Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Выделение в законодательстве, в т. ч. в области охраны окружающей среды и природопользования, значения и роли административного надзора как специфической разновидности государственного контроля связано с преобразованиями системы государственного управления, проводимыми в рамках административной реформы в Российской Федерации, мероприятий по снижению административных барьеров и повышению доступности государственных и муниципальных услуг и реформированием отраслевого законодательства (законодательства о градостроительной деятельности, земельного, водного, лесного, об обращении с радиоактивными отходами, о техническом регулировании и т. д.).
Ранее (до 2011 г.) основным видом контрольной деятельности в области охраны окружающей среды в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» определялся экологический контроль, его задачи и виды: государственный, производственный, муниципальный и общественный. В рамках противоречивой политики централизации / децентрализации полномочий органов государственной власти статус и содержание видов экологического контроля постоянно менялись, в силу чего их содержание, правовое регулирование и организация имели существенные недостатки.
С вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения предыдущего Федерального закона - «Об охране окружающей среды», устанавливающие правовые основы экологического контроля и его видов, утратили свою законную силу.
Вместо государственного экологического контроля установлен государственный экологический надзор, с сохранением федерального и регионального уровня осуществления его как вида контрольной деятельности. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды остались, однако их статус и содержание изменились.
Проблемных дискуссий по законодательным изменениям, устанавливающим организационно-правовые основы контрольной деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования, очень много. На этой основе, собственно говоря, и определяется задача повышения эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровне.
Объектом исследования являются правоотношения в сфере охраны окружающей среды. Предмет исследования – экологический надзор как форма государственного управленческого воздействия на экологическую безопасность.
Цель работы – выявление направлений совершенствования экологического надзора на уровне субъекта Федерации (на примере надзора за отходами производства и потребления в Тюменской области). В соответствии с целью сформулированы следующие задачи работы;
1. Анализ нормативно-правовой базы взаимодействия Российской Федерации и её субъектов в сфере экологического надзора;
2. Характеристика современного состояния окружающей среды в Тюменской области;
3. Выявление основных проблем в организации и планировании мероприятий экологического надзора в части надзора за отходами производства и потребления в Тюменской области, и путей их решения
Глава 1.Основы государственного экологического надзора в субъектах Федерации (на примере Тюменской области)
1.1.Нормативно-правовая база взаимодействия Российской Федерации и её субъектов в сфере экологического надзора
На современном этапе развития Российской Федерации (РФ) сохраняется неблагоприятная тенденция в области экологии, характеризующаяся повышенным антропогенным воздействием на окружающую среду, снижением качества жизни и ухудшением здоровья населения. Действенная система управления охраной окружающей среды невозможна без активного применения такого механизма административно-правового регулирования, как экологический контроль (надзор).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Росприроднадзор находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды РФ)
Одним из средств предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды является государственный экологический надзор. В сложившихся экологических условиях в России создание эффективной системы государственного экологического надзора представляется актуальным. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. отмечается, что около 15% территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии [10].
В ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится понятие государственного экологического надзора и определены его виды. Государственный экологический надзор может осуществляться на федеральном и региональном уровнях. В ст. 6, сформулировано общее правило том, что к полномочиям субъектов РФ в сфере регионального экологического надзора отнесены: осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта РФ); ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор. Как показывает практика данное общее правило требует детализации. Вопросы охраны окружающей среды находятся в сфере совместного ведения. С этим связаны сложности, возникающие в сфере законодательного обеспечения деятельности федеральных и региональных органов, направленной как на регулирование охраны окружающей среды в целом, так и на регламентацию деятельности в области осуществления государственного экологического надзора.
.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. № 2. ст. 133.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. ст. 5005.
3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). ст. 6249.
4. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. № 18. ст. 2222.
5. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ. № 26. 29.06.1998. ст. 3009.
6. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 12.03.2014, с изм. от 23.06.2014) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. 20.03.1995. № 12. ст. 1024.
7. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О животном мире» // Собрание законодательства РФ. 24.04.1995. № 17. ст. 1462.
8. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ. 12.12.2011. № 50. ст. 7358.
9. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 06.03.1995. № 10. ст. 823.
10. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 (ред. от 18.07.2011, с изм. от 04.06.2014) «О ветеринарии» // Ведомости СНД и ВС РФ». 17.06.1993. № 24. ст. 857.
11. Постановление Правительства РФ от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» // Собрание законодательства РФ. 16.05.2005. № 20. ст. 1885.
12. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.») // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. ст. 5489.
13. Анисимова К. Л., Садовская Т Д. Государственный экологический контроль как гарантия экологиче¬ской безопасности / под науч. ред. В. В. Зыкова. - Тюмень, 2016.
14. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. и др. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2012. – 208 с.
15. Демичев А.А., Грачева О.С. Экологическое право. М. Лань, 2017 – 326 с.
16. Кондратьев И.В. Экономический механизм государственного управления природопользованием. М.: Лань, 2018 – 400 с.
17. Экологическая экспертиза: / Под ред. В.М. Питулько. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 480 с.
18. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm