного или негативного исхода событий для общества и самого института образования.
Объект исследования – высшее образование как социальный феномен.
Предмет исследования – система высшего образования.
Цель исследования – изучение особенностей использования цифровых технологий в системе высшего образования.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– Дать определение цифровизации высшего образования.
– Изучить цифровизацию в дискурсе социологии образования.
– Охарактеризовать проблемы и ограничения, связанные с использованием цифровых технологий в высшем образовании.
– Выявить преимущества, которые могут быть получены при использовании цифровых технологий в образовании.
– Разработать рекомендации для успешного внедрения цифровых технологий в высшее образование.
Эмпирической базой исследования "Цифровизация высшего образования" являются следующие источники данных:
– Данные федеральной службы государственной статистики о численности пожилых граждан за период с 2000 по 2020 годы. Эти данные предоставляют информацию о количестве пожилых граждан в России на протяжении указанного периода и могут быть использованы для анализа изменений в возрастной структуре населения и потенциальной аудитории для образовательных программ.
– Данные вторичного анализа исследования "О деятельности университетов третьего возраста", проведенного методом анкетного опроса сотрудниками Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) в 2020 году в Нижнем Новгороде. Общее число участников исследования составляло 100 человек. Это исследование вероятно проводилось с целью изучения активности и интересов пожилых граждан в области образования, включая использование цифровых технологий.
Использование этих двух источников данных позволит провести анализ и получить более полное представление о состоянии и потребностях пожилой аудитории в высшем образовании и ее отношении к цифровым технологиям.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Социологические концепции цифровизации высшего образования
Цифровизация высшего образования является неотъемлемой частью процесса цифровой трансформации современного общества. В рамках этой трансформации возникает необходимость перехода от традиционной модели образования к новой, основанной на использовании цифровых технологий. Цифровизация высшего образования включает в себя широкий спектр технологий и инструментов, таких как онлайн-курсы, вебинары, электронные учебники, онлайн-тесты и т.д.
Цифровизация высшего образования – это актуальная тема для социологического исследования. В современном обществе цифровизация охватывает все сферы жизни, включая образование. Многие исследователи считают, что цифровые технологии могут изменить не только процесс обучения, но и саму структуру образовательных учреждений.
Анализ цифровизации образования с точки зрения теории информационного общества и концепций изучения образовательных стратегий молодёжи может представить следующие аспекты:
– Теория информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, Э. Тоффлер):
– Преобразование образования: Согласно теории информационного общества, цифровизация образования является неотъемлемым аспектом перехода к информационному обществу. Цифровые технологии меняют формы передачи, хранения и обработки информации, вносят инновации в образовательные процессы.
– Информационные технологии и социальные изменения: Теория информационного общества подчеркивает влияние информационных технологий на социальные структуры и отношения. Цифровизация образования создает новые формы взаимодействия и социальных связей в рамках образовательных сообществ и способствует появлению новых образовательных моделей, таких как онлайн-образование и массовые открытые онлайн-курсы (MOOC).
– Концепции изучения образовательных стратегий молодёжи (Ю.Р. Вишневский, Ю.А. Зубок, В.И. Чупров и др.):
– Адаптация к изменениям: Концепции изучения образовательных стратегий молодёжи акцентируют внимание на адаптации молодого поколения к быстро меняющимся условиям общества. Цифровизация образования предоставляет молодежи возможность освоения новых навыков и компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе.
Инклюзивность и доступность: Концепции образовательных стратегий молодёжи подчеркивают необходимость создания равных возможностей для получения образования. Цифровизация образования может снизить географические и социальные барьеры, делая образование более доступным и инклюзивным для различных слоев населения и молодежных групп.
Цифровизация высшего образования является важной темой для социологического исследования, которая позволяет
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодёжи: результаты комплексного прикладного исследования / Е.В.Бродовская, А.Ю.Домбровская / Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1 (149). С. 228-251.
2. Буравой, М. Комментарий: за глобальную социологию низших слоев? / М. Буравой // Социол. исслед. - 2009. - № 4.
3. Буравой, М. Что делать? Тезисы о деградации социального бытия в глобализирующемся мире / М. Буравой // Социол. исслед. - 2009. - № 4.
