Фрагмент для ознакомления
2
Ведение
Актуальность темы данного исследования обусловлена четкой и неразрывной связью нескольких фундаментальных понятий конкуренции, маркетинга и стратегического менеджмента.
Исследование конкуренции – это начальный этап формирования любой маркетинговой стратегии, следовательно, значимость исследований конкуренции и конкурентов на рынке сомнений не вызывает.
В настоящее время сильнее ожесточается конкуренция на рынках товаров и услуг, и на мировых, и на отечественных. Поэтому важно продолжать исследования конкуренции как экономического аспекта, а также дифференциации товаров как значимого фактора неценовой конкуренции.
Методологическую базу исследования составили работы таких авторов, как: Абаева Н. П., Бронникова Т.С., Грачева Е.С., Долгов Д.И. и др.
Цель исследования – исследование дифференциации продукта как фактора неценовой конкуренции.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
изучить конкуренцию как важный инструмент рыночной экономики;
рассмотреть понятие и сущность конкуренции ;
определить сущность дифференциации товаров как фактора неценовой конкуренции;
исследовать виды и измерение продуктовой дифференциации;
представить модели пространственной дифференциации продукта Хотеллинга и Салопа.
Объект исследования – дифференциация продукта.
Предмет исследования – дифференциация продукта как фактора неценовой конкуренции.
Методологическую базу данного исследования сформировали методы классификации, методы системного анализа и диалектического подхода, методы систематизации, а также индукции.
Глава 1. Экономическая природа конкуренции
1.1. Конкуренция как важный инструмент рыночной экономики
Характерные черты современной экономической системы – высокий уровень развития рыночных отношений и рынка.
Но следует отметить, что понятия «рыночная экономика» и «рынок» не равны. Это связано с тем, что рыночная экономика имеет следующие особенности:
высокий уровень развития рынка;
существование свободного предпринимательства, что предполагает полную самостоятельность хозяйственной деятельности при рационализме и экономической ответственности;
экономическая конкуренция, воздействующая на регулирование уровня цен и предложение продукции на рынке;
ценообразование, учитывающее уровень спроса и предложения, издержки производства т.д. [4, с. 253].
Необходимо учитывать такие функции современного рынка, как:
Регулирующая функция. Она предполагает регулирование и субъектов и объектов рынка. Это выражается в регулировании предложения и спроса, когда происходит установление равновесной цены. Суть указанной функции в том, что она подсказывает производителям, что именно производить, в каком конкретном объеме и устанавливает цену реализации, при этом ее цель – прибыльность деятельности. Рассматриваемая функция посредством специальных сигналов подсказывает производителям, что им необходимо делать. Например, увеличение цен на товар – сигнал, подсказывающий рост производства. Но данная функция нужна и потребителям. Различные цены на товар или услугу, определенное количество предложений предоставляет покупателям право выбора, так происходит удовлетворение потребности покупателей в конкретном товаре или услуге. В итоге это стимулирует перемещение капитала из менее выгодных отраслей с низким уровнем цен в отрасли, которые являются более прибыльными.
Ценообразующая функция. Данная функция рынка проявляется при установлении соотношении предложения и спроса на товар либо услугу при конкретном уровне конкуренции на определенном рынке. Следует уточнить, что на определенный момент времени на рынке устанавливаются цены на товар (услугу), удовлетворяющие всех: и покупателя, и производителя. Но в данном случае цена изменяется под воздействием следующих факторов: издержки производства, спрос потребителей, рыночная конъюнктура [9, с. 102].
Стимулирующая функция. Она проявляется в стремлении всех производителей к максимизации прибыли, а покупателей – к минимизации затрат. Все это приводит к такому факту, как то, что в производстве и торговле производитель начинает применять новые разработки по рациональному использованию всех видов ресурсов, достижения НТП (научно-технического прогресса), что в результате уменьшает затраты, повышает качество, активно расширяет ассортимент товаров и услуг.
Распределительная функция. Данная функция проявляется в доходах от реализации товаров и услуг. Иными словами, «по работе и оплата». Производитель, выпускающий продукцию высокого качества, стремящийся «идти в ногу» с характеристиками рынка, высокие цены не устанавливает, и таким образом имеет более высокий доход, чем конкуренты.
Информационная функция. Рынок – это источник информации и для потребителей, и для производителей. Он представляет информационные данные об объеме товара (услуг) на рынке, его непосредственных производителях, уровне цен, качестве продукции, имидже и репутации производителей и др.
Посредническая функция. Она устанавливает связи между поставщиками сырья, материалов и производителями, между производителями и точками торговли, между производителями (торговыми точками) и покупателями.
Очищающая (санирующая) функция. Используя специальные рычаги, рынок очищает себя от слабых звеньев (субъектов и объектов рынка), которые являются не эффективными и не имеют перспективы развития в будущем на конкретном рынке [3, с. 410].
В целях успешного функционирования рынка важно соблюдение ряда требований:
свобода в проведении экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности;
формирование рыночной цены на базе динамики спроса и предложения;
разнообразие всех форм собственности;
экономическая конкуренция;
развитость рыночной инфраструктуры;
гибкое регулирование рынка государством;
стабильная денежная и финансовая системы;
устойчивость политической системы и обстановки [8, 99].
Современное производство практически невозможно без исследования и прогнозирования состояния рынка. Поэтому важнейший инструмент современной рыночной экономики – это конкуренция.
