Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы театрализации на уроках литературного чтения как средства развития речи младшего школьника 5
1.1. Особенности развития речи младшего школьника 5
1.2. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьника 13
Глава 2. Методические аспекты театрализации на уроках литературного чтения как средства развития речи младшего школьника 22
2.1. Организационно – педагогические условия театрализации на уроках литературного чтения как средства развития речи младшего школьника 22
2.2. Методические рекомендации по развитию речи младшего школьника на уроках литературного чтения посредством театрализации 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Особенности развития речи младшего школьника
Такое понятие как развитая речь чрезвычайно актуально для каждого субъекта обучения. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в совместной деятельности, в общественной жизни и в обмене информацией. Речь всегда духовно обогащает человека [12].
Исследователь Т.Г. Рамзаева рассматривает речь как ведущий вид человеческой деятельности. Речь субъекта, прежде всего, демонстрирует тип мышления, который основан на использовании средств языка. Это слова, фразы, предложения и др. Каждый педагог проводит систематическую работу по формированию языковой компетенции у младших школьников.
Большое значение в данном случае приобретает методически скоординированная работа педагогов по развитию речи у младших школьников. Основным способом подобной организации является работа по развитию речи на уроках литературного чтения. Специалисты признают, что овладение речью младшими школьниками затруднено рядом различных причин. Это может быть не всегда правильная речь в семье, или недостаточный словарный запас ребёнка и др. [4]. Причин может быть достаточно много.
С помощью речи, люди общаются между собой. Они обмениваются информацией друг с другом и выражают свои мысли. С помощью речи человек обогащается духовно, при условии, что он этим хорошо и правильно владеет. Для речи субъекта характерен ряд следующих функций:
1. Каждое слово, или предложение имеет определенный контекст.
2. Сообщения – это передача информации.
3. Словесные выражения – это воспроизведение текста с помощью интонации, ударения и построения.
Л.С. Выготский писал, что при овладении связной речью, ребенок переходит от части, к целому. Он постепенно овладевает каждым словом. Вначале ребёнок переходит к комбинациям из двух или трех слов, затем к простой фразе и позже, овладевает сложными предложениями. Заключительным этапом в этом процессе становится связная устная речь. Она состоит из серии предложений [24].
В данном случае речь пойдёт о театрализации как средства развития речи младших школьников. Под театрализацией понимают театрализованные игры, которые обогащают речь ребёнка. Игровой деятельностью ребёнок увлечён в любом возрасте. В начальной школе ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность, но речь не идёт о том, что игровая деятельность у ребёнка перестала быть ведущей. В современной образовательной среде всё чаще используют игровые образовательные технологии, которые позволяют значительно активизировать возможности ребёнка. Чаще всего речь идёт о дидактических играх. При использовании театрализации в основном реализуются ролевые и театрализованные игры.
Поэтические образы, с которыми дети знакомятся в процессе театрализованной игры, начинают входить в активный словарь ребенка и становятся достоянием детской речи. В театральной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Это активизирует его мышление и тренирует память. У ребёнка развивается художественно - образное восприятие, фантазия, и совершенствуется речь.
В соответствии с реализацией образовательной программы и ФГОС, современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности.
Учитель начальных классов, прежде всего, выполняет требования ФГОС НОО. В качестве одного из основных требований ФГОС НОО к результатам образования выступает овладение младшими школьниками универсальными учебными действиями (УУД), познавательными, регулятивными и коммуникативными. УУД призваны обеспечить овладение детьми ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Владение всем комплексом УУД даст детям очень многое и прежде всего – даст возможность самостоятельно открывать для себя новые понятия и способы действий. Для этого, учителю необходимо перестроиться, с транслятора знаний на педагога – проектировщика, который полностью владеет всем современным педагогическим арсеналом в виде продуктивных образовательных и информационно – коммуникационных технологий.
Каждому ребёнку необходимо научиться ставить цель и намечать план по ее достижению. Это относится к формированию всех УУД, в том числе и регулятивных. Цель – это, прежде всего, предвосхищаемый результат. Это означает, что каждому ребёнку необходимо учиться прогнозировать и таким образом можно рассматривать каждое универсальное учебное действие. При этом очевидно, что современный учитель одним лишь комбинированным уроком сегодня никак не обойдётся. Речь не идёт о том, что в серии своих уроков учитель не может использовать комбинированные уроки. Они себя достаточно хорошо зарекомендовали при отработке предметных умений и навыков, но если говорить о способности детей формулировать проблемы, противоречия и гипотезы, урок, соответственно, должен быть проблемным.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: 2009. -157 c.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - 3-е изд. [Текст] /М.М. Алексеева, В.И.Яшина.— М.: Издательский центр Академия - 2000. - 400 с.
3. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе [Текст] / Е.В. Архипова.- М.: Начальная школа. - 2000. - No4. - С.35-39.
4. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников [Текст] / Ю.О. Бронникова.- М.: Начальная школа. – 2003. - No10. -С.41-44.
5. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г.В. Бобровская. - М.: Начальная школа.- 2003. - No4. -С.47-51.
6. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - № 14 (73). - С. 289-292. - URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 22.04.2023).
7. Горина, Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Л.В Горина. - М.: Знание. - 2010. – 76с.
8. Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников [Текст] / О.Ю. Елькина. - М.: Педагогика, 2004. – 23-28c.
9. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение [Текст] / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 224с.
10. Карпова, А.А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова.// Образование и воспитание. - 2016. - № 5 (10). - С. 133-138. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения: 22.04.2023).
11. Киселёва, Е.А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 966-969. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23901/ (дата обращения: 22.04.2023).
12. Леднева, И.Ю. Вариант практического подхода к организации преемственности начального и среднего звена при переходе на новые ФГОС //Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы: сборник научных статей третей Всероссийской интернет- конференции [Текст] / И.Ю. Леднёва, Н.В. Чупыгина., Е.А. Тулякова., И.В. Серафимович. Под ред. Е.В. Карповой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ.- 2013. - 90-94c.
13. Никитина, Е.Е. Обучение младших школьников творческим работам на основе интеграции языковой и литературной подготовки [Текст] / Е.Е. Никитина. - М.: Начальная школа, 2007. – 5с.
14. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку[Текст] / Н.В. Пудовкина, Л.П. Нестерова - М.: Молодой ученый, 2016. - 809-813с.
15. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку / Н. В. Пудовкина, Л. П. Нестерова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 809-813. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25975/ (дата обращения: 22.04.2023).
16. Рамзаева, Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования [Текст] / Т.Г. Рамзаева.- М.: Начальная школа, 2003. - 14-23с.
17. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку/ О.И. Соловьёва.- М.: Молодой ученый, 2006. – 128с.
18. Толстова, В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников / В. Г. Толстова // Молодой ученый. - 2014. - № 7 (66). - С. 565-567. - URL: https://moluch.ru/archive/66/10935/ (дата обращения: 22.04.2023).
19. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева.- М.: Просвещение, 2001. – 56с.
20. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ (дата обращения: 22.04.2023).
21. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г. УМК «Школа 2100» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php#m5-3 (дата обращения: 22.04.2023).
22. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника. / Е.И. тихеева.- М.: Просвещение. - 2000. – 34с.
23. Уфимцева, Л.П. Диагностика речевого развития младших школьников [Текст]/ Л.П. Уфимцева // Начальная школа.-2004.-No4, С. 17-21
24. Ушакова, О.С. Методика развития связной речи детей младшего
школьного возраста. Пособие для педагогов [Текст] / О.С. Ушакова.- M.: Владос, 2010г. – 67с.
25. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ.- 2009. - 206 с.