Фрагмент для ознакомления
2
Образование сегодня направлено на формирование интеллектуально развитой личности с целостным гармоничным мировоззрением, с пониманием глубины связей явлений и процессов окружающего мира. В свете современных задач всестороннего развития личности учащегося на основе общего среднего образования проблема интеграции и междисциплинарных связей приобрела принципиально важное, социально-педагогическое значение.
Г.К. Максимов в статье "К обсуждению интеграции школьных предметов" понимает интеграцию в современной школе как одно из направлений активного поиска новых педагогических решений, способствующих улучшению положения дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью получения более эффективное и разумное воздействие на учащихся [1; 115].
Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Прежде всего, некоторые школьные предметы носят интегративный характер. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня: например, уроки грамотности (уроки чтения и письма) уже являются интегрированным уроком.
В настоящее время наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от этапов реализации междисциплинарных связей, которые допускали ряд явлений из разных предметов, их независимое, как бы параллельное существование, необходимо переходить к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей, то есть подлинной интеграции.
Д.Я. Данилюк в статье "Учебный предмет как интегрированная система" считает, что по отношению к системе обучения "интеграция" как понятие может иметь два значения:
- это создание целостного представления об окружающем мире у школьников (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
- это поиск общей платформы для сближения предметных знаний (здесь интеграция является средством обучения).
Интеграция предметов в современной школе является одним из направлений активного поиска новых педагогических решений, способствующих улучшению положения дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью оказания более эффективного воздействия на учащихся [2; 28].
Таким образом, интеграция между учебными предметами не отменяет предметную систему. Это возможный способ улучшить его, преодолеть недостатки и направлено на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между субъектами.
Задача педагогической науки состоит в том, чтобы помочь учителю осуществить интеграцию, направленную на восстановление и объединение отдельных элементов и частей различных предметов в единое целое с однотипными целями и функциями обучения.
Многолетние наблюдения показывают, что учащимся, получившим подготовку по определенным предметам, трудно применять "частные" знания и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, способности переносить полученные знания на аналогичные или другие ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам.
В данном случае игнорируется закономерность, которая заключается в том, что интеграция - это не смена вида деятельности и простая передача знаний от одного предмета к другому, а процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современных научных знаний.
Интеграция в современной школе идет в нескольких направлениях и на разных уровнях.
В настоящее время используются различные методы интеграции. Этот,
прежде всего, объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. И следует иметь в виду, что различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы заключается не в том, чтобы отвергнуть один из них и применить другой, а во внедрении системы интеграционных мер с учетом возрастных особенностей учащихся на всех уровнях образования.
Интеграция между учебными предметами не отменяет предметную систему, а, наоборот, улучшает ее и позволяет углубить взаимозависимость между различными дисциплинами. В методической, психолого-педагогической литературе исследователи (И.Д.Зверев, В.Н. Максимова и др.) выделяют следующие элементы интеграции:
1) внутрипредметные связи - синтез понятий в рамках отдельного учебного предмета;
2) междисциплинарные связи – объединение фактов, концепций, принципов двух или более дисциплин.
Также необходимо выявить особенности отбора контента в ходе интеграции – интеграцию материала из традиционных, классических предметов и включение в интеграцию нового содержательного материала для школы. На пересечении этих подходов могут быть разные результаты:
а) появление совершенно новых предметов (курсов);
б) разработка новых специальных курсов, обновляющих содержание по одному или нескольким предметам;
в) создание отдельных блоков уроков, объединяющих материал по одному или нескольким предметам, существующим параллельно с уроками учебной программы;
г) проведение разовых интегративных занятий.
Интегрированные уроки являются эффективной формой систематизации знаний в современной школе, поскольку на этих уроках синтезируются знания по различным учебным дисциплинам. В результате формируется новое качество, представляющее собой неразделимое целое, достигаемое широким и глубоким взаимопроникновением этих знаний [3; 56].
Цель интегрированного урока – дать учащимся всесторонние (углубленные и расширенные) знания об изучаемом предмете, его целостную картину. Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: он пробуждает интерес к предмету, снимает напряжение, неуверенность, способствует сознательному усвоению деталей, фактов, детализаций, тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет им вносить свой вклад не только в учебную, но и в исследовательскую деятельность.
Понятия "интеграция" и "междисциплинарные связи" нельзя считать синонимичными, поскольку их связи строятся по схеме "целое-часть", а последняя является органичной составляющей первой. Междисциплинарные связи в процессе обучения выступают существенным фактором активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Исследования психологов (Д.Б.Богоявленский, Н.А.Менчинская и др.) показывают, что межпредметные связи на начальных этапах их включения в познавательную деятельность учащегося играют роль ситуационного или запускающего стимула. Решая междисциплинарные познавательные задачи, студент направляет свою деятельность либо на поиск неизвестных взаимосвязей, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных междисциплинарных связей. Знания, полученные в результате предыдущего опыта усвоения межпредметных связей, становятся регуляторами познавательной активности мотивирующего стимула. Междисциплинарные связи в обучении привносят элементы творчества в мыслительную деятельность учащегося, а также элементы воспроизведения и поиска, проявляющиеся в познавательной деятельности. Следует отметить, что интегрированные уроки строятся на основе междисциплинарных связей, которые, в свою очередь, активизируют интерес учащихся к предмету.
Основной формой организации процесса интеграции предметов в школе является интегрированный урок. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Следовательно, необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Таким образом, интеграция предметов в современной школе - это реальная потребность времени, которая необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем тем, кто имеет дело с базовым педагогическим образованием.
1.2 Тематический спектр творчества А. С. Пушкина
Лирическая поэзия - это вид литературы, который воспроизводит субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора. Согласно словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала [4; 52]; словарь Ефремовой отмечает его эмоциональность, поэтическую взволнованность, искренность [5; 326].
Основными темами лирики А.С.Пушкина являются любовь, дружба, природа, Родина, поэт и поэзия, философия жизни. Поэт обращается к этим темам во многих своих стихотворениях. Стоит отметить, что на протяжении всей своей творческой карьеры Пушкин возвращается к той или иной теме, в зависимости от событий, происходящих в его жизни, в зависимости от личных переживаний.
А. С. Пушкин считал любовь одной из важнейших человеческих ценностей. Поэтому эта тема стала одной из самых важных в творчестве известного писателя и поэта. Лирический герой стихотворений А. С. Пушкина наслаждается любовью в любом ее проявлении. Даже расставание оценивается как жизненный опыт, как момент счастья на пути человека.
Почти все творчество Александра Сергеевича пронизано темой любви. Почти в каждом его произведении, будь то поэма "Цыгане" или драма "Борис Годунов", есть любовная тема. Стихи Пушкина о любви разнообразны. Одни полны горечи неразделенных чувств, другие дышат сладкой грустью утраты, третьи источают восторг взаимной любви. Поэт был очень влюбчив. Героиня его стихов - прекрасная дама, нежная, добрая, немного загадочная. Его очарование ощущается читателем даже на расстоянии пары столетий, отделяющих нас от той эпохи. "Красавица" 1832 года, "Погас дневной свет..." 1820 года, "Простите ли вы мне ревнивые сны"