Фрагмент для ознакомления
2
Китай заинтересован активно входить в российские добычные проекты, но в отличие от многих иностранцев им принципиально важно, чтобы “Роснефть” наращивала поставки в Китай. Им важно надежное обеспечение своей страны сырьем.
Китай озабочен также увеличением зависимости от импорта энергоресурсов и крайне заинтересован в надежных поставках сырья за счет очень глубокой интеграции в добывающих активах, входя в добывающие проекты по всему мире, поставки с которых будут осуществляться преимущественно в сам Китай. То есть Пекин пытается взять под контроль всю производственно-сбытовую цепочку, начиная от добычи на скважине в какой-либо стране до поставки конечному потребителю в Китай.
Тем не менее, скорость и масштабы сотрудничества между Россией и Китаем в определенной степени зависят от внешней среды. Очевидно, что это сотрудничество воспринимается на Западе как вызов . При этом, обе державы необходимы как важные партнеры для решения глобальных проблем, начиная с изменения климата до разоружения, несмотря на противоречия с Западным пониманием. Нарушая нормативную гегемонию Запада в отношении ценностей и установленных Западом правил, Китай и Россия естественным образом уменьшают влияние Запада в целом и в странах, которые они считают зонами влияния, в частности.
Это становится ключевой проблемой для Запада, который оценивает ситуацию в рамках игры с нулевой суммой. Если Китай и Россия будут определять ценности и стандарты, это повлияет на политическое и экономическое развития и влияние Запада. Например, если IT-стандарты будут формировать не Запад, а Китай, это будет иметь пагубные последствия для западного бизнеса, так как будут приняты правила, которые ближе к потребностям китайского бизнеса, а не к Западу. Кроме того, возможность ссылаться на стандарт МСЭ уже является важным аспектом для выхода на рынок в третьих странах. Антагонистическое восприятие содействует эскалации конфликта и большей непредсказуемости конфигурации сил по его окончании .
Ключевой тенденцией сотрудничества становится российская политика разворота на восток. В целом Россия переориентирует свой экспорт энергоносителей на рынки Китая, Индии и Азиатско-Тихоокеанского региона, и этот процесс ускорился из-за санкций. Но он быстро достигает логистических пределов того, что может поддерживать существующая инфраструктура. «Российско-китайская транспортная логистика на Дальнем Востоке в нынешних санкционных условиях является, одновременно, и вызовом, и возможностью для двух государств. Вызов связан с растущим валом перевозок, идущих из Китая, с которым уже не справляется транспортно-портовая инфраструктура российского Дальнего Востока. Возможности заложены в открывающихся дополнительных прибылях для перевозчиков на российско-азиатских маршрутах, которые буду увеличиваться пропорционально сокращающимся поставкам по западным коридорам. Остро встает вопрос о создании на Дальнем Востоке российского контейнерного флота, который потенциально мог бы замкнуть на себя часть новых морских перевозок» .
После начала конфликта на Украине двусторонние отношения в энергетической сфере вышли на качественно новый уровень, а КНР постепенно превратился в основного потребителя российских энергоресурсов, заменив ЕС.
Кризис на Украине и резкое обострение противостояния между Россией и Западом стали одновременно вқзовом и возможностью для сложившихся прочных российско-китайских отношений. Символичной в этой связи выглядит совместное заявление лидеров РФ и КНР, опубликованное 4 февраля 2022 года, о начале новой эры в международных отношениях .
В заявлении, сделанном накануне полномасштабного кризиса на Украине, говорилось о развитии таких явлений, как «многополярность, экономическая глобализация, информатизация общества, культурное многообразие, трансформация системы глобального управления и миропорядка, усиливается взаимосвязанность и взаимозависимость государств, формируется тенденция перераспределения баланса мировых сил, растет запрос мирового сообщества на лидерство в интересах мирного и поступательного развития» .
При этом, подчеркивалось, что «осложняется ситуация в сфере международной и региональной безопасности, множатся глобальные вызовы и угрозы. Некоторые силы, представляющие меньшинство на мировой арене, продолжают отстаивать односторонние подходы к решению международных проблем и прибегать к силовой политике, практикуют вмешательство во внутренние дела других государств, нанося ущерб их законным правам и интересам, провоцируют противоречия, разногласия и конфронтацию, препятствуют развитию и прогрессу человечества, что вызывает неприятие со стороны международного сообщества» .
