Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Существенная часть торгово-экономического оборота Российской Федерации связана с ее ближайшими соседями: Республикой Казахстан, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан. Доля Российской Федерации во внешней торговле этих государств еще более значительна (иногда превышает 50 %). Кроме того, общность истории, сложившиеся культурные, этнические, социальные, миграционные, транспортно-логистические и, наконец, политические связи создают устойчивую основу для весьма тесного сотрудничества государств в самых разных областях, в первую очередь в сфере формирования единого рынка товаров и устранения ненужных таможенных преград для их движения.
Государства ЕС и крупные экономики Юго-Восточной Азии также в определенной степени заинтересованы в транспарентности правового режима, устанавливаемого для экономических операций на объединенном рынке их соседей. На современном этапе один из ключевых вопросов сотрудничества упомянутых государств-членов ЕврАзЭС, ЕЭП, Таможенного союза связан с гармонизацией косвенного налогообложения и установлением на международном уровне согласованного режима взимания налога на добавленную стоимость и акцизов во взаимной торговле.
При этом весьма примечательно, что, с одной стороны, вопросы косвенного трансграничного налогообложения выступают составной частью общей проблемы – формирования Таможенного союза, а с другой – эти вопросы обладают самостоятельным значением, существенно влияя на практику хозяйственной деятельности, определенность (непротиворечивость) налогообложения и степень защищенности субъективных прав налогоплательщиков.
Создание Евразийского экономического союза России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии стало новой вехой интеграции на Евразийском континенте. Вместе с образованием союза стран, возникает необходимость тесного взаимодействия и плодотворной совместной работы государственных органов стран-участниц. В этой связи, таможенные администрации стран выступают представителями стороны, которая требует особо эффективного взаимодействия. Преследуя общие цели и ведя единую таможенно–тарифную политику страны ЕАЭС находятся в постоянном диалоге, без которого невозможна интеграция. Поэтому, разработка и анализ наиболее актуальных направлений взаимодействия таможенных администраций стран ЕАЭС играет важнейшую роль, так как позволяет учитывать происходящие экономические и политические изменения.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере налогового регулирования экспортно-импортных операций в рамках таможенного союза ЕврАзЭс.
Предметом работы являются нормы права, регулирующие теоретико-правовые основы налогового регулирования экспортно-импортных операций в рамках таможенного союза ЕврАзЭс.
Целью курсовой работы является анализ теоретико-правовых основ налогового регулирования экспортно-импортных операций в рамках таможенного союза ЕврАзЭс.
Задачами курсовой работы являются:
– исследовать общую характеристику налогового регулирования в рамках таможенного союза ЕврАзЭс;
- рассмотреть эволюцию налогообложения в рамках таможенного союза ЕврАзЭс;
– проанализировать особенности налогового регулирования при импорте и экспорте товаров на территорию государств ЕврАзЭС ;
- раскрыть порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров .
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщий метод познания и базирующиеся на ней общенаучные и частно-научные методы эмпирического и теоретического познания: формально-логический, логико-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Е.Л. Атабиева, Т.Н. Ковалева, О.Г. Мякотина, Максимов Ю.А., Лагкуева И.В., О.Б. Чепко, И. Б. Мойсова, Карп М.В., Казакова А.Г., Колесова И.В., Е.Л. Атабиева, Т.Н. Ковалева, О.Г. Мякотина и другие.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экспортно-импортных операций в рамках таможенного союза ЕврАзЭс
1.1. Общая характеристика налогового регулирования в рамках таможенного союза ЕврАзЭс
Анализ налоговой проблематики в рамках ЕврАзЭС следует начать с единодушного признания в российской экономической, политической и правовой литературе этого Союза «ядром интеграционных процессов на постсоветском пространстве». В этой связи научное обоснование и концептуальное проектирование Таможенного союза (далее – ТС) делало его продолжением институциональной структуры ЕврАзЭС . Соответственно, Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) получила полномочия в сфере таможенного, тарифного и нетарифного регулирования, а также введения различных мер технического регулирования и гармонизации торговой и валютной политики .
Каждое интеграционное объединение традиционно (СЭВ) и в современной ситуации (Евросоюз, ТС) предполагает два уровня управления: союзный и национальный. От первого зависит успех и второго, так как его успешная деятельность требует от членов Союза эффективной координации действий.
В этой связи лейтмотивом всех финансово-правовых исследований по налоговым вопросам, касающимся ЕврАзЭС и ТС, является гармонизация налогового законодательства в части косвенных налогов, НДС и т.п.
