Фрагмент для ознакомления
2
Коммерческая деятельность-это вид предпринимательской деятельности по реализации товаров с целью получения прибыли. Деловая деятельность в Российской Федерации является наиболее распространенной формой предпринимательства.
В уставных документах практически всех организаций торговля указана. Следовательно, количество коммерческих организаций намного выше, чем компаний, занимающихся другими видами деятельности.
Исходя из масштабов коммерческой деятельности, учета и анализа продукции в коммерческих организациях, необходимо уделять максимальное внимание, как со стороны регулирующих органов, так и разработке и совершенствованию методов учета и анализа.
Конечной целью хозяйствующего субъекта производственной деятельности можно назвать реализацию продукции, поставку выполненных работ и оказанных услуг.
Это последний этап обращения денежных средств, который позволяет определить основные бухгалтерские показатели для пользователей, такие как выручка от продаж, себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации.
Многие компании не только производят продукцию в необходимом количестве, ассортименте и качестве, отвечающую запросам потребителя, но и осуществляют коммерческую деятельность, связанную с реализацией готовой продукции. С целью организации коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях создается отдел продаж.
Основной задачей отдела продаж, пожалуй, является изучение спроса и установление тесных контактов с потребителями продукции; поиск наиболее эффективных каналов и форм продаж, отвечающих требованиям потребителя; доставка продукции потребителю в определенное время; контроль за реализацией продукции, направленной на снижение коммерческих издержек и темпов ускорения оборота оборотных средств. Тема, выбранная для нашей работы, чрезвычайно актуальна и обусловлена тем фактом, что ресурсы продукта составляют основу функционирования любой организации.
Объектом наблюдения является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Лидер».
Предметом исследования является бухгалтерский учет и анализ товарооборота.
Целью курсовой работы является исследование учета и анализа движения товаров.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие и сущность процесса товародвижения;
-изучить учет товародвижения в организации торговли;
-исследовать методику проведения анализа движения товаров;
-дать организационно - экономическую характеристику ООО «Лидер»;
-выполнить анализ учета движения товаров в ООО «Лидер»
-сделать анализ движения товаров в ООО «Лидер»;
-разработать мероприятия по учету и анализу движения товаров в ООО «Лидер».
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов: наблюдение; сравнительный анализ; графический метод;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и сущность процесса товародвижения
Процесс доставки товаров от производителей через оптовые и розничные предприятия к потребителям называется движением товаров. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров с мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, последующей сортировкой и подготовкой к продаже на коммерческих предприятиях. Обращение средств, вложенных в производство товаров, превращается в форму денежной стоимости и создает экономическую основу для возобновления производства товаров. Следовательно, рациональная организация процесса товарооборота является одной из важных функций торговли [10].
Для достижения этой цели необходимы более экономичные виды транспорта для перевозки товаров с мест производства на места потребления, создание сети складов и баз. Уровень коммерческого обслуживания населения, а также время обращения товаров во многом зависят от того, как организован процесс обращения товаров. Следовательно, перемещение товаров подразумевает создание технологической цепочки, способной своевременно и без перебоев доставлять товары с производства потребителям в необходимом количестве, широком ассортименте, высоком качестве, с минимальными затратами труда, материалов и времени [15].
Основными звеньями технологической цепочки движения товаров являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие точки розничной продажи товаров. При переходе от производства к потреблению товары могут проходить через одно или несколько звеньев склада. Рациональная организация процесса товарооборота предусматривает прохождение товаров через минимальное количество звеньев. На организацию процесса обращения товаров влияет ряд факторов, которые могут быть объединены в следующие группы: производственные, транспортные, социальные и коммерческие. К факторам производства относятся: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность выпуска определенных товаров [18].
Существенное влияние на процесс перемещения товаров оказывает размещение товарного производства. Подход производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению по территории страны, удаленности от зон потребления, что усложняет процесс перемещения товаров, так как требует транспортировки товаров на большие расстояния, замедляет их передачу от производства к потребителям [2].
Специализация производственных предприятий в отношении продукции сложного ассортимента, поскольку небольшие магазины не могут получить ее без предварительной сортировки на оптовых предприятиях. Это приводит к тому, что большая часть товаров, прежде чем попасть на предприятие розничной торговли, сначала проходит через одно или несколько звеньев оптовой торговли [22].
