Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретический анализ предмета и методологии теории государства и права как науки.
1.1 Возникновение теории государства и права как науки
Идея правового государства как наиболее справедливого устройства общества впервые возникла у древних греков как мысленная картина настоящего полиса, который должен представлять собой единую, справедливую и законопослушную группу людей. Древнегреческий философ Демокрит, считал, что благосостояние граждан государства зависит от качества его правительства, и утверждал, что нравственность требует повиновения закону, власти и морального превосходства. Трудно подчиниться власти низшего человека, управлять присуще лучшему.
В системе философских знаний со временем развилась философия права, предметом которой стало изучение правовых аспектов жизни государства и общества. О философии права и концепции естественного права Н.М. Коркунов пишет: "Выяснением понятия права, определением его источников и подобными общими проблемами занимались в областях, называемых практической философией или философией этики. Но в античности, когда отрасли человеческого знания были неизвестны, и в средние века, когда этика была почти полностью поглощена теологией, самостоятельной философии права не существовало". Конкретная наука права возникла лишь в XVII веке [8, с. 19].
Как отмечает российский правовед Г.Ф. Шершеневич, на философию права повлияло важное обстоятельство — это историческое разделение философии права и юридических наук. Если юристы занимались систематизацией и толкованием правовых норм, то философия права разрабатывалась в основном учеными, которые не были причастны к правоведению. Если юристы анализировали право в его реальной форме, не задумываясь о том, каким может и должно быть право, то философы создавали идеальные законы, не зная, чем является право в реальной жизни и как применяются его нормы.
Современная юридическая наука так или иначе связана со всеми областями знаний, прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее применения в реальных общественных отношениях в конечном итоге принимают форму охраняемых государством правоотношений.
Философия права является методологической основой юридической науки. Общая философия и философия права соотносятся друг с другом как целое и часть. Философия права, как составная часть философии, не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своему методу. Философия права решает по отношению к праву те же общенаучные проблемы, которые философия решает по отношению ко всем областям человеческого знания. По мнению многих ученых и практиков, общетеоретической задачей философии права является выявление глобальных государственно-правовых категорий, лежащих в основе всех юридических наук. При этом фундаментальной и высшей научной категорией юридической науки является "право", которое рассматривается как феномен "общественной" и "государственной" жизни общества. Поэтому его научное понимание может быть раскрыто только на фоне "государства", что предполагает понимание "общества" [26, с. 20.].
Во многом диалектическое мышление русских правоведов выходит за рамки научных взглядов на философские основы государства и права, представленных в работах зарубежных авторов. Правовая философия Шеллинга и Гегеля, общетеоретические взгляды на государство и право Канта, Фихте, Маркса и Энгельса, безусловно, являются фундаментальными, но верно и то, что они выдержали испытание временем.
В российской юридической мысли доминирует тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основе результатов отдельных наук. Однако с развитием современного гуманитарного знания философия оказалась не в состоянии исследовать закономерности всех специализированных наук, в том числе и многочисленных юридических наук в области государственного права, которые охватывают практически все человеческие общества. Поэтому функция философии права остается за теорией права, которая, не разрывая своей естественной связи с "предками", концентрирует свое внимание на изучении фундаментальных общих закономерностей этой сферы общественной жизни.
Философы обладают обширными знаниями о законах мира в целом, но они далеки от знания конкретных законов функционирования и развития права и государства. Имея дело с конкретными юридическими делами, юристы тоже могут частично забыть философские основы, которые они изучали на первых курсах высших учебных заведений.
Вопрос о взаимной связи и поддержке философии и науки в изучении конкретных сторон окружающего нас мира является чрезвычайно важным для совершенствования и прогресса реальной общественной жизни в целом и для самого человека.
Философия как "наука наук" (мысль Аристотеля, Канта и Гегеля) может быть основана только на синтезе всех современных знаний о природе, человеке, мышлении и обществе. Раскрытие законов мироздания происходит на основе обобщения отдельных научных знаний, в том числе наук о государстве и праве, что придает ему юридическое значение.
Как философ не может понять законы математики без знания математики, так и юрист не может эффективно решать правовые проблемы той сферы общественной жизни, в которой он работает. Юрист, знающий основы экологии, может обеспечить законность только в экологических вопросах. Юристы в автомобильной сфере должны знать основы этой отрасли. Например, юрист в банковском секторе должен знать основы банковского дела.
