Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации 5
1.1.Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации 5
1.2. Налоги как основа формирования доходов бюджета 7
Глава 2.Анализ и оценка роли налогов в формировании доходов на примере федерального бюджета 11
2.1 Характеристика состава и структуры доходов федерального бюджета Российской Федерации 11
2.2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации 16
Глава 3 Совершенствование механизма формирования налоговых доходов федерального бюджета 19
3.1.Направления развития налоговой политики 19
3.2.Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации 23
Заключение 28
Список использованных источников 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Становление современной налоговой системы России происходило в условиях сильнейшего трансформационного спада, обусловленного сменой отношений собственности и процессами институционального «переформатирования» экономической системы общества. Эффективному построению налоговых отношений препятствовало отсутствие не только базиса в виде продуктивной экономики, но и практического опыта администрирования системы бюджетных доходов в качественно новых, рыночных условиях хозяйствования.
Именно эти причины объясняют ряд «провалов» в создании эффективной и справедливой налоговой системы России. Будучи, по сути, компиляцией, составленной из практики стран с развитой рыночной экономикой, российская налоговая система 90-х годов ХХ века показала свою недостаточную состоятельность как в фискальном аспекте, так и с точки зрения государственного регулирования. Ее симптоматичной характеристикой в указанный период является наличие существенного разрыва между законодательно установленным (вмененным) и фактически реализованным налоговым бременем
Однако, вопросы методологии системы формирования налоговых доходов федерального бюджета, а также совершенствование существующих и обоснование новых инструментов системы формирования налоговых доходов федерального бюджета, требует комплексного исследования.
Целью данного исследования является изучение особенностей анализа и оценки налоговой системы Российской Федерации.
Указанная цель исследования обусловила необходимость постановки и решения ряда задач, а именно:
1. представить теоретические основы налоговой системы Российской Федерации
2. уточнить с учетом современного этапа бюджетной реформы в Российской Федерации организационные принципы формирования федерального бюджета;
3. исследовать механизм формирования налоговых доходов федерального бюджета;
4. проанализировать состав и структуру налоговых доходов федерального бюджета;
5. обосновать предложения по совершенствованию нормативно - правового и методического обеспечения формирования налоговых доходов бюджета.
Объектом данного исследования являются налоговая система Российской Федерации.
Предметом данного исследования являются теоретические, методические и организационно-правовые аспекты формирования налоговых доходов бюджета.
Методология данной работы основана на методах научного познания, а именно на общелогических (группировка, систематизация и классификация), специальных (эмпирического исследования (сравнение и сбор), синтез теоретического и практического материала).
Исследования в работе основывались на материалах федерального бюджета за период 2014-2016 годы.
Информационной базой исследования послужили действующие нормативно - правовые акты Российской Федерации, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, монографии и публикации в периодической печати по исследуемой теме, ресурсы сети Интернет.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что они могут быть использованы органами государственной власти для дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства в области формирования налоговых доходов федерального бюджета.
Глава 1.Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации
1.1.Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации
Любая система налогообложения, как известно, основывается на строго зафиксированных принципах, регламентированных нормами права общественных отношений, которые складываются в связи с установлением и взиманием определенного количества налогов и сборов. [32, с.130]
В современном налоговом законодательстве нет определения понятия системы налогообложения. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» действовавший ранее содержал это понятие. Оно используется в теории и в наши дни только ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины теперь же государственная пошлина относится к сборам; таможенные пошлины, раньше были институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, но в процессе усовершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к выводу, что таможенные пошлины относятся только к отрасли таможенного права.
Налоги и сборы - это основа налоговой системы. С ее помощью государство осуществляет свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и экономикой страны в общем. [33, с.32]
Теперь я охарактеризую налоговую систему в современной России. Ее структура содержит три уровня:
• федеральный;
• региональный;
• местный.
Размер налога определяет соответствующий уровень бюджета, в который он поступает. Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одни и те же налоговые ставки, правила перечисления и расчета в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
• налог на добычу полезных ископаемых;
• НДФЛ;
• налог на прибыль организаций;
• водный налог;
• НДС;
• акцизы;
• госпошлина
• Сюда же относят и налоговые специальные системы: ЕНВД, УСН, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги тоже принимаются Налоговым кодексом Российской Федерации в федеральном масштабе. Главы регионов могут модифицировать условия обложения налогами по собственному выбору, но, только не нарушая положений НК. К примеру, регионы имеют право ввести налоговую ставку, но она не может быть больше уровня, принятого в НК РФ. Все изменения должны соответствовать законами субъектов Российской Федерации. [28, с.50] Сюда относится и транспортный налог, и налог на игорный бизнес, и также на имущество организаций. Органы регионального управления тоже имеют право введения в действие специальных налоговых режимов и внесения в них собственных корректив, но согласно положениям НК РФ местные налоги, так же, как и прочие налоги и сборы в России, тоже утверждаются Налоговым Кодексом Российской Федерации. Местные органы самоуправления могут вносить в них дополнения и изменения, не выходя за рамки Кодекса. К местному налогообложению относятся:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145 -ФЗ (ред. от 29.12.2015 года) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 года)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2015 года)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015 года)
4. Федеральный закон от 30 сентября 2015 года № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 14.12.2015 года № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 года № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года»
7. Приказ Минфина России от 08.06.2015 года № 90н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 года № 65н»
8. Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.minfin.ru.