1.2. Понятие и сущность конкуренции. Неценовая конкуренция
В энциклопедическом словаре Брокгауза дается следующее определение: «Конкуренция – это деятельность соперничества нескольких лиц в достижении одной и той же цели» [12, с. 67]. При анализе проблем современной рыночной экономики следует говорить о том, что конкуренция представляет собой независимые усилия каждого предпринимателя для цели стимулирования приверженности к продукции своей компании со стороны определенных групп потребителей [1, с. 104].
В настоящее время выделяют три главных типа конкурентного поведения присутствующих субъектов хозяйствования в условиях современного рынка:
Креативный тип поведения. Данный тип конкурентного поведения предполагает обеспечение преимуществ конкурентами посредством каких-нибудь новых элементов рыночных отношений (новые технологии, новая продукция и пр.). Основная характеристика данного типа – коренные изменения в уже сформированной структуре предложения и спроса на рынке.
Приспособительное конкурентное поведение. Присутствует тогда, когда предприниматель в своем инновационном потенциале не уверен. В таком случае он имеет стремление скопировать уже существующие достижения своих конкурентов.
Гарантирующая конкурентная политика. Применяется компанией тогда, когда она не в силах существенно изменить коммерческую и производственную программу, так как обладает слабой инновационной основой производства. В таком случае конкурентные преимущества достигаются посредством улучшения качества продукции, изменения ассортимента продукции, оказания дополнительных услуг, которые связаны с возможным гарантийным обслуживанием и пр.
Конкуренция – это явление многоплановое и сложное. Для ее характеристики следует провести детальный анализ основных типов конкуренции, существующих в современных условиях рынка [11, с. 302].
С течением времени развивалась рыночная экономика, а также конкуренция как важное условие ее существования и общепризнанным стало то, что конкурентные позиции рыночных объектов характеризуются их конкурентоспособностью. В настоящее время понятие конкурентоспособности активно используется в экономике, промышленности, а также предпринимательстве. Отметим, что в широком смысле конкурентоспособность – это совокупное свойство. Она обусловлена комплексом показателей, на базе которых появляются предпочтения потребителей. Выделим тот факт, что существует достаточно много теорий конкурентоспособности и конкуренции, большое количество теоретических подходов к изучению таких явлений в экономике.
Кратко рассмотрим основное содержание некоторых теорий. Это необходимо в силу того, что даже узкое изложение сути основных теоретических концепций конкуренции и конкурентоспособности важно для понимания сути, функций и видов конкуренции в качестве среды функционирования компании.
В мировой современной практике для определения конкурентоспособности компаний широко применяется теория равновесия фирмы и отрасли, автором которой является А. Маршала. Согласно данной теории критерий конкурентоспособности – наличие у компании, производящей услуги либо товары, факторов производства, применяемых с большей, чем у иных компаний, эффективностью. В роле стоимостных показателей по этим факторами исследуются процентные ставки по кредитам банков, индексы цен закупок оборудование, сырья и др. Но следует уточнить, что данная теория рассчитана, в первую очередь на основании условных, идеальных, на практике в реальности не существующих условиях совершенной или чистой конкуренции. По этой причине применять данную теорию для определения конкурентоспособности компаний в реальных условиях существующих рынков и иных видов конкуренции сложно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаева Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина – Ульяновск: УлГТУ, 2018.– 259с.
2. Березов Н. И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. – М.: Ника-Центр, 2018. – 768 с.
3. Бланк И. А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк.– М.: Ника-Центр, 2018. – 528 с.
4. Бронникова Т.С. Экономика фирмы. Учебное пособие. / Т.С. Бронникова. – М.: Теис, 2018. – 222 с.
5. Грачева Е.С. Экономика организации Учебник для вузов / Е.С. Грачева. – М.: ГНОМ и Д, 2018. – 309 с.
6. Долгов Д.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. / Д.И. Долгов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 298 с.
7. Зорин А. Л. Экономический справочник финансиста в формулах и примерах / А.Л. Зорин. – М.: Профессиональное издательство, 2018. – 224 с.
8. Казакова Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 209 с.
9. Канке А. А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие / А. Канке, И. Кошевая. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 288 с.
10. Кастельс М. И. Экономика сельского хозяйства. Учебное пособие. / М. И. Кастельс.– М.: МГУВШЭ, 2018. – 174 с.
11. Летников Е.Б. Финансовый анализ. Учебное пособие / Е.Б. Летников. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 512 с.
12. Лисовская И. А. Основы менеджмента. Учебное пособие. / И. А. Лисовская. – М.: Теис, 2018. – 120 с.
13. Марченко Т.И. Уровневое управление Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 343 с.
14. Франк М.А. Комплексный экономический анализ. Учебное пособие / М.А. Франк. – М.: Инфо-М, 2018. – 212 с.
15. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебник для вузов / Юданов А. Ю. – М.: ГНОМ и Д, 2018. – 304 с.
16. Юльченко О.С. Экономика организации. Учебное пособие / О.С. Юльченко. – М.: Инфо-М, 2018. – 212 с.
17. Вашко Т.А. Стратегия и конкурентоспособность/ Т.А. Вашко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2018. – № 7 (7).–С.10.–14.
18. Куликова А. В. О важности интеграции рыночного и ресурсного подходов к разработке конкурентной стратегии организации / А. В. Куликова, О. В. Рокунова // УЭкС. – 2018.– № 11. – С.183–188.
19. Чернова И.В. Управление конкурентоспособностью предприятия/ И.В. Чернова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2018. – № 15.–С.–146 –149.
20. Ягафарова, Е. Ф. Взгляд на конкурентное преимущество фирмы с позиций экономической теории / Е. Ф. Ягафарова // Журнал экономической теории. – 2018. – №4. – С. 181–185.