В философии, как и в других науках, существует, как и в праве, специализация, т.е. относительное обособление знаний отдельных разделов науки, имеющих самостоятельную жизнь. Однако во всех областях человеческой деятельности - философы, юристы, математики и т.д. - не могут быть специалистами вне систематической связи с основами мировоззрения.
Современная отечественная наука философии права часто концентрируется в научных взглядах своих предшественников; Д.А. Керимов считает, что философия права "призвана детально разработать методологию исследования всех правовых явлений и процессов, ... Философия права имеет уникальное методологическое значение по сравнению с другими областями юридического знания и выполняет методологическую функцию в системе юридической науки" [6, с. 6.].
"Сама философия права есть не что иное, как синтез совокупности принципов познания, выработанных комплексом общей философии и юридической науки... Она возникла не исторически стихийно, а в результате изучения конкретных проявлений права... Философия права является продуктом всего комплекса общефилософских и юридических наук. Ее цель - вооружить все отрасли юридической науки методологическим инструментарием".
Как в теоретическом, так и в практическом плане между политикой и правом не всегда существует единое и плодотворное взаимодействие. Государственная политика может быть демократической и справедливой только при учете и реализации объективных потребностей общественного развития, а сущность юриста-политолога есть не что иное, как объективное выражение принципов справедливости, правового государства, гуманизма и равенства всех людей перед законом.
Мастерство ученого-политолога заключается в отборе, систематизации и предоставлении точных научных данных о реальности государства и права и перспективах их развития. Кроме того, юридико-политологическая наука должна надлежащим образом отражать различные идеи, научные взгляды и представления о государстве и праве, которые исходят от негосударственных политических организаций. Это часто приводит к важным корректировкам в государственной и правовой политике.
По мнению Н.М. Коркунова, философия права и энциклопедия права — это "одно и то же". Они являются лишь основой для создания обобщающей науки - общей теории права. Коркунов ссылается на П. Мюллера, который определяет юриспруденцию как систему правовых основ, и указывает, что юриспруденция имеет как практическое назначение, так и решение чисто теоретических проблем. Во-первых, юриспруденция "решает" практический материал права систематическим, историческим и "эмпирическим реалистическим" способом. Во-вторых, юриспруденция "выводит" из полученного таким образом правового материала общие основы права, формирует по их внутренним связям целостную структуру общих теорий права и "применяет" их в качестве руководящих принципов для оценки имеющегося правового материала и развития права и юриспруденции.
По мнению Шершеневича, наука права, как и другие науки, не может существовать сама по себе, без связи с философией. Однако философия должна возникать изнутри самой науки права, а не навязываться извне. Поэтому необходима такая наука права, которая интегрирует все, что уже сделано в общей части каждой конкретной науки, и объединяет это в единое целое. Это задача общей теории и единственная задача философии права. Из сказанного до сих пор видно, что общая теория права является продолжением общей части всех юридических наук, материалом которых является только позитивное право, и именно такой должна быть философия права.
Говоря о представителях отечественной правовой мысли, нельзя не упомянуть добровольного эмигранта, социолога и юриста Питерима Александровича Сорокина, который с 1930 по 1964 год был профессором Гарвардского университета, где организовал и долгое время возглавлял кафедру социологии.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Альбов А. П., Горохова С. С., Гуков А. С. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 136 с.
2 Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. 406 с.
3 Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. 14-е изд., стер. М: Дашков и К, 2021. 607 с.
4 Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. М: Омега-Л, 2017. 608 с.
5 Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Дашков и ко, 2019. 238 с.
6 Власенко Н. А. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Норма, 2018. 480 с.
7 Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017. 416 с.
8 Гавриков В. П. Теория государства и права. Смена парадигмы. М: Проспект, 2017. 464 с.
9 Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
10 Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
11 Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. М: Проспект, 2021. 912 с.
12 Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
13 Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. М: Норма, Инфра-М, 2016. 448 с.
14 Марченко М. Н. Теория государства и права. 2-е изд. М: Проспект, 2021. 720 с.
15 Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права России. Уч. пос. в 2 т. Т. 1. Государство. М: Проспект, 2021. 640 с.
16 Смоленский М. Б. Теория государства и права. М: Инфра-М, 2018. 272 с.
17 Ущаповская М. О., Никодимов И. Ю. Теория государства и права. Сборник тестов. М: Дашков и ко, 2019. 104 с.
18 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М: Омега-Л, 2019. 324 с.
19 Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.