9. Доклад Министерства финансов Российской Федерации. Об основных направлениях повышения эффективности расходов ффедеральног о бюджета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.ru.
10. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»
11. Бюджетное послание Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13.06.2015 года «О бюджетной политике в 2016-2018 годах». - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru
12. Концепция долгосрочного социально -экономическогоразвития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распоряж. Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р. - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru
13. Аналитический доклад Я.М. Миркина, зав. отделом международных рынков каптала ИМЭМО РАН «Главные риски 2016 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.mirkin.ru.
14. Акинин П.В. Государственно-частное партнерство как ресурс модернизации российского общества \ Материалы научно-практической конференции: Институт Дружбы народов Кавказа. - Ставрополь: РИО ИДНК, 2010, - с. 5-14
15. Васюнина М.Л. Совершенствование управления доходами бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит.2 015. - № 9. - С. 37-45.
16. Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, M.JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - Инфра-М, 2014. - 576 с.
17. Дьяченко, М.В. Бюджетные механизмы стабилизационной финансовой политики России / М.В. Дьяченко // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 9 (99)
18. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.gov.ru.
19. Кармазина, Т.Н. На пути к программному бюджету / Т.Н. Кармазина // Бюджет. - 2016. - № 2. - С. 25-29.
20. Климанов, В.В. Внедрение программного бюджета: первые проблемы и вопросы / В.В. Климанов, А.А. Михайлова // Финансы. - 2014. - № 9. - С. 8-10.
21. Кузнецова, О.В. Экономическая составляющая федеральных отношений / О.В. Кузнецов // Сравнительное конституционное обозрение. - 2015. - № 2 (87). С. 34-44.
22. Курбатова, О.В. Принципы налоговой системы / О.В. Курбатова. // Налоги.2016. - № 2. - С. 18-20.
23. Курочкин, В. В. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления. / В. В. Курочкин, М. К. Басиев. // Финансы, 2016. - № 1. - С. 28-32.
24. Кулаченко, Г.М. О внедрении программного бюджета / Г.М. Кулаченко // Финансы. - 2015. - № 2. - С. 16-20.
25. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. 353 с. - Серия : Бакалавр.
26. Маркина, Е.В. Финансы: учебник/коллектив авторов; под. ред. Е.В. Маркиной. - 2-е изд. М. КНОРУС, - 2014. - 432 с.
27. Марчева, И.А. Налоги и налогообложение: Учебно -методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. - 122 с.
28. Налогообложение организаций: учебник / коллектив авторов: под науч. ред. Л.И. Гончаренко. — М. : КНОРУС, 2014. — 512 с. — (Бакалавриат).
29. Райзберг, Б.А. В поисках методологии / Б.А. Райзберг // Бюджет. - 2015. - № 7. - С. 35-37.
30. Никулкина, И. В. Общая теория налогообложения / И. В. Никулкина. - М. : Эксмо, 2015. - 176 с.
31. Орлов, А. НДС и воспроизводственный процесс / А. Орлов. // Вопросы экономики. - 2014. - № 7. - С. 129-139.
32. Павлова, Л. П. Отдельные аспекты совершенствования налоговой политики / Л. П. Павлова, В. В. Панкратов. // Финансы. - 2015. - № 4. - С. 31-35
33. Пансков, В. Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков / В. Г. Пансков. // Финансы. - 2014. - № 12. - С. 31-35.
34. Пансков, В. Г. Возможные пути решения проблемы незаконного возмещения НДС / В. Г. Пансков. // Финансы, 2015. - № 8. - С. 37-42.
35. Пономарева, Н.В. О некоторых подходах к управлению системой налогообложения / Н.В. Пономарева // Финансы. - 2015. - №10. - С. 27-30.
36. Романов, Б. А. Проблемы налогового законодательства Российской Федерации: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, регистрация налогоплательщиков. - М. : РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 174 с.
37. Сульженко, В.С. Глобальное регулирование национальных финансово - бюджетных систем: восстановление стабильности [Текст] / В.С. Сульженко // Финансы и кредит. - М., 2015.
38. Тимошенко, В.А. Проверки налоговых органов / В.А. Тимошенко, Л.В. Спирина. - М. : Дашков и К, 2012. - 400 с.
39. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2012 г. - 431 с.
40. Федулова, С.Ф. Финансы: учебное пособие. 4-е издание, переработанное и дополненное / С.Ф. Федулова. - Ижевск, Изд-во Институт экономики и управления, ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2014 - 425 с.