Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде дошкольного образования ведущей задачей является развитие творческой личности в каждом ребёнке. Развитие творческой личности – это всегда ответственно и полезно. Именно творческие личности являются двигателями всего прогрессивного и инновационного. Развивать творчество в каждом ребёнке необходимо с раннего детства, поскольку именно в дошкольном возрасте дети демонстрируют большой интерес и проявляют большие способности к различным направлениям творчества.
Дошкольный возраст уникален. Можно говорить о том, что как сформируется личность ребёнка, такой будет и его жизнь. Педагогам важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка и его умственного развития. Сегодня в системе образования на первый план выдвигается не столько процесс получения новых знаний, сколько умение оперировать ими. Для детей дошкольного возраста характерно проявление интереса и любопытства ко всему окружающему, поскольку ребёнок в этом возрасте искатель и первооткрыватель. Обучение старших дошкольников через творчество и через решение нестандартных задач ведёт к формированию способности к активной умственной деятельности.
Можно говорить о том, что современный этап педагогической практики - это переход от объяснительно - репродуктивной технологии обучения к деятельностно – развивающей. ФГОС дошкольного образования регламентирует сегодня системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы в образовании.
При этом важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации. В последнее время для детей дошкольного возраста появилось огромное количество новых игр и развлечений.
Одной из современных и эффективных педагогических технологий, которая активно используется в ДОУ – это метод «Круги Луллия». Данный метод относят к ТРИЗ – технологии. Этот метод адаптирован в дошкольном образовании с целью развития таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность и др. При работе с кругами Луллия у детей развивается поисковая активность, стремление к новизне, речь и творческое воображение.
Цель работы: изучить и обосновать использование метода «круги Луллия» как средства формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитательно – развивающий процесс в ДОУ.
Предмет исследования: метод «Круги Луллия» как средства формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть процесс формирования представлений о животных у старших дошкольников посредством кругов Луллия.
2. Изучить сущность понятия творческие способности старших дошкольников.
3. Описать организационно – педагогические условия формирования представлений о животных у старших дошкольников.
4. Предложить методические рекомендации по формированию представлений о животных у старших дошкольников посредством кругов Луллия.
Методы исследования: теоретический, практический, сравнительно-аналитический, беседа, наблюдение
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский - Москва: Институт психологии РАН; СанктПетербург.: Алетейя, 2003, - 109 с. –ISBN 978-5-9710-7447-2. – Текст непосредственный.
2. Веракса, Н.Е. Детская психология / Н.Е. Веракса Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 446 c. –ISBN 978-5-912-2447- 4. – Текст непосредственный.
3. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А Ветлугина– Москва: Изд-во Эксмо – 2011. – 156 с. –ISBN 978-5-912-1337- 5. – Текст непосредственный.
4. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунов, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А.В. Петровского – Москва: Просвещение. – 2010. – 365 с. – ISBN978-5- 4468-5992-1. – Текст непосредственный.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]./ Л.С. Выготский– Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 199 с. - ISBN 978-5-912-2231 - 1. – Текст непосредственный.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский - Москва: Изд-во: Смысл, - 2004 - 512 с. - ISBN 978-5-912-2231 - 4. – Текст непосредственный.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский.- Издательство: М.: Просвещение, 2000. – 93 с. - ISBN 978-5-912-2232 - 7. – Текст непосредственный.
8. Гусакова, М.П. Из истории аппликации животных / М.П. Гусакова // Дошкольное воспитание. – 2012. - No 10. – 64-67 с. – Текст непосредственный.
9. Гусакова, М.П. Материалы и оборудование для занятий изобразительной деятельностью / М.П. Гусакова // Дошкольное воспитание. – 2009. - 27 с. – Текст непосредственный.
10. Исследование проблем психологии творчества / Отв. Ред. Я.А. Пономарев. – Москва: Наука. – 2013. – 167 с. - ISBN 978-5-912-2232 - 4. – Текст непосредственный.
11. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / Косминская, В.Б. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - издание перераб. И доп. – Москва: Просвещение, 2000 – 355 с. - ISBN 978-5-912-3132 - 9. – Текст непосредственный.
12. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И, Васильева, Н.Б. Халезова и др. - Москва: Просвещение, 2011. – 253 с. ISBN 978-5-912-2232 - 7. – Текст непосредственный.
13. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / Лыкова, И.А. Подготовительная к школе группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - Москва: Карапуз - Дидактика, 2008. - 208 с. – ISBN978-5- 4468-5994-2. – Текст непосредственный.
14. Лямина, М.С. Бумага и ножницы: творим чудеса / Лямина, М.С. – Москва: Спарк. – 2010. – 398 с. ISBN 978-5-912-2231 - 4. – Текст непосредственный.
15. Поддьяков, И.И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / И.И. Поддьяков // Вопросы психологии. – 2010. - No1. – С.56-58. - Текст непосредственный.
16. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / под ред. В.А. Моляко // Вопросы психологии. – 2012. - No5. – С. 86-95. - Текст непосредственный.
17. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду» [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной, - М. - 2008.-123 с. – ISBN 978-5- 4468-6391-1. – Текст непосредственный.
18. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В. Погодина - Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. изд., испр. И доп. - Москва: Академия, 2011. - 352 с. - ISBN978-5-4468-5002-3. – Текст непосредственный.
19. Педагогика и методика развития художественной деятельности детей / учебно-методическое пособие / авт. Сост. О.В. Ситникова. – Москва: Директ - Медиа, 2016 – 107 с. ISBN 978-5-912-3331 - 2. – Текст непосредственный.
20. Сидорчук, Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. - Москва: Издательский центр «Академия». – 2016. – 156 с. ISBN 978-5-912-2071 - 3. – Текст непосредственный.
21. Сидорчук, Т.А. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Москва: АРКТИ, 2011. – 64 с. – Текст непосредственный.
22. Сидорчук, Т.А. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ/ Ребенок в детском саду, № 2, 2016. – С. 18-20. – Текст непосредственный.
23.Тарасенко, Т.В. Использование кругов Луллия в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / Символ науки. – 2016. – №10. – С.24-27. – Текст непосредственный.
24. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – Москва: 2003. – 267 с. – ISBN 978 - 5- 912 - 4468-6592-1. – Текст непосредственный.
25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. С.А. Козловой. М.- издательский центр «Академия». – 2012. – 256 с. ISBN 978-5-912-3132 - 9. – Текст непосредственный.