Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Достижение устойчивости в современном многонациональном обществе невозможно без развития толерантности, универсальной формы социального поведения и социальной адаптации в сложных условиях окружающей среды. В настоящее время важной личностной чертой современного школьника является толерантность как наиболее эффективный метