Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Понятие звуковой культуры речи и её значение для развития личности ребёнка
Звуковая культура речи - понятие широкое. Речевая культура включает в себя правильность, выразительность и ясность дикции речи (фонетическую и орфоэпическую правильность речи) - все то, что обеспечивает правильное произношение речи. Для воспитание звуковой культуры речи предполагается развитие правильного звукопроизношения и правописания необходимо развитие слуховых, дыхательных и двигательных артикуляционных органов.
Орфографическая норма охватывает фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и фраз, а также отдельных грамматических форм. Она охватывает не только произношение, но и ударение - явление, характерное для устной речи. Формирование выразительной речи требует владения высотой и интенсивностью голоса, ритмом и рифмой речи, паузами и различными интонациями. Если в повседневной беседе выразительная речь естественна, то чтение стихов, рассказы и сказки требуют спонтанной тренировки выразительности.
Обучение правильному произношению речевых звуков - одна из важнейших составляющих речевого развития детей. Дети учатся правильному произношению звуков постепенно. Звуки усваиваются не по отдельности, а постепенно, по мере того как дети учатся произносить отдельные слова и фразы в целом.
Овладение речью - это сложный и многогранный психологический процесс, возникновение и дальнейшее развитие которого зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться только тогда, когда мозг, слух, дыхание и артикуляционные органы ребенка достигают определенного уровня, но даже если органы речи хорошо развиты, мозг сформирован, а организм хорошо слышит, дети, не имеющие речевой среды, вряд ли заговорят. Речевая среда необходима для развития речи и правильного произношения. В целом, развитая речь является необходимым условием для гармоничного развития личности ребенка.
Речь - это деятельность, осуществляемая согласованным действием нервной системы, прежде всего головного мозга. В целом, вопрос формирования звуковой стороны речи в настоящее время является актуальным и важным. Систематическая работа по развитию звуковой культуры способствует формированию и совершенствованию у детей фонетико -фонематических процессов в их речевом развитии, без которых невозможно дальнейшее овладение родным языком, а значит и успех в дальнейшем школьном обучении.
Понятие "речевая культура" является одновременно широким и самостоятельным. Речевая культура является неотъемлемой частью общей культуры. Она охватывает звуковое оформление языка и здоровую речь в целом, включая правильное произношение звуков, слов, громкость и темп речи, ритм, паузы, интонацию и логические ударения. Исследователи и практики детской речи отмечают, что правильное произношение имеет большое значение для общего развития личности ребенка, установления социальных контактов, готовности к школе и даже выбора профессии.
Дети с хорошо развитой речью могут легко общаться со взрослыми и сверстниками и четко выражать свои мысли и желания. С другой стороны, недостатки произношения затрудняют общение детей с окружающими, задерживают их интеллектуальное развитие и другие аспекты языкового развития. Когда дети начинают ходить в школу, правильное произношение становится особенно важным. Одной из причин неуспеваемости детей начальной школы по русскому языку являются дети с недостатками произношения. Дети с нарушениями произношения не могут определить количество звуков в слове, не могут произнести их по порядку и с трудом подбирают слова, начинающиеся с определенного звука. Несмотря на высокий уровень интеллекта, дети, как правило, отстают от других детей в освоении словарного запаса и грамматики языка, часто в более позднем возрасте, из-за недостатков произношения. Дети, которые не могут различать и разделять звуки на слух и правильно их произносить, испытывают трудности в изучении алфавита [16].
Фонематическое представление звуковых компонентов языка формируется по мере приобретения детьми способности воспринимать и различать звуки (восприятие фонем), выделять звуки из слов и сравнивать слова, из которых извлекаются звуки (исследование фонем). Фонематическое исследование, синтез и представление формируются в результате восприятия фонем и поэтому проходят несколько этапов собственного становления.
Н.Х. Швачкин, В.К. Орфинская, Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, Е.Н. Винарская, Л.Е. Журова, А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков по-разному делят количество этапов формирования речи у детей. Они в той или иной степени отличаются их друг от друга, и для каждого этапа указываются разные возрастные группы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.
2. Белякова, Л. И. Логопедия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М.: ВЛАДОС, 2018. — 287 с.
3. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
4. Болотова, Н. В. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста [Текст] : авторский банк данных по пальчиковым играм с привязкой к лексическим темам / Н. В. Болотова // Игра и дети. — 2021. — №5. — С. 5-13
5. Волкова, Л. С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи [Текст]: II часть Ринолалия. Дизартрия / Л. С. Волкова. — М.: Просвещение, 2018. — 364 с.
6. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М.: Детство-Пресс, 2017. — 36 с.
8. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
9. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
10. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2015. – 216с.
11. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2016. — 680 с.
12. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. — СПб.: «Союз», 2015. — 369 с.
13. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет. Издание: Мозаика-Синтез Год: 2011
14. Медико-биологические основы дефектологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 224 с.
15. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191
16. Татаринцева, Е. А. Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников / Е. А. Татаринцева, В. Д. Власенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 335-337.
17. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.
18. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
19. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
20. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.