Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность является важнейшим условием существования человеческого общества, занимая наивысший приоритет среди многих жизненных показателей, в том числе экономических. Транспорт в целом, особенно железные дороги, по своей природе являются источником непосредственной опасности для людей. В то же время при выполнении основных функций железнодорожного транспорта, перевозке грузов и пассажиров, ключевую роль играет машинист, который непосредственно отвечает за управление и безопасность движения поездов в пределах своих полномочий.
Профессия «машинист» может быть следующих видов: машинист локомотивов (электровозы, тепловозы, газовозы, паровозы), машинист самоходного подвижного состава для железнодорожных перевозок, машинист метро и др.
Все это широко представлено на крупных железнодорожных перевозках, в метрополитене и промышленном железнодорожном транспорте. Хотя особенности работы различаются, она по-прежнему очень распространена - очень высокий уровень ответственности, особенно когда машинист управляет пассажирским поездом (локомотивная тяга), электропоездом и поездом метрополитена.
Эта очень ответственная профессия, которая включает в себя специальности в других видах транспорта, медицине, образовании, психологии и других областях. Все это в большей или меньшей степени играет жизненно важную роль в обеспечении безопасности всего общества.
Поскольку транспортный риск является объективной реальностью, обеспечение безопасности транспортной системы всегда является главным приоритетом. В современных условиях деятельность машинистов поездов осуществляется в контексте быстрого старения парка буксирного подвижного состава (далее - РПТ), его «тяжелого» технического состояния и возрастающей морально-психологической и профессионально-технической нагрузки локомотивной бригады.
Актуальность исследования состоит в том, что управляющая деятельность машиниста (УДМ) локомотива представляет собой сложный высокоответственный процесс человеко-машинного взаимодействия в режиме реального времени в условиях повышенной тяжести и напряженности труда и постоянного изменяющихся факторов внешней среды. От качества УДМ в существенной степени зависит безопасность, энергоэффективность и надежность перевозочного процесса и операционной деятельности российских железных дорог. В последние годы существенно возросло число и сложность бортовых технических средств локомотива, что повышает требования к уровню подготовки локомотивных бригад.
Поэтому оценка квалификации и профессиональных компетенций машинистов локомотивов (локомотивных бригад) очень важна как для оценки и прогнозирования рисков, связанных с человеческим фактором, анализа эффективности функционирования всего железнодорожного транспорта, так и при принятии управленческих и кадровых решений.
Цель исследования: провести анализ аккредитации центров повышения квалификации машинистов метро в современных условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть основные термины и содержание аккредитации;
2. Изучить Российский опыт использования систем аккредитации;
3. Привести организационно-экономическую характеристику организации ГУП «Московский метрополитен»;
4. Провести анализ условий работы и оценка аккредитации машинистов ГУП «Московский метрополитен»;
5. Разработать мероприятия повышения результативности аккредитации центров повышения квалификации машинистов метро.
Объект исследования: ГУП «Московский метрополитен».
Предмет исследования: аккредитация центров повышения квалификации машинистов метро.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Информационной базой, используемой в данной работе, являются материалы периодической печати, интернет-ресурсы, материалы учебной литературы и нормативные документы метрополитена.
Теоретические основы управления повышения квалификации машинистов метро рассмотрены во многих работах. Можно отметить труды следующих авторов: Бутько Т. В., Грифф М. И., Капцов В. А., Кударов Р. С., Миронов В. Ф. и др.
Существующие нормативные акты, и целый ряд достоверных теоретических положений в области Метрополитена, составили методологическую основу исследований данной работы.
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты аккредитации
Во второй главе проведен анализ аккредитации центров повышения квалификации машинистов метро.
В третьей главе разработаны пути повышения результативности аккредитации центров повышения квалификации машинистов метро.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АККРЕДИТАЦИИ
1.1. Основные термины и содержание аккредитации
Поскольку аккредитация является особым видом оценки соответствия, а органы по сертификации составляют высший эшелон структуры участников процесса оценки соответствия, их правовые и организационные формы должны полностью соответствовать международным стандартам и соглашениям о взаимном признании [15].
Правовая и организационная форма, структура, члены-учредители и участники процесса аккредитации определяются разнообразием национальной системы аккредитации и зависят от того, существует ли в стране один или несколько органов по сертификации [1].
До сих пор мнения российских экспертов, работающих в консалтинговых компаниях, органах по аккре
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021).
4. Федеральный закон «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 442-ФЗ (последняя редакция).
5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 от 01.06.2013. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ОРГАНОВ ИНСПЕКЦИИ.
6. ИСО/МЭК 17020:1998 «Общие критерии деятельности различных типов инспекционных органов».
7. ИСО/МЭК 17021:2006 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента».
Библиографический список
8. Бутько, Т. В. Моделирование управляющей деятельности машиниста локомотива с помощью теории нечетких графов // Научный сборник. - 2019. - № 2 (56). - С. 88-96.
9. Грифф, М. И. Качество, эффективность и основы аккредитации / М.И. Грифф. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2021. - 488 c.
10. Капцов, В. А. Состояние основных жизнеобеспечивающих систем машинистов в зависимости от условий и факторов поездной работы. Гигиена и санитария // Гигиена и санитария. – 2019. - № 4. - С. 36-39.
11. Кударов, Р. С. Статистическая модель зависимости количества брака в работе персонала от профессиональной подготовки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 10: прикладная математика, информатика, процессы управления. - 2019. - № 1. - С. 133-137.
12. Миронов, В. Ф. Федеральное законодательство об аккредитации отдельных видов деятельности в России. Нормативные акты и комментарии / В.Ф. Миронов. - М.: Инфра-М, Норма, 2022. - 416 c.
13. Панин, И.Н. Технология преобразования организационной системы предприятия к требованиям международных стандартов системы менеджмента качества / И.Н. Панин. - М.: Гелиос АРВ, 2019. - 741 c.
14. Радкевич, Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 частях / Я.М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе. – М.: Огни, 2019. - 482 c.
15. Райкова, Е. Ю. Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия. Учебник / Е.Ю. Райкова. - М.: Юрайт, 2021. - 350 c.
16. Сергеев, А. Г. Метрология, стандартизация и аккредитации качества. Учебник и практикум / А.Г. Сергеев. - Москва: ИЛ, 2019. - 846 c.
17. Сергеев, А. Г. Сертификация и процессы аккредитации. Учебное пособие / А.Г. Сергеев, М.В. Латышев. - М.: Логос, 2021. - 248 c.
18. Самсонкин, В. Н. Обеспечение надежности «человеческого фактора» на железнодорожном транспорте: как есть и как нужно // Железнодорожный транспорт. - 2019. - № 4. - С. 12-18.
19. Сериков, В. В. Анализ транспортных происшествий, связанных с нарушением безопасности движения поездов, в разное время суток. Железнодорожная медицина и профессиональная биоритмология // Научный клинический центр ОАО «Российские железные дороги»». - 2021. - № 22. - С. 36-39.
20. Федоренко, Т. Н. Личностные особенности машинистов локомотивов, эффективных в профессиональной деятельности / Т. Н. Федоренко. - Хабаровск, 2020. - 190 с.