Опыт Евросоюза свидетельствует о том, что международные институты возникают на этапе таможенного объединения, с которого начинается ограничение суверенитета государств-членов в сфере внешней торговли. Именно на этом этапе государства делегируют полномочия союзному органу для выработки и принятия коллективных решений. Минимальный перечень делегируемых на союзный уровень полномочий включает в том числе и гармонизацию, а затем и унификацию налогового законодательства, которое, как обосновано отмечает Н. И. Промский, подлежит гармонизации в первоочередном порядке.
Принятие общих законов и подзаконных актов в этой сфере даст возможность создать основу единого правового пространства, сформировать правовой регулятор внутреннего общего рынка, а затем и общего экономического пространства. Понятие «гармонизация» в межгосударственном правовом регулировании ЕврАзЭС (п. 1 ч. 3 ст. 72 Договора о ЕврАзЭС, далее – Договор) понимается как «сближение».
В доктринальном толковании понятие «гармонизация» также означает компромиссное сближение действующих национальных норм, а не их замену новыми, общими. Исследователи пишут о важности в процессе интеграции сближения организационных принципов и процедур бюджетного процесса и налоговых отношений. При этом основным путем представляется разработка модельных налоговых законов для странучастниц ТС.
И.В. Лагкуева упоминает «гармонизацию налоговых отношений в странах СНГ», что представляется преждевременным, так как СНГ в современной ситуации – весьма неоднородно . Корректнее вести речь о ЕврАзЭС и ТС, которые достигли (или стремятся д
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Подписан в г. Астане 10.10.2000) // Бюллетень Суда Евразийского экономического сообщества. - 2013. - № 1. - С. 6 – 15.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
3. Атабиева, Е.Л., Ковалева, Т.Н., Мякотина, О.Г. Особенности налоговой политики России в сложных экономических условиях / Е.Л. Атабиева, Т.Н. Ковалева, О.Г. Мякотина // Белгородский экономический вестник. - 2016. - № 2 (82).
4. Демин, А.В. Принцип определенности налогообложения: монография / А.В. Демин. - М.: Статут, 2015.
5. Зыков, А.А., Ивочкина, И.А. Таможенные союзы мира: интеграция или противостояние / А.А. Зыков, И.А. Ивочкина // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: Материалы II международной научно-практической конференции. - М., 2016.
6. Карп, М.В., Казакова, А.Г., Колесова, И.В. Анализ действующего налогового законодательства стран-участниц ЕАЭС / М.В. Карп, А.Г. Казакова, И.В. Колесова // Проблемы моделирования финансово-инвестиционной стратегии развития экономики регионов материалы Крымского регионального финансово-инвестиционного форума (КРФИФ-2016) в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы и возможности финансового обеспечения стабильного экономического роста» : Сборник научных трудов. ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». - 2016.
7. Лагкуева, И.В. Некоторые вопросы межгосударственного налогового регулирования на примере ЕврАзЭС / И.В. Лагкуева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2016. - № 6 (22).
8. Максимов, Ю.А. Налоговая политика в сфере государственного регулирования внешней торговли как средство обеспечения экономической безопасности / Ю.А. Максимов // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 3. - № 9.
9. Семенов, К.О. Правовое регулирование взаимодействия налоговых и таможенных органов при взимании косвенных налогов / К.О. Семенов // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: Сборник научных трудов. Под редакцией кандидата юридических наук В.В. Бехер, кандидата юридических наук Н.Н. Лайченковой. - 2016.
10. Тютин, Д.В. Налоговое право: курс лекций / Д.В. Тютин // СПС КонсультантПлюс. 2015.
11. Унификация правовых основ экономических инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах - членах Таможенного союза ЕврАзЭС: монография / И.Л. Аверичева, А.В. Богданова, О.В. Гутарина и др.; под ред. Т.Н. Трошкиной. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2014..
12. Хаванова, И.А. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения: монография / под ред. И.И. Кучерова. - М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2016.
13. Чепко, О.Б., Мойсова, И.Б. Гармонизация косвенных налогов в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического союза / О.Б. Чепко, И.Б. Мойсова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2015. – № 1 (18).
14. Чермянинов, Д.В. Таможенное право: Учебник для бакалавров / Д.В. Чермянинов / Отв. ред. Д.Н. Бахрах. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2016.
15. Шахмаметьев, А.А. Международное налоговое право / А.А. Шахмаметьев. - М.: Международные отношения, 2014.
16. Шередеко, Е.В. Экономические и правовые предпосылки формирования системы специальных правил налогообложения косвенными налогами в ЕАЭС / Е.В. Шередеко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2016. - № 6 (16).
17. Нормативные акты Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС - официальный сайт Комиссии Таможенного союза (в настоящее время - Евразийская экономическая комиссия): http://www.tsouz.ru.