Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по организации гражданского воспитания посредством СМИ.
1.Анализ проблемы гражданского воспитания молодёжи посредством СМИ.
В борьбе за сохранение национальной идентичности, самобытности культуры народов возрастает роль СМИ. От их позиции, в первую очередь, правдивости освещения происходящих процессов, сегодня зависит очень многое. Особенно важную роль играют СМИ в воспитании подрастающего поколения в гармонии с национальными и общечеловеческими ценностями. После распада СССР в печатных СМИ появились давно забытые темы о национальных героях, о традициях и обычаях, о культуре народа в другой плоскости.
В этой связи отдельным аспектом деятельности каракалпакской печати является изучение богатого национального духовного наследия,вопросов возрождения духовно-нравственных истоков народа.
Что же такое национальные ценности? Почему журналисты стали чаще обращаться к этой теме? Ученый Ж. Туленов считает, что «по смыслу общечеловеческие ценности очень глубоки и широки по сравнению с национальными ценностями. И впитывают в себя национальные ценности. Общечеловеческие ценности конкретизируют цели и стремления всех национальностей, народов» [1. С. 256]. К национальным ценностям относятся неповторяющиеся у других народов обряды, обычаи, традиции. Доктор философских наук К. Назаров приводит следующую классификацию национальных ценностей:
1) генофонд, природная неповторимость, особенности, историческая переменчивость и социальная разновидность национальности;
2) история, прошлое, будущее и культурные ценности народа [2. С. 126].
Потребность человека в информации возникает в процессе взаимосвязей с окружающим миром. По верному определению ученого Т. Орлова, «Газетный текст, радийный или телевизионный материал создаются журналистом и предназначены аудитории. Однако они могут не дойти по назначению, оставить равнодушными, не быть воспринятыми. Главный посредник между журналистом и аудиторией - текст - может содержать ценные сведения, но потребитель их по каким-либо причинам не примет. Поэтому важно знать, как именно устанавливаются отношения в обозначенной цепочке. Общих представлений о том, каковы ожидания и предпочтение аудитории, примерных прикидок недостаточно» [3. С. 165]. Потребность человека в информации и обмене ею можно рассматривать как признак проявления внутренней духовной ценности. В повышении эффективности СМИ особое место отведено изучении потребностей аудитории. Е. Прохоров видит эффективность как «степень достижения журналистских целей, соответствующих потребностям общества в массовой информации, с учетом реальных возможностей, как ее производителей, так и потребителей» [4. С. 251].
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. ТуленовЖ. Философия жизни. Ташкент,1998.
2. Назаров К. Система ценностей: диалектика устойчивости и переменчивости: Дис. ... д-ра филос. наук. Ташкент, 1996.
3. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.
4. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1988.
5. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. UNESCO.org/ ru/ Moscow/ culture.