4. Введение в «Цифровую» экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И. А. Зимненко. — ВНИИ Геосистем, 2017. — 28 с.
5. Вырковский А.В. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / А.В. Вырковский, Е.Л.Вартанова, М.И.Максеенко, С.С.Смирнов. М.: МедиаМир. 2017. 160 с.
6. Гераськина М.Г. Развитие профессиональной компетентности персонала общеобразовательных учреждений в обеспечении личностной безопасности учащихся: автореф. дис. … канд. психол. наук. Рязань, 2007, 21 с.
7. Глухов В.В., Васецкая Н.О. Смарт-образование как инструмент повышения качества профессиональной подготовки / Глухов В.В., Васецкая Н.О. / Вопросы методики преподавания в вузе, 2017. – Т. 6. – № 21. – С. 8–17.
8. Гнатышина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты / Е.В. Гнатышина, Н.О. Саламатов / Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №8
9. Гриневич Л. А. Цифровизация высшего образования в современной России: теория и практика / Л.А. Гриневич / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021.
10. Джуринский А. Н. Цифровое образование в Западной Европе и США: надежды и реальность / А.Н. Джуринский / Новосибирск: Сибирский педагогический журнал, 2019. №3. С.162-167.
11. Джуринский А.Н. Цифровое образование в Западной Европе и США надежды и реальность / А.Н. Джуринский // Новосибирск: Сибирский педагогический журнал. – 2019. – №3. – С.162-167
12. Дохикян Л.С. Сравнительный анализ высшего образования в России и США: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Л.С. Дохикян; науч. рук. Л.А. Байкова; РГУ им. С. А. Есенина. — Рязань: РГУ, 2006. — 21 с.
13. Ивановский Б.Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России: преимущества и риски / Б.Г. Ивановский // Социальные новации и социальные науки. 2021. №1 (3).
14. Калугина Е.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2000. – 215 с.
15. Кликунов Н.Д. Влияние сетевых технологий на трансформацию высшего образования в России / Н.Д. Кликунов / Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 78–85.
16. Князев, Е. А. Институциональная динамика в российском высшем образовании: механизмы и траектории / Е. А Князев, Н. В.Дрантусова //Университетское образование практика и анализ. - 2013 -№ 1.-С. 6-17
17. Курмангулов А.А., Фролова О.И., Соловьева С.В. Перспективы внедрения электронного обучения в образовательный процесс медицинского вуза / А.А Курмангулов, О.И. Фролова, С.В. Соловьева / Высшее образование в России. 2017, N 8/9. С. 116–120.
18. Тощенко, Ж. Т. Публичная или профессиональная публичная социология? / Ж. Т. То-щенко, Н. В. Романовский // Социол. исслед. - 2009. - № 4.
19. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. - Киев : Ника-Центр, 1996. - 208 с.
20. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски /В.Г Халин, Г.В. Чернова / Управленческое консультирование. 2018. №10. С.46-62.
21. Шевцова Г.В. Сравнительная характеристика стандартов высшего языкового образования в России и США [Электронный ресурс]: На примере неязыковых вузов: дис. канд. пед. наук: 13. 00.08., М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной библиотеки). — 212 с.
22. Higgins St., Xiao Z., Katsipataki M. The Impact of Digital Technology on Learning: A Summary for the Education Endowment Foundation. Full report. Durham University, 2012.
23. Saykili A. Higher education in the digital age: The impact of digital connective technologies // Journal of Educational Technology & Online Learning. 2019. №. 2 (1). P. 1–15.
24. Talan T, Doğan Y, Batdı V. Efficiency of digital and non-digital educational games: A comparative meta-analysis and a meta-thematic analysis. Journal of Research on Technology in Education. 2020;52(4):474–514. Doi:10.1080/15391523.2020.1743798.
25. Tang C, Mao S, Xing Z, Naumann S. Improving student creativity through digital technology products: A literature review. Thinking Skills and Creativity. 2022;44:101032. doi:10.1016/j.tsc.2022.101032.
26. Tolani-Brown, N., McCormac, M., & Zimmermann, R. (2011). An analysis of the research and impact of ICT in education in developing country contexts. In ICTs and sustainable solutions for the digital divide: Theory and perspectives (pp. 218–242). IGI Global.