Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Обществу всегда требовались и требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Про таких людей часто говорят, что они мыслят нестандартно и творчески. Проблема изучения творческих способностей, в том числе, изобразительная и прикладная деятельность детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых, педагогов и психологов.
Подобного рода личностные качества, которые демонстрирует творческий человек, не возникают сами по себе. Формировать и развивать их необходимо с детства, чем собственно и занимаются все образовательные организации, как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности школьников. Большую роль в этих процессах играют нетрадиционные формы обучения на внеклассных мероприятиях по изобразительной деятельности и декоративно – прикладному искусству.
Поддержка талантливых и одарённых детей всегда была одной из наиболее значимых задач в системе российского образования. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой из образовательной ступени, начиная от ДОУ и заканчивая вузом, такая работа не является спонтанной. Планомерная и упорядоченная работа с детьми в области изобразительной творческой деятельности проводилась всегда, в том числе и в традиционной образовательной модели.
Цель работы: изучить и предложить для использования нетрадиционные формы обучения на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности и декоративно – прикладному искусству для младших школьников.
Объект исследования: процесс выявления развития и поддержки младших школьников по изобразительной деятельности на внеурочных занятиях.
Предмет исследования: нетрадиционные формы обучения на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности и декоративно – прикладному искусству для младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия нетрадиционные формы обучения по ИЗО и прикладному искусству.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Рассмотреть процесс формирования творческих способностей у младших школьников на внеклассных мероприятиях по изобразительной деятельности и прикладному искусству.
4. Описать организационно – педагогические условия использования нетрадиционных форм обучения на внеклассных занятиях с младшими школьниками по изобразительной деятельности и прикладному искусству.
5. Рассмотреть особенности формирования творческих способностей младших школьников при совместной работе семьи и школы.
6. Предложить методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм обучения на внеклассных занятиях с младшими школьниками по изобразительной деятельности и прикладному искусству.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение. наблюдение, работа с документами.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО ИЗО И ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
1.1. Понятие «нетрадиционные формы обучения по ИЗО и прикладному искусству», их виды и специфика использования в начальной школе
Человек не рождается с заданными способностями. Учёные считают, что врожденными могут быть лишь задатки, которые составляют природную основу развития способностей. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на репродуктивном уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать особым умением чего либо, усваивать определённые знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На творческом уровне развития способностей человек создает нечто новое и оригинальное. В процессе овладения соответствующими знаниями и умениями, в процессе заданной деятельности человек переходит с репродуктивного уровня, на творческий . Соответственно изменится и структура способностей субъекта. Ученые установили, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Общие способности проявляются либо везде, либо во многих областях знания и деятельности. Специальные способности проявляются в какой-то определённой области.
Под художественными способностями понимают способности к художественному творчеству в определенной сфере искусства. Художественные способности характеризуют степень освоения определённого рода деятельности. Происходит это в мировоззренческом плане. То есть, присутствует способность продуцировать идею произведения искусства как свой субъективный мир, который вызовет отклик у другого человека. В техническом плане – это умение выбрать адекватные идее средства художественной выразительности. Несомненно, речь также идёт и о навыках и компетенциях субъекта, которые сделают все эти средства эффективными.
С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.Д. Шадриков считали, что способности – это сложное, синтетическое образование, которое вырабатывается в процессе определенным образом организованной деятельности. По мнению Б.М. Теплова, способные дети – это дети, рано обнаруживающие склонности к тому или иному виду деятельности. Он указывал на то, что способности всегда являются результатом развития субъекта и существуют способности только в развитии и деятельности .
Исследователи Н.А Ветлугина, Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова и др., в качестве основного звена художественных способностей отмечают эстетическое восприятие и эстетическое отношение к действительности. Н.А. Ветлугина выделила следующие элементы художественных способностей:
-художественное восприятие как способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства;
-лёгкое вхождение в воображаемую ситуацию и эмоциональный отклик на красоту;
- оценочное суждение – способность оценивать прекрасное в окружающем и различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;
- художественная деятельность как самостоятельный поиск и нахождение оригинальных приемов решения художественных задач.
