Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Особенности формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста 4
1.1 Содержание понятия «экологическое сознание» и характеристика его структурных компонентов 4
1.2 Задачи дошкольного образования по формированию экологического сознания 7
1.3 Особенности развития экологического сознания для детей старшего дошкольного возраста 9
1.4 Трудности развития экологических знаний 12
2. Методические возможности применения природоведческих книг для формирования экологического сознания в старшем дошкольном возрасте. 16
2.1 Методика развития экологического сознания в старшем дошкольном возрасте 16
2.2 Понятие природоведческой книги и её значение в развитии экологического сознания 19
2.3 Особенности использования работы с природоведческой книгой 21
3. Практические аспекты формирования экологического сознания в старшем дошкольном возрасте 25
3.1 Конспекты занятий в работе с природоведческой книгой 25
Заключение 30
Список использованной литературы и источников 32
Фрагмент для ознакомления
2
Содержание понятия «экологическое сознание» и характеристика его структурных компонентов
Уже ни один десяток лет актуальной проблемой является взаимосвязь человека с природой. Только понимание человеком, что он часть природы может спасти планету. Такое осознание формируется только при условии понимания и принятия экологической культуры, становление которой начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Экологическое сознание составляет совокупность представлений теоретических и практических знаний, чувств, отражающих проблемы взаимодействия общества и природы. Для того чтобы у человека произошло формирование экологического сознания, необходимо, чтобы усвоенные им экологические нормы стали одновременно нормами его поведения по отношению к природе. Экологическое сознание включает в себя экологические знания: выводы, сведения, факты, обобщения о взаимоотношениях и обмене, которые происходят в мире животных и растений, в сфере их обитания и окружающей среде. Ответственность по отношению к природе и эстетические чувства, являющиеся составной частью экологического сознания, побуждают человека соблюдать осторожность в отношении к окружающей природной среде [9].
Многим ученым экологическое сознание видится как теория отражающая проблемы соотношений общества и природной среды. Другие же определяют экологическое сознание как сложную систему, сформированную в процессе удовлетворения человеком своих потребностей при изменении взаимоотношений с природой и ее объектами [2].
Некоторые авторы считают, что понятие «экологическое сознание» охватывает ту область человеческих знаний и действий, которая связана с воздействием человека на окружающую природную среду. Такое воздействие непременно приводит к изменениям самой структуры природы.
Многие ученые в своих работах выделяют структурные компоненты экологического сознания, пытаются описать их основные свойства или признаки. В структурных компонентах наблюдается концентрация внимания на объектах и явлениях животного и растительного мира; норма восприятия экологических принципов, которые характерны для данного общества и поколения.
Саморефлексивность является одним из основных компонентов экологического сознания. Также можно отметить знаковую и символьную предопределенность, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы; социально-экологический характер сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе ценностями и нормами, а также сформировавшимися традициями и другое [9].
Также экологическое сознание можно представить в виде совокупности индивидуальных и групповых представлений о взаимосвязях человека и природы, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия [2].
Существует ряд взаимосвязанных структурных компонентов экологического сознания показанных на рисунке.
Антропоцентрическое экологическое сознание входит во все сферы деятельности человека, в центр внимания, которых поставлен принцип полезности для человека. Оппозиция человека и природы влечет за собой появление глобальных проблем и противоречий в экологическом сознании. Но полезность не является устойчивым понятием, поэтому антропоцентрическое сознание не отражает в полной мере экологические проблемы, что послужило основой для выработки нового взгляда на сущность экологического сознания.
Экоцентрическое экологическое сознание – это система знаний и представлений о мире, для которой характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой [2].
Коллективное экологическое сознание выступает в виде обобщённых взглядов на теорию отношения к природе, определяющую уровнем понимания природы, окружающей природной среды как неотъемлемой части человека и человечества в целом. Часто коллективному экологическому сознанию характерна единая трактовка форм и содержания взаимоотношений человека с природой, единый знак оценки результатов такого взаимодействия и единые цели организации и реализации данного взаимодействия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.
2. Бегидова С. Н. Структура экологического сознания / С. Н. Бегидова, И. В. Макрушина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. – №3 (143). – 16-23.
3. Грецкая Ю. П. Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой / Ю. П. Грецкая // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. – Москва: Буки-Веди, 2019. – С. 37-39.
4. Гурина А. А. Важность приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы: образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru (дата обращения 20.04.2023).
5. Капцов А. В. Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении / А. В. Капцов, В. И. Панов // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. – № 4. – C. 72-80.
6. Ковалева И. А. Использование природоведческой литературы в работе с детьми дошкольного возраста: международный педагогический портал – URL: https://solncesvet.ru (дата обращения 20.04.2023).
7. Левжинская Н. Н. Методические рекомендации по организации уголка книги в группах старшего дошкольного возраста / Н. Н. Левжинская, Т. В. Кияшко, И. А. Земская // Вестник науки и образования. 2021. – №8-2 (111). – С. 76-82.
8. Лифанова Ж. Н. Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий / Ж. Н. Лифанова, Т. Г. Ханова // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Ч. 1. Нижний Новгород: НГПУ Козьмы Минина, 2019. – С. 204-206.
9. Макарова О. А. Психологические основы становления экологического сознания детей старшего дошкольного возраста / О. А. Макарова // Молодой ученый. 2019. – № 13 (147). – С. 208-210.
10. Мамедов Н. М. Концепция устойчивого развития: глобальное видение и российская действительность / Н. М. Мамедов // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 1. – С. 71-78.
11. Мельникова Е. С. Особенности развития элементов экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста / Е. С. Мельникова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru (дата обращения 20.04.2023).
12. Муратова А. А. Особенности приобщения ребенка дошкольного возраста к чтению художественной литературы в современных условиях / А. А. Муратова // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. – №6. – С. 89-98.
13. Огольцова Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская // Молодой ученый. 2020. – № 11 (301). – С. 259-261.
14. Панов В. И. Экологическая психология: направления и тенденции / В. И. Панов // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020. – №1. – С. 36-44.
15. Римашевская Л. С. Приобщение детей к природе в опыте педагогического института дошкольного образования: от истории к современности Л. С. Римашевская, Т. А. Ивченко // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018. – №3. – С. 46-56.
16. Смолова Л. В. Экологическая психология: учебник для вузов / Л. В. Смолова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 882 с.
17. Середина С. Н. Роль экскурсий в развитии познавательных способностей детей / С. Н. Середина // Сборник научно-методических статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника. - Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. – С. 216-219.
18. Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания (из опыта работы МБДОУ «Детский сад № 383» г.о. Самара) Самара: Изд-во ООО «Порто-принт», 2019. – 206 с.
19. Ханова Т. Г. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе / Т. Г. Ханова // Вестник Мининского университета. 2019. – Т.6. – № 2 (23). – С. 11.
20. Шафикова Г. Р. Применение проектных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста / Г. Р. Шафикова, Р. Б. Тукбаева // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. – №2 (87). – С. 71-80.