Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях, связанных с высокой глобальной конкуренцией, в которых почти все крупные предприятия обладают доступом примерно к одним и тем же технологиям, необходимо учитывать факт, что на эффективное достижение целей организации влияет, в основном, принятие управленческого решения, которое было бы эффективным. Ясно, что на различных уровнях руководства необходимо принимать оптимальные решения исходя из имеющейся информации.
Управление предприятием это сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя планирование, организацию, мотивацию персонала, контроль деятельности и иные промежуточные задачи. Современная наука считает управление организацией одним из самых сложных социальных феноменов, в связи с чем этому вопросу уделяется значительное внимание.
Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия — от рабочего до директора.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с помощью исследований жизненного цикла организации и закономерностей ее развития можно предсказывать дальнейшее её развитие, предотвратить кризисы, своевременно осуществлять преобразования, позволяющие избежать гибели организации. Применяя понятие жизненного цикла, можно увидеть, что существуют отчетливые стадии, через которые проходят организации, и что переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми, а не случайными.
Объектом курсовой работы является закономерности развития организации.
Предметом курсовой работы является жизненный цикл компании «Лабиринт»..
Цель данной работы - разработка предложения по совершенствованию деятельности «Лабиринт» на основе анализа ее жизненного цикла.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
1. Изучить теоретико-методологические основы анализа жизненного цикла организаций.
2. Исследовать структуру «Лабиринт».
3. Проанализировать жизненный цикл «Лабиринт» с целью определения стадии ее функционирования и основных связанных с ней проблем.
4. Сформулировать предложения по решению выделенных проблем, способных привести к развитию организации.
Исследованию вопроса жизненного цикла организаций посвящено много внимания в научной литературе. В исследованиях А.А. Шамрая, И. В. Ивашковской, Д. О. Янгеля, О.Н. Лихачева, С.А. Щурова, М.В. Куранова анализируются вопросы, связанные с жизненным циклом предприятий, его количественными и качественными характеристиками, потребностями и факторами, определяющими траекторию и динамику развития предприятий на различных этапах существования.
Заключение
Жизненный цикл организации представляет собой совокупность стадий, через которые проходит организация в процессе функционирования. Теория жизненных циклов организации - одна из распространенных современных эволюционно-телеологических, естественных моделей, рассматривающая организационное развитие как некий аналог процессов развития биологического организма. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации.
На основе экономического анализа можно выявить стадию жизненного цикла, на которой находится организация. Руководством компании был пройден тест по системе Института Адизеса. По результатам организация находится на стадии «Ранняя бюрократия» или «Салем-сити (Охота на ведьм)».
Необходимо понимать, что данная стадия для организации является нежелательной. В процессе функционирования организации работают над тем, чтобы достичь стадии расцвета и удержаться на ней.
Существует 7 основных причин старения организации и угасания ее деятельности:
1. Воспринимаемая доля рынка по сравнению с ключевыми конкурентами.
2. Ментальный возраст ключевых лиц, принимающих решения в компании.
3. Функциональность стилей управления старшего руководства.
4. Функциональность организационной структуры.
5. Цели, показатели, вознаграждения, определяющие поведение сотрудников.
6. Значительные сдвиги на рынках, в экономическом климате, в технологиях и т.д.
7. Действия отраслевых регуляторов.
В стареющих компаниях структура должна рассматриваться перед стратегией.
Чтобы ввести новые стратегии и омолодить дух предпринимательства в стареющей компании в первую очередь нужно изменить организационную структуру, чтобы компания стала более гибкой. Усилия по реструктуризации должны определить, создать и защищать новые бизнес-единицы, которые смогут разжечь предпринимательскую жизнеспособность.
Руководство также должно продать убыточные подразделения, остановить негативный денежный поток и сосредоточиться на выживании. На данный момент убыточных подразделений у «Лабиринт» пока что не появилось, но есть находящиеся вблизи нулевой рентабельности.
Разумным решением является скорейшее и управляемое преобразование организации «Лабиринт».
Структура организации на время реорганизации, по мнению автора, должна быть адаптивной (органической). Рекомендуется матричная структура. Особенность матричных структур заключается в обязательном выделении конкретного лица - руководителя программы, которому передается вся полнота ответственности за достижение целей программы. В «Лабиринт» - это должен быть наемный менеджер, управляющий реорганизацией.
После внедрения матричной структуры управления, по завершению проектов изменения организации (творческая стадия роста), возникнет кризис лидерства, т.к. приглашенные менеджеры проектов после решения обозначенных задач преобразования организации и первичного стратегического планирования либо покинут организацию, либо будут внедрены в ее обновленную структуру.
При найме менеджеров для реализации матричного управления организацией возможны сокращения, так как увеличивать численность сотрудников не представляется рациональным.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / И. Адизес. - СПб.: 2007. — 384 с.
2. Бедрягин А.Н., Тамразян Д.А. Модели жизненных циклов организаций // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 9 (33). С. 59-61.
3. Заговора О. В., Концевич В. Г. Учет особенностей ИТ-проектов при определении их жизненного цикла // ВЕЖПТ. 2011. №7 (49) С.8-10.
4. Захаров В.В., Елесина М.В., Рашкеева И.В. Управление организацией на разных стадиях жизненного цикла на примере аэропорта «Шереметьево» // Альманах современной науки и образования. 2014. № 11 (89). С. 64-69.
5. Клёпова С. А., Максудова Ш. И. Жизненный цикл организации как инструмент стратегического антикризисного управления // Успехи современного естествознания. 2012. №4 С.107-109.
6. Лебедева Е.А. Управление организацией с помощью жизненных циклов И.К. Адизеса // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. № 7. С. 41-44.
7. Медведев С. О., Мордвинов С. В. Экологический фактор в теории жизненных циклов организации // Вестник КрасГАУ. 2010. №11 С.32-37.
8. Мохов А.А. Управление жизненным циклом коммерческих организаций // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 1. С. 36-41.
9. Одлис Д.Б. К вопросу оценки продолжительности жизненного цикла организаций // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. № 1 (3). С. 329-330.
10. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М: МЦФЭР. 2010. - 379 с.
11. Семенова В. В., Левшина М.С. Особенности комплексной стратегии на каждом этапе жизненного цикла организации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. №1-1 С.15-19.
12. Тихомирова Д.В. Административно-правовые условия смены стадий жизненного цикла организаций // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 17 (372). С. 67-70.
13. Ушакова Т.В., Мухаметзянов Р.З. Экономический анализ в рамках моделей жизненного цикла организаций // Казанский экономический вестник. 2015. № 3 (17). С. 101-105.