Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность межличностных отношений
Отношения с другими людьми составляют основу человеческой жизни. Именно эти отношения порождают наиболее яркие переживания и поведение. Отношения с другими людьми находятся в центре духовно-нравственного становления личности и во многом определяют моральную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются особенно в дошкольном возрасте, поэтому важно установить позитивные отношения между детьми в обществе. От этого зависит психическое здоровье детей.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются через общение и совместную деятельность. Общение играет особенно важную роль в развитии личности ребенка. Нет необходимости сейчас доказывать, что межличностное общение — это абсолютная необходимость человеческой жизни, без которой невозможно полноценное формирование всех психических функций, психических процессов и общей личности человека [8].
Проблеме межличностных отношений уделяется большое внимание в исследованиях педагогов и психологов. Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми заставила многих исследователей обратить свое внимание на эту реальность.
Социальный контекст развития формирует систему отношений ребенка с другими, а отношения с другими считаются органически важным условием развития человека; А.А. Бодарев считает необходимым помнить, что отношения к миру всегда опосредованы следующим образом.
Необходимость помнить, что отношения к миру всегда опосредованы отношениями человека к другим [7]; Л.С. Выготский и его последователи считают, что отношения ребенка с другими служат способом познания мира [14].
М.И. Лисина обращает внимание на два аспекта межличностных отношений. С одной стороны, они являются результатом общения, с другой стороны, они являются первой предпосылкой мотивации ребенка к созданию различных видов взаимодействий [16]. Другими словами, отношения устанавливаются и реализуются во взаимодействии с другими людьми. Однако следует отметить, что отношения не обязательно выражаются во внешних проявлениях. Отношения могут ощущаться с рождения и при отсутствии коммуникативных действий, в несуществующих, даже воображаемых идеальных персонажах, или же присутствовать на уровне сознания, во внутренней психической жизни (в виде ощущений, восприятий и образов). Там, где общение всегда каким-то образом взаимодействует с какими-то внешними средствами, отношения — это аспект внутренней, психической жизни, которая является свойством сознания, не подразумевающим постоянного средства выражения. Однако в реальной жизни отношения с другими людьми выражаются прежде всего в действиях по отношению к ним, включая общение. Именно поэтому установки допустимо рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимоотношений [20].
Таким образом, можно сделать вывод, что основным определяющим элементом личности является отношение к людям, которое также является основой отношений с ними. Отношение человека выступает как осознанная, избирательная, основанная на опыте, психологическая связь с различными аспектами объективной действительности, выражающаяся в его поведении, реакциях и переживаниях и формирующаяся в его деятельности.
"Межличностные отношения — это взаимоотношения между людьми, субъективно переживаемые и объективно проявляющиеся в характере и форме взаимного влияния, которое люди оказывают друг на друга в процессе совместной деятельности и общения". Это понятие "межличностные отношения" определено в Словаре практических психологов [11, с. 235].
А.В. Петровский определяет межличностные отношения как "систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других тенденций, по которым люди воспринимают и оценивают друг друга [14]".
Межличностные отношения охватывают широкий спектр явлений, которые могут быть охарактеризованы тремя элементами взаимодействия:
- Восприятие и понимание людьми друг друга;
- межличностная привлекательность (влечение и привязанность);
- взаимодействие и поведение.
Отношения могут различаться по содержанию своих социальных ценностей, которые могут оказывать различное влияние на вовлеченных в них людей. Одни отношения обезличивают людей и относятся к ним как к простым исполнителям, другие предоставляют возможность каждому быть таковым [1].
Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения детей в группах сверстников. Различные исследования (например, В.Р. Кисловская, Я.Л. Коломинский, А.В. Кривчук, В.С. Мухина, Т.А. Репина) показали, что в младшем школьном возрасте у детей быстро развивается групповая организация. Одни дети пользуются предпочтением основной группы, другие все чаще переходят в состояние отвержения. Переход от внешних качеств к личностным характеристикам является содержанием и подтверждением выбора ребенка. Кроме того, было установлено, что на эмоциональную эмпатию детей и их общее отношение к детскому саду сильно влияет то, как они относятся к своим сверстникам [18].
Было проведено множество эмпирических исследований, посвященных непосредственному контакту детей и его влиянию на развитие детских взаимоотношений. В этих исследованиях можно выделить два основных теоретических подхода:
- концепция опосредования межличностной деятельности (А.В. Петровский) [14];
- концепция генезиса общения (М.И. Лисина), в которой взаимодействие детей рассматривается как результат коммуникативной деятельности [20].