Создание некоторых продуктов носит ярко выраженный сезонный характер, что, со своей стороны, обосновано сезонностью производства сырья для их производства, также сезонностью приобретения и употребления определенных продуктов. Поэтому ассортимент продукции, использованной в процессе движения продуктов, значительно изменяется на протяжении года, что просит соответственных поправок в организации технологического процесса движения продуктов. К транспортным факторам относятся: состояние путей сообщения, виды транспорта, которые используются для перевозки грузов и т. д. д. В текущее время не все регионы еще имеют отлично развитую транспортную сеть, потому доставка грузов в некоторых из них осложнена (к примеру, в некоторых регионах, в некоторых регионах). Сезонный характер, заставляет применять нерациональные виды транспорта и т. д.) [6].
В итоге, при низкой плотности жителей организовать доставку продуктов пользователям труднее, чем в районах с высочайшей плотностью жителей: их приходится транспортировать на огромные расстояния, и, обычно, они проходят через большее число звеньев. На частоту процесса товарооборота оказывает влияние уровень валютных доходов жителей. На процесс перемещения продуктов оказывают влияние последующие бизнес-причины: размер, специализация и расположение торговых компаний, степень трудности ассортимента продуктов и их параметров, уровень организации снабжения продуктами розничной сети [13].
В существенной степени процесс перемещения продуктов зависит от ассортимента и параметров продуктов. В итоге, продукты трудного ассортимента, до того как попасть в розничную сеть, проходят субсортировку в оптовом звене. Создание особенных критерий в процессе обращения продуктов просит скоропортящихся товаров. По-различному будет протекать процесс перемещения продуктов зависимо от формы, которая используется для поставки продуктов в розничную ритейлера. На характер процесса товарного обращения огромное воздействие оказывает его форма и связь.
1.2 Учет товародвижения в организации торговли
Учет товаров в различных коммерческих организациях имеет свои особенности. Это зависит как от типа товара по разным причинам, так и от необходимого руководства по составлению информации о наличии и перемещении товара.
Таким образом, учет затрат на товары должен быть: по категориям (видам); партиями; по складам; по торговым точкам и т. д.
Для сводного учета товаров план счетов предусматривает счет 41 "Товары" в составе субсчетов, таких как:
41.1 товары, находящиеся на хранении; 41.2 товары в продаже; 41.3 тара для грузов [20].
Синтетический и аналитический учет товаров в организации ведется на основе принятой учетной политики и плана работы по бухгалтерскому учету.
Товары, приобретенные для продажи, принимаются к учету по продажной цене с учетом торговой наценки. Для учета торговой наценки планом счетов предусмотрен счет 42 «торговая наценка". Процент торговой наценки устанавливается самим предприятием и регулируется, как правило, рыночной ценой, за исключением случаев, когда государственное регулирование распространяется на определенные группы товаров [8].
Кроме того, планом счетов предусмотрен счет 45 «отгруженные товары», на котором ведется учет уже выпущенных товаров, по которым еще не поступила выручка. Это относится к случаям, когда товары отправляются в другое место или когда товары экспортируются.
Особого внимания заслуживает счет 44 "Расходы на продажу". Все расходы, связанные с продажей товаров, начисляются на этот счет. Это могут быть: расходы на аренду торговых помещений; эксплуатационные расходы торговых помещений (уборка, реклама, охрана); расходы на заработную плату торговых работников, менеджеров по продажам и т. д.; амортизационные отчисления по основным средствам, используемым непосредственно в торговле (производственное оборудование, Оборудование, Оборудование для обслуживания и т. д.). холодильное оборудование, стеллажи и т. д.); другие расходы, непосредственно связанные с продажей товаров [16].
Затраты на продажу также могут быть учтены в разделе торговых точек. Например, если сеть магазинов имеет несколько отдельных торговых точек, то на счетах будет вестись учет затрат:
44.1-комиссионные за продажу в магазине 1; 44.2-комиссионные за продажу в магазине 2;
44.3-комиссионные за продажу с основного склада; и т.д.
Учет товаров также зависит от категории налогоплательщика торгового предприятия. Если организация является плательщиком НДС, то сумма НДС отражается в выручке от реализации товара в зависимости от ставки: 0%, 10% или 18%. Также относится к акцизам. Если проданные товары облагаются акцизом, такой акцизный налог также включается в выручку от продажи товаров [5].
Таким образом, все товарные операции в коммерческих организациях отражаются в корреспондентском учете вышеуказанных счетов с соответствующими счетами бухгалтерского учета.
При покупке товара у поставщика товар в счете-фактуре проверяется на счетах учета затрат.
Таким образом, формируется синтетический и аналитический учет хозяйственных операций. Однако в торговле часто встречаются случаи возврата товара покупателем. Если товары возвращены и обменены, учет возвращенных товаров зависит от их состояния. Если изделие полностью соответствует оригинальным характеристикам, оно возвращается к реализации. И если товар возвращен в связи с непригодностью к использованию, то такой товар списывается специальной комиссией, созданной в торговой организации.
