Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с исследованиями понятия зла в мировой культуре и искусстве через призму историко-культурного анализа. Существует много сложных теорий о природе и функциях искусства; я собираюсь предложить очень простую. Моя простая теория также широка: она применима к повествовательной литературе в широком смысле этого слова, от эпических поэм до греческих трагедий и шекспировских комедий, от коротких рассказов до фильмов. Это также относится к большинству поп—песен, многим лирическим стихотворениям и некоторым — хотя и далеко не большинству - картинам, фотографиям и скульптурам. Моя теория заключается в том, что искусство предназначено для того, чтобы видеть зло.
В религии и этике зло относится к нравственному или этически неприемлемому поведению или мысли; поведению или мысли, которые являются ненавистными, жестокими, чрезмерно сексуальными или насильственными, лишенными совести. Зло иногда определяется как отсутствие добра, которое могло бы и должно присутствовать. Зло обычно противопоставляется богу, что описывает добрые, справедливые или бескорыстные поступки. В некоторых религиях зло - это активная сила, часто персонифицированная в виде такой сущности, как сатана или Ариман. Фундаментальный вопрос заключается в том, существует ли универсальное, трансцендентное определение зла, или зло определяется социальным или культурным происхождением человека. К. С. Льюис в "Уничтожении человека" утверждал, что существуют определенные действия, которые повсеместно считаются злом, такие как изнасилование и убийство. С другой стороны, трудно найти какой-либо поступок, который был бы неприемлем в каком-либо обществе. Менее 150 лет назад Соединенные Штаты Америки и многие другие страны практиковали жестокие формы рабства. Нацисты во время Второй мировой войны сочли геноцид приемлемым, так же как Императорская армия Японии вовремя Нанкинской резни и хуту интерхамве во время геноцида в Руанде. Сегодня существуют серьезные разногласия относительно того, являются ли гомосексуальность и аборты злом или нет. Универсалисты считают зло независимым от культуры и полностью связанным с действиями или намерениями. Таким образом, в то время как идеологические лидеры нацизма и интерхамве хуту принимали (и считали это благом) совершение геноцида, акт геноцида, являющийся универсальным злом, делает злом всю идеологию или культуру.
Объект исследования – понятие зла в культуре и искусстве. Предмет исследования – методы историко-культурного анализа понятия зла.
Целью исследования является историко-культурный анализ произведений мировой литературы на предмет анализа понятия зла.
Задачи исследования:
1. Анализ темы зла в романе «Унесенные ветром»
2. Изучение проблемы зла в исторической хронике В. Шекспира «Ричард III»
3. Сравнительный анализ проблемы зла в произведениях М. Буглакова и И. Гете
4. Анализ темы зла в поэзии А. Фета
Методы исследования: анализа и синтеза информации, сравнения, историко-культурного анализа, анализа источников.
Глава 1. Тема зла в романе «Унесенные ветром»
Необходимость рассмотрения извечной социальной, культурной и религиозной дихотомии нравственных категорий Зла на основе литературного романа связана, на мой мнение, с социальными и историческими процессами, неизбежно влияющими на положение религии. Согласно Э. Э. Эгильскому, само современное общество становится уникальным историческим феноменом, в котором религия отодвигается на второй план социокультурной жизни, а человек самостоятельно определяет свою судьбу, без оглядки на сакральные традиции и религиозные учения .
Религия была уничтожена в другом длительном процессе — «разочаровании» в мире, описанном социологом Максом Вебером. Теперь человек, отказавшийся от мистических объяснений явлений природы, предоставлен самому себе. Религия, тем не менее, стала одним из возможных способов объяснения реальности. Очевидно, что этот процесс не был реализован в полной мере.
Тем не менее именно поэтому ценны плоды творчества писателей и поэтов, которые позволяют рассматривать общество с разных его сторон, в том числе и с нравственной. Глаза привыкли представлять Доброту, окутанную мглой, сквозь которую пробиваются лучи восходящего солнца. Зло представлено чернильной кляксой, из которой выглядывает смеющийся дьявол. Но так ли все однобоко? Нисколько. Литература позволяет расширить границы сознания и понимания образа, казалось бы, простых категорий, взглянуть на них со стороны религии и, возможно, мифотворчества. Для этого эксперимента я взял за основу многожанровое творение Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», которое можно отнести и к историческому, и к любовному роману. Но это удобно для исследования, ведь характеры персонажей столь же многогранны и неоднозначны, как и понятия о Добре и Зле. И у каждого из них есть свой «щит», будь то солнечный диск или черное облако.