В теории опосредования, где эффективность является средством, группы и коллективы являются объектом рассмотрения. Группы признаются системной характеристикой коллективов. Группы реализуют свои цели через конкретные объекты деятельности, тем самым изменяя себя, свою структуру и систему межличностных отношений. Характер и направленность межличностных отношений зависят от содержания деятельности и ценностей, принятых группой. Групповая деятельность определяет межличностные отношения, формирует их, влияет на их содержание и опосредует вхождение детей в коллектив. Именно в социальной деятельности и общении межличностные отношения реализуются и трансформируются [9].
Вся система взаимоотношений реализуется в общении. "В нормальных условиях отношения между собой и окружающим миром всегда опосредованы отношениями между людьми и между людьми и обществом. Общение — это человеческое поведение, в котором межличностные отношения развиваются, возникают и обретают форму" [15].
Е.О. Смирнова выдвинула гипотезу о том, что человеческие отношения имеют двойственную природу, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Отношения строятся на двух различных принципах, характеризуемых как "разделение" или "я" - "он" и "соучастие" или "я" - "ты", и начинаются с последнего [14].
Важнейшей особенностью межличностных отношений является то, что они возникают и развиваются на эмоциональной основе, то есть на основе определенных эмоций, которые проявляются в отношении людей друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает в себя все виды эмоциональных проявлений, таких как аффект, эмоции и чувства. Ориентация человека на внешний или внутренний мир (экстраверсия или интроверсия) считается ключевой характеристикой, оказывающей значительное влияние на межличностные отношения.
А.П. Забнерко перечисляет основные феномены социальных межличностных отношений следующим образом:
• симпатия - предпочтительное влечение. Она вызывает когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции и эмоциональное притяжение.
• аттракция - притяжение одного человека к другому, процесс предпочтения, бисексуальное влечение, взаимная эмпатия.
• антипатия - неприятие, отвращение, отношение эмоциональной неприязни к кому-либо или чему-либо.
• эмпатия (сопереживание, реакция одной стороны на чувства другой) имеет следующие уровни [17].
Первый включает когнитивную эмпатию, которая проявляется в осознании психического состояния другого человека (без изменения собственного состояния).
Второй уровень включает не только осознание состояния объекта, но и сопереживание ему, то есть эмоциональную эмпатию.
Третий уровень включает в себя когнитивный, эмоциональный и, самое главное, поведенческий компоненты. К этому уровню относится межличностная идентификация, которая представляет собой сочетание ментального (перцептивного и эмоционального) и поведенческого компонентов.
• совместимость (оптимальное сочетание психологических характеристик партнеров, способствующих оптимизации совместной деятельности) - несовместимость.
• сработанность (удовлетворенность общением, согласованность) [17].
На межличностные отношения существенное влияние оказывают пол, возраст, национальность, темперамент, социальный статус и род занятий.
С.С. Бычкова считает, что отношения младший школьников со сверстниками характеризуются импульсивностью и спонтанностью, с одной стороны, и инертностью, и формальностью - с другой [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2019. - 286 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 376 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений // Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Перевод с английского. М.: Прогресс, 1988.400 с.
4. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2020. – 368 с.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. 294 с.
6. Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика. - М.: ВАКО, 2015. - 288 c.
7. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2019. - 224 c.
8. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений / С. В. Духновский. – СПб.: Речь, 2020. – 141 с.
9. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург.: Питер, 2013. – 576 с.
10. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 576 с.
11. Кислова Т. Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх. / Т. Р. Кислова, Н. В. Курова. // Начальная школа плюс. До и После. – 2011. – №7. – С.60-64.
12. Классическая социальная психология: учебное пособие для студентов вузов. / [И. Г. Антипов и др.]; общ. ред. Е.И. Рогова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 414 с.
13. Клепцова Е. Ю. Виды межличностных отношений. / Е. Ю. Клепцова. // Известия Самарского центра Российской академии наук, т. 15. – 2013. – №2 (2) – С. 382-387.
14. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости. / М. Ю. Кондартьев, Ю. М. Кондартьев. – Москва: ПЕР СЭ, 2006. – 272 с.
15. Кун, Д. Основы психологии. Большая энциклопедия психологии / Д. Кун. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 720 с.
16. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 544 с.
17. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Академия,2018. 365 с.
18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2019. 320с.
19. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено; Пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический Проект, 2001. - 384 с.
20. Мясищев, В. Н. Психология отношений / С.В. Духновский. – М.: МПСИ, 2004. – 400 с.
21. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. СПб.: Питер, 2019. 191с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. 634 с.
23. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для вузов. / Е. О. Смиронова. – 3-е изд., перераб. — Санкт- Петербург.: Питер, 2012. – 304 с.
24. Смирнова Е. О. Межличностные отношения школьников: диагностика, проблемы, коррекция. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 158 с.
25. Шаграева О. А. Детская психология: теоретический и практический курс: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / О. А. Ша-граева. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 368 с.
26. Эльконин Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин – Москва: Владос, 1999. – 36 с.