Возмещение покупателям производится из кассы по чеку, который был выписан покупателю при оплате, и только в том случае, если на чеке присутствует подпись администратора магазина. После этого такой чек передается в бухгалтерию. Процедура возврата по этой схеме происходит в том случае, если возврат произведен в тот же день, что и оплата товара [11].
Если покупатель вернул товар на следующий день или позже, возмещение производится на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего).
Если оплата товара была произведена в безналичной форме, возмещение обычно производится в безналичной форме на основании письма покупателя. В бухгалтерском учете возврат товара осуществляется следующими операциями (табл.1)
Таблица 1 - Проводки по учету возврата товара [19].
Содержание операции Дебет Кредит
Поступила оплата покупателя за товар 50 62
Начислен НДС 90.3 68
Выручка от реализации товара 62 90.1
Списан товар в розничной торговле 90.2 41.2
Принята претензия от покупателя за ненадлежащее качество товара 62. 76
Сторнируется операция по продаже товара 62. 90.1
Сторнируется НДС 90.3 68
Отражается возврат товара на розницу 90.2 41.2
Возвращены деньги покупателю 76 50
Следует отметить, что в коммерческих организациях, как правило, создаются резервы для возврата поврежденных товаров в будущих периодах. Такой резерв, предусмотрен учетной политикой предприятия и составляет определенный процент от прибыли от прибыли. Эта оговорка используется при возврате товара низкого качества, который не может быть возвращен в розницу. Резерв учитывается на счете 96.1. "резервы на предстоящие расходы" по кредиту отражает его формирование в корреспонденции со счетами 44
"Расходы на продажу" и по дебету его использования при списании поврежденного товара (табл. 2).
Таблица 2 - Проводки по использованию резерва на возврат испорченного товара [9].
Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв на возврат непригодного товара 44 96.1
Возвращенный товар признан непригодным 94 41.2
Списан товар за счет созданного резерва 96.1 94
В процессе хозяйственной деятельности в коммерческих организациях проводится инвентаризация товаров на складах и в магазинах. Необходимость ведения инвентаризации закреплена в Федеральном законе
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учёт в оптовой и розничной торговле - М.: Бератор-Пресс, 2022- 390с.
2.Аниськова О.Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли: Учебник. – М.: Маркетинг, 2020. – 245 с.
3. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник – М.: ТК Велби, Иэд-во Проспект, 2021. – 392с.
4. Бакаев А.С., Макарова Л.Г., Мизиковский Е.А. и др. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета.- М.: ИПБ-БИНФА, 2022.-435с.
5. Бакаев А.С., Справочник корреспонденций счетов бухгалтерского учета. — М.: ИПБ-БИНФА, 2021 - 298 с.
6.Басконов В.В. Экономика предприятия оптовой торговли и сферы услуг: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 560 с.
7.Безруких П.С. Бухгалтерский учёт: Учебник. – М.: Бухгалтерский учет, 2021. – 719с.
8. Бодрова Т.В. Налоговый учет и формирование учетной политики для целей налогообложения – М.: Дашков и К, 2022. – 260с.
9.Брагин Л.А. Торговое дело – экономика и организация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 278 с.
10.Гетьман В. Г. Финансовый учет: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 640с.
11. Гильяровская Л.Т. Бухгалтерское дело: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2020 – 382с.
12.Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учебник.- М.: Юристь,2020.-542с.
13.Козлова Е. П. И др. Бухгалтерский учет в организации. – М.: Финансы и статистика, 2021. – 800с.
14. Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. – М.: Бедатор-Пресс, 2020.- 384с.
15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – М: ИНФРА — М., 2021. – 189 с.
16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2019. – 717с.
17.Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П. Управление затратами на предприятии. – М.: КноРус, 2021. – 592 с.
18.Нечитайло А.И., Панкова Л.В., Нечитайло И.А. Методология и концепции бухгалтерского учета. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2019. – 224 с.
19.Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок. – М.: Инфра-М, 2020. – 560 с.
20.Петров А.М., Басалаева Е.В., Мельникова Л.А. Учет и анализ. – М.: Инфра-М, 2020. – 512 с.
21.Сорокина М.В. Товароведение : Учебное пособие. – М.: Бизнес-пресса, 2020. – 590 с.
22.Смирнова Л. Каждый третий – продавец, но каждый - покупатель. – М.: Дашков и К, 2020. – 330 с.