Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Различные аспекты воспитанности юного поколения и процесса ее формирования изучались в рамках философии и культурологии (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, др.), психологии (A.А. Брудный, Л.C. Выготский, А.А. Леонтьев).
В том или ином аспекте проблематику воспитанности воспитания школьника и формирования его культуры затрагивали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги-классики (П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Книга всегда выступала одним из ведущих средств формирования нравственного облика юного поколения. Еще на заре педагогики книги выступали, наряду с наставлениями учителя, источником знаний и мире, устройстве общественных отношений.
В настоящий момент книга остается важным элементом в жизни ребенка, существует множество жанров и направлений детской литературы, ориентированной на разный возраст, отвечающей интересам и потребностям ребенка.
Современная литература дает ребенку богатый выбор, но при этом падает читательский интерес школьника. Дети, особенно в подростковом возрасте, ориентированном на межличностное общение, очень мало обращаются к книге, не понимая ее актуальности.
Таким образом, перед педагогом встает задача реализовать воспитательный потенциал книги и раскрыть для подростка ее познавательное значение и эмоциональную насыщенность, сформировать личную мотивацию и интерес к чтению.
Жанр приключенческой книги был выбран нами, как наиболее отвечающий возрастным интересам и потребностям подросткового возраста.
Актуальность данного исследования определяется противоречием между широким выбором и большим воспитательным значением книги и малой эффективностью работы по формированию интереса подростка к книге.
Цель исследования – обозначить роль и значение приключенческой книги в воспитании нравственной и читательской культуры подростка.
Объект – жанр приключенческой книги.
Предмет – значение приключенческой книги в деле воспитания.
Задачи исследования:
1. Определить специфические особенности приключенческого жанра,
2. Рассмотреть читательские интересы и потребности школьника подросткового возраста,
3. Осветить воспитательный потенциал приключенческой книги.
Методологической базой исследования стали работы и Авдеев Д.А., Гусевской О.В., Кашиной Н.И. и др.
Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
1. Читательская культура подростка
В 70-80-е годы интерес к детальному изучению формирования духовно-нравственной личности школьника при помощи читательской культуры резко возрос.
В этот период разрабатываются как общие проблемы, связанные с культурой чтения, с ролью книг в ходе передачи учащимся нравственных ценностей, так и частные проблемы выбора литературы для разных школьных возрастов (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов и др.).
На современном этапе направления научных исследований по данной теме характеризуются следующей особенностью: произошедшая смена установок с коллективизма на индивидуализм (личностно-ориентированное обучение) породила перестройку системы образования [5, 28].
Одновременно в современном мире резко трансформировалась читательская культура школьника: восприятие ребенка становится «клиповым», падает интерес к полноценным литературным произведениям, требующим вдумчивого осмысления, школьнику сложно удерживать внимание.
Современное общество требует от человека быстрого реагирования, стремительного переключения, поэтому распространены проблемы внимания в среде детей и подростков. Эти проблемы губительным образом сказываются на обучении в целом и на литературном образовании в частности.
Нивелировать их некоторым образом позволяет выбор литературы, мотивирующей ребенка к познанию, вызывающей у него личный, внутренний интерес к чтению, основанный не на требованиях образования, педагога, а на собственной увлеченности литературным сюжетом [8, 59].
Читательские интересы школьника достаточно стабильно определяются в раннем подростковом возрасте – в 10-12 лет. Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге. Сказывается на чтении и лимит времени (возрастает учебная нагрузка, активизируется общение со сверстниками, кружковая деятельность, возникают новые увлечения).
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абразевич Т.Б., Степанов Е.Н., Бабанова Е.В. и др. Диагностика и анализ воспитательного процесса. Современные идеи и технологии. Сборник методических разработок. — Москва: Педагогический поиск, 2010. — 240 с.
2. Авдеев Д.А. Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка. Изд. 3е. — М., ДАРЪ, 2008. — 256 с.
3. Аменд А. Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения. Сборник научных трудов в 3 томах. Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического ун-та, 2010. — 650 с.
4. Базалук О.А. Образ человека будущего: Кого и как воспитывать в подрастающих поколениях. – К.: Кондор, 2011. – 328 с.
5. Бакчеева С.И. Методика воспитательной работы. Учебно-методическое пособие для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров. — Горки: БГСХА, 2011. — 80 с.
6. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. – М.: ВЦХТ, 2005. — 144 с.
7. Бодалев А.А. В мире подростка. – М.: Медицина, 1980. — 296 с.
8. Гусевская О.В. Брюханова Н.Ю. Условия духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. – Иркутск: Иркут, 2017. — 162 с.
9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
10. Кашина Н.И. Освоение детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), 2014. — 183 с.
11. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учеб. пособие. — изд. 3-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — 352 с.
12. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
13. Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание. Лекция // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. — 2013. Вып. 3 (30). С. 28-50.
14. Миляева Л.М. Воспитательная деятельность классного руководителя. У чебно-методическое пособие. — М.: КноРус; Астрахань: Астраханский университет, 2016. — 72 с.
15. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Педагогика, 1992. – 144 с.
16. Тактайкина Т.И., Анфиногенова Н.М. Книга. Читатель. Библиотека: опыт работы Новосибирской области по продвижению книги и чтения. — Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2008. — 148 с.
17. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.