Накануне кризиса, в начале февраля 2022 года, был обозначен принципиально важный момент для двустороннего стратегического сотрудничества РФ и КНР на международной арене: «Китайская Сторона относится с пониманием и поддерживает выдвинутые Российской Федерацией предложения по формированию долгосрочных юридически обязательных гарантий безопасности в Европе» .
В то же время, как считают аналитики центра «RAND Corporation», США мало что могут сделать, чтобы повлиять на траекторию китайско-российских отношений. США могут подготовиться только к результатам более тесного китайско-российского сотрудничества, в том числе ожидая дальнейшего распространения китайского и российского влияния, потенциального совместного базирования и, в конечном итоге, возможности совместных военных операций.
2.3. Перспективы развития энергетического рынка ЕАЭС
Евразийский экономический союз представляет собой крупнейшее интеграционное объединение постсоветского пространства, в которое входит Россия как неформальное ядро и инициатор основных интеграционных идей, а также государства, относящиеся к европейскому, кавказскому и центральноазиатскому направлениям. Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызская Республика пользуются возможностями и преимуществами взаимовыгодного сотрудничества.
К числу целей ЕАЭС относятся ЕАЭС «всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов» .
ЕАЭС обеспечивает свободу движения товаров посредством таможенно-тарифного и нетарифного, технического регулирования, налогообложения, промышленной и агропромышленной политики, санитарных и карантинных норм, торговли услугами и движением капитала, в том числе на финансовых рынках, а также регулирование в сфере транспорта .
О масштабе региональной организации свидетельствует то, что в 2018 году объем ВВП стран-участниц составил 1,9 триллиона долларов США. Только объем промышленного производства определялся суммой в 1,2 триллиона долларов. Масштабы развития сельского хозяйства оценивались объемом 108,8 миллиарда долларов.
Рынок энергетических ресурсов ЕАЭС составляет около 30% от общего товарооборота в рамках данной региональной организации . Сам факт того, что до одной трети всего товарооборота составляют энергоресурсы, говорит о следующем:
- взаимодополняемость экономик стран ЕАЭС. Государства, входящие в региональную организацию, относятся и к странам-экспортерам, и к странам-импортерам энергоресурсов;
- высокая роль энергетических ресурсов в экономических интеграционных процессах на пространстве Евразийского экономического союза;
- особое значение энергетики в экономике и геополитике России находит отражение в рамках ЕАЭС.
Также, важным показателем эффективности региональной интеграции является объем взаимного товарооборота. По итогам 2018 года он составил сумму 59,7 миллиарда долларов, в то время как объем внешней торговли товарами с третьими странами достиг объема в 753,4 миллиарда долларов .
Следует отметить тот факт, что товарооборот внутри ЕАЭС составляет менее 10% от внешнего товарооборота. Это указывает на следующее:
- недостаточно эффективная интеграция, которая все еще имеет существенный неиспользованный потенциал развития. Действительно, основные интеграционные процессы связаны с Россией, помимо нее товарооборот, например, Кыргызской Республики и Армении, двух государств-участников этого экономического блока, крайне несущественен, и, естественно, не играет значимой роли в товарообороте этих республик;
- помимо России, экономики других стран ЕАЭС относительно малы, даже если учесть экономику Казахстана или Беларуси. По этим причинам они не могут задействовать намного более существенные объемы внешней торговли Российской Федерации, чем имеются в настоящее время. Потенциал других государств-участников ЕАЭС еще меньше. Следовательно, наращивание экономического сотрудничества наталкивается и на вопросы экономического развития республик постсоветского пространства, и, в частности, входящих в ЕАЭС.
Есть мнение, что «вопросы поставки энергетических ресурсов как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров являются одним из важнейших факторов, влияющих на развитие национальной экономики. Чувствительность большинства отраслей экономики к поставкам энергетических ресурсов и динамике цен на них, а также значительное влияние энергетической и смежных с ней отраслей на доходы бюджетов государств-членов, обусловило наличие значительного числа изъятий и ограничений в указанной сфере» .
В соответствии с планами, до 1 января 2025 года планируется создание общего рынка газа Евразийского экономического союза, а также общих рынков нефти и нефтепродуктов. С целью достижения запланированных параметров, страны-участницы согласовывают на двустороннем и многостороннем уровне индикативные, то есть прогнозные балансы энергоресурсов, в той части, в которой они наиболее заинтересованы, а именно газа, нефти и нефтепродуктов .