Организация процесса овладения художественными навыками может быть обеспечена при использовании приемов нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных техник при рисовании и декоративно – прикладном искусстве сегодня очень популярно среди педагогов, как в урочной деятельности, так и во внеклассной. Помимо рисования дети могут заниматься аппликацией, работой с коврами и тканями, посудой и др. дети могут изготавливать различного рода расписанные коробочки и ёмкости, могут изготавливать народные игрушки и обереги, ювелирные изделия и многое другое. В данном случае каждый ребёнок может выполнять то изделие, или рисунок, который хочется делать ему самому. Практика показывает, что каждый ребёнок в области изобразительного искусства тяготеет к чему – либо своему.
В условиях реализации ФГОС, помимо учебной деятельности в образовательных организациях предусмотрена внеурочная деятельность . Под внеурочной деятельностью понимают также проявляемую вне уроков активность детей, обусловленную их интересами и потребностями. Она направлена на познание и преобразование себя и окружающей действительности. При правильной организации внеурочная деятельность играет важную роль в развитии детей и формировании всего ученического коллектива. Занятия детей в кружках, секциях, факультативах, их участие в олимпиадах, соревнованиях, конференциях и др., всё это реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астафьева, Н.С. Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество» [Текст] / Н.С. Астафьева, С.Н. Петрова. – Москва: Центр дополнительного образования «Восхождение»,2019. – С. 47-50.
2. Балашова, Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования [Текст] / Ю.С. Балашова // диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2018. - 205 с.
3. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2019. – 96 с.
4. Бутенко, Н.В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей [Текст] / Н.В. Бутенко // диссертация ... док. пед. наук: 13.00.02 / Н.В. Бутенко; Юж.-Ур. гос. гуманитар.-пед. ун-т. - Челябинск, 2019. - 444 с.
5. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2019 г.). — Казань: Бук, 2019. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 06.05.2023).
6. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108
(дата обращения: 06.05.2023).
7. Гоманов, А.С. Занятия с младшими школьниками по изобразительной деятельности [Текст] / А.С. Гоманов, С.Н. Корнилова // Москва: ТЦ Сфера, 2019. - 133с.
8. Глушкова, Г.В. Игра или упражнение [Текст] / Г.В. Глушкова // Школьное воспитание. - 2019. - No 12. – С.29-34.
9. Гризлик, Т.И. Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму [Текст] / Т.И. Гризлик – Москва: Просвещение, 2020. – 47с.
10. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений . - М.: Просвещение, 2020. - 80с.
11. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 06.05.2023).
12. Давидчук, А.Н. Обучение и игра [Текст] / А.Н. Давидчук // Методическое пособие. – Москва: Мозаика-Синтез, 2020. – 168 с.- Библиогр.: с 115-117.
13. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / Г.Н. Давыдова // Часть 1. – Москва: «Издательство Скрипторий», 2020. – 88 с.
14. Дрезнина, М.Г. Навстречу друг другу [Текст] / М.Г. Дрезнина, О. А.Куревина; – Москва: «Линка – Пресс», 2019. – 240 с.
15. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. — Электрон.текстовые данные. — Москва: Академический Проект, 2019. — 161 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71801.html (дата обращения 18.01.2023).
16. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа [Текст] / Авт. сост. И. В. Гуреева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2019. – 112 с.
17. Кайдошко, Н.Н. Малышева. Занятия по рисованию и художественному труду для младших школьников [Текст] / Н.Н. Кайдошко // Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2019. – 72 с.
28. Комарова, Т.С. Сказочные образы в детских рисунках [Текст] / Т.С. Комарова //Дошкольное воспитание. - 2019. - No2. - с.54-59.
19. Львова, Н.В. Развитие цветовосприятия [Текст] / Н.В. Львова // Ребёнок в детском саду. -2019. - No 5. – с. 40-43.
20. Новосёлова, Т.И. Духовный мир пейзажа [Текст] / Т.И. Новосёлова // Воспитатель ДОУ. 2020.- No 4. – с. 79-82.
21. Пшеничных, Л.А. Изобразительная игра как педагогический инструментарий в работе педагога дополнительного образования [Текст] / Л.А. Пшеничных. - Белгород, 2021.-357 с.
22. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2023. - No 1. - с.219-226.
23. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2022/01/31/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih?ysclid=ldiy7zxoux566928762 (дата обращения: 06.05.2023).
24. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2019 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2019. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 06.05.2023).
25. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2019. – 37 с.