Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Италия – унитарное государство, имеющее элементы федерализма. По территориальной организации Италия делится на области, провинции и коммуны.
Авторитет судебной власти в Италии был всегда достаточно высок. Авторитет судебной системы особенно окреп в последние годы, когда органам по охране правопорядка удалось добиться немалых успехов в борьбе с правым и левым терроризмом, а также с мафией.
В современных государствах существуют различные правоохранительные органы. Среди них особое место занимает суд. Каждому государству присуща своя судебная система. Суды, входящие в судебную систему соответствующего государства, обладают судебной властью. Только суду принадлежит судебная власть. Другие государственные органы такой властью не обладают.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере судебной власти в Италии.
В качестве предмета исследования выступают нормы итальянского права, регулирующие конституционные основы судебной власти в Италии.
Целью исследования является анализ конституционных основ судебной власти в Италии.
Задачами работы являются:
– раскрыть правовые основы судебной власти в Италии;
– рассмотреть общую характеристику судебной власти в Италии;
– исследовать Конституционный суд Италии;
– проанализировать судебную систему Италии.
В работе использованы различные научные методы: всеобщие, общенаучные (анализ, синтез, системный и функциональный подходы, индукции и дедукции), и в большей мере использованы формально-юридические, сравнительно-правовые.
В работе использовались труды таких авторов как: О.В. Афанасьева, Е.В. Колесников, Г.Н. Комкова, В.Н. Бибило, Т.А. Васильева, А.А. Мишин, А.А. Остроумов, В.П. Очередько, Н.Д. Ковбенко, и др.
Нормативной основой исследования является Конституция Италии , другие нормативные правовые акты.
Структура работы определена кругом исследуемых проблем, ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-правовые основы судебной власти в Италии
1.1. Правовые основы судебной власти в Италии
Судоустройство и основы функционирования судебной власти Италии регламентируются ее Конституцией и законодательством, в частности Уложением о судоустройстве, утвержденным Королевским декретом 1941 г.
Италия представляет собой парламентскую республику, ее Президент не является главой исполнительной власти, но имеет статус главы государства и представляет национальное единство (статья 87 Конституции Италии).
Парламент Италии состоит из двух палат: Палаты депутатов и Сената республики, которые совместно осуществляют законодательные функции. Правительство Республики состоит из Председателя Совета министров и министров, которые вместе образуют Совет министров (статья 92 Конституции Италии). Государственные учреждения Италии организуются согласно положениям закона так, чтобы обеспечить правильность работы и беспристрастность администрации. В положении об учреждении определяются компетенция, функции и личная ответственность должностных лиц (статья 97 Конституции Италии).
Публично-правовые споры в Италии могут рассматриваться как административными судами (административными трибуналами), так и судами общей юрисдикции .
Судебная защита допускается в отношении любого акта публичной администрации вне зависимости от категории акта или способа обжалования. Возможности судьи суда общей юрисдикции при этом ограничены.
В связи с жесткой трактовкой принципа разделения властей он не может аннулировать либо изменить акт публичной администрации, послуживший основанием для возбуждения дела. Он может принять решение только о неприменении в данном конкретном случае акта, признанного в судебном разбирательстве незаконным, и о возложении на соответствующий орган публичной администрации обязанности возместить причиненный ущерб. Суды общей юрисдикции правомочны приостанавливать действие актов публичной администрации в связи с их несоответствием закону.
В отличие от судов общей юрисдикции, органы административной юстиции правомочны не только аннулировать оспариваемый акт по причинам превышения власти, нарушения компетенции либо неправильного применения закона, но и потребовать от органа публичной администрации принятия определенного акта. Распределение компетенции судов общей юрисдикции и административных судов при оспаривании актов публичной администрации основывается на делении споров, затрагивающих субъективные права и законные интересы .
Органы административной юстиции рассматривают дела, связанные со спорами, затрагивающими законные интересы граждан, а суды общей юрисдикции - их субъективные права. Причем в строго ограниченном законодательством перечне случаев компетенция органов административной юстиции распространяется и на споры с участием публичной администрации, затрагивающие субъективные права граждан (так называемая исключительная юрисдикция).
Как поясняет Ю.Ф. Бочарников, основное отличие, выработанное доктриной и подтвержденное правоприменительной практикой, заключается в том, что субъективное право, принадлежащее гражданину, носит абсолютный характер и подлежит защите вне зависимости от каких-либо факторов. Субъективное право - требование, прямо предусмотренное и защищаемое законом, в отношении которого все остальные субъекты должны придерживаться установленного поведения. К правам, подлежащим абсолютной защите, можно отнести право на жизнь, право на собственность и др.
Важной характеристикой итальянской судебной системы, во многом предопределяющей отличие процедуры рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и органах административной юстиции, является существование юрисдикции по проверке законности (giurisdizione di legittimitá) и юрисдикции по существу (giurisdizione di mérito). Отличие состоит в том, что суд, наделенный юрисдикцией по проверке законности, вправе рассматривать дело исключительно с позиций применения той или иной нормы закона в рамках обстоятельств дела. Юрисдикция по существу предполагает возможность не только оценки деяний сторон по делу с точки зрения норм закона, но и оценки их целесообразности. Все органы административной юстиции, наделенные юрисдикцией по существу, при рассмотрении споров граждан с публичной ад
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Итальянской Республики от 27.12.1947 // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 270 - 308.
Научная и иная литература
2. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: РИАР; Инфра-М, 2012. 357 с.
3. Афанасьева О.В., Колесников Е.В., Комкова Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (5-е изд., пер. и доп). 367 с.
4. Бибило В.Н. Судебные системы зарубежных государств: учеб.-метод. Пособие для студентов юрид. спец. БГУ. Минск: БГУ, 2012. 93 с.
5. Бурдина Е.В. Органы судейского сообщества в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 6 (103). С. 84-97.
6. Васильева Т.А. Итальянская конституционно-правовая доктрина в меняющемся мире: трактовка базовых концепций // Типы правопонимания и вызовы меняющегося мира сборник научных статей по результатам международной научно-практической конференции. 2016. С. 343-351.
7. Гребенюк И.И. Судебная система Италии // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2012. Т. 11. № 3. С. 14-19.
8. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013. 520 с.
9. Остроумов А.А. Административная юстиция в Италии // Зарубежные модели административной юстиции Соловьев А.А., Остроумов А.А. учебное пособие для аспирантов. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Москва, 2015. С. 113-127.
10. Очередько В.П., Ковбенко Н.Д. Органы судейского сообщества зарубежных стран // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № 39. С. 452-455.
11. Соловьев А.А. Итальянский опыт организации системы государственного судебного контроля // Право и государство: теория и практика. 2017. № 2 (146). С. 81-83.
12. Старженецкий В.В. Международные суды и трансформация национальных правовых систем // Международное правосудие. 2013. № 3 (7). С. 64-77.
13. Судебные органы зарубежных стран. Учебное пособие / Отв. ред. А. Б. Гафуров. Ташкент, 2014. 259 с.
14. Шашкова А.В. Конституционно-правовые основы судебной власти в Италии // Конституционно-правовые основы судебной власти в зарубежных странах: коллективная монография; под ред. К.В. Карпенко. Издательство «МГИМО-Университет», 2017. С. 264-280.