Исходя из космогонической концепции архаических верований, Добро и зло выступают как две противоположные силы. Они соответствуют главным героям романа - мирному времени и войне. Речь идет о гражданской войне 1861-1865 годов между Союзом неимущих штатов и Конфедерацией рабовладельческих штатов Юга. Жизнь героев делится на «до» и «после», но теперь у каждого своя миссия.
Сюжет романа встречает нас на пороге войны – неизбежного зла и прибежища греха, ибо сулит кровопролитие, предательство, разнузданную жестокость и жажду поживиться на пепелище. И среди этого хаоса видны силуэты двух сильных женщин, которых частично в том числе можно отнести к светлой и темной сторонам — Скарлетт О’Хара и Мелани Гамильтон. Вера в милостивого Господа является опорой женщины, но для Скарлетт она играет камень преткновения, так как, видимо, из страха Божия и благоговения перед матерью, она привила Скарлетт не благовоспитанность, а благочестие, девушка не совершила греха. за прелюбодеяние с женатым мужчиной Эшли Уилкс и отказалась быть любовницей Ретта Батлера. Но это не помешало ей обманом заставить любовника сестры жениться на ней впоследствии — но следует ли Скарлетт классифицироваться как Зло в этом отношении?
Повторяя рефрен о том, что у каждого своего щита, могу сказать, что поведение Скарлетт, характерное для нравов середины XIX века, и ее саркастическая и пренебрежительная фраза: «Я подумаю об этом завтра» — не более чем прикрытие для защити мою душу
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булгаков М. А. Собрание сочинений. – М.: Художественная литература, 1992. – 121 с.
2. Егорова, Т. И. К вопросу о противостоянии добра и зла в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" / Т. И. Егорова // Инновационная наука. – 2020. – № 7. – С. 46-47.
3. Зеньковский В. В. Основы христианской философии: сборник. М.: Институт рус. цивилизации, 2010. 1066 с.
4. Культурология: практический элемент учебно-методического комплекса по дисциплине. Учебный словарь / Сост. В. Г. Ибрагимова. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. – 67 с.
5. Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию / предисл. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Сибирская Благозвонница, 2021. 974 с.
6. Митчелл М. Унесенные ветром. М., 1991. Т. 2
7. Новиков Ю.В. Добро и зло в нашей жизни: вопросы и ответы. М., 2012. 192 С.
8. Реизов, Б. Г. Наука о литературе и читатель // Историко-литературный исследования: сборник статей / ответственный редактор И. М. Рай. – Ленинград: Наука, 1991. – С. 9–27.
9. Свеклина, А. С. Проблема зла в трагедии И. В. Гете «Фауст» и в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / А. С. Свеклина // Мир культуры - взгляд в будущее : Сборник научных статей по итогам XXI Всероссийской студенческой научно-практической конференции , Чебоксары, 06–09 апреля 2021 года / отв. ред. В. Ю. Арестова. – Чебоксары: Плакат, 2021. – С. 68-70.
10. Соина О. С., Сабиров В. Ш. Философская антропология Ф. М. Достоевского. СПб.: Изд-во РХГА, 2021. 352 с.
11. Цепелева, Н. В. "Добро и зло как прах могильный...": образ художественной реальности в стихотворении А. А. Фета / Н. В. Цепелева // Гуманитарный вектор. – 2022. – Т. 17, № 1. – С. 47-54.
12. Эгильский Е.Э. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. М., 2011. С.331.
13. Эткинд, А. Новый историзм, русская версия / Новое литературное обозрение. − 2001. – № 47. вып. 1. – С. 7 – 40.
14. Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 393 с.
15. Greenblatt, S. Tyrant : Shakespeare on politics / Ed. by S. Greenblatt. – New York : W. W. Norton & Norton, Inc, 2018. – 195 р.
16. Shakespeare, W. Richard the III / ed. by P. Holland. – New York : Drama, 2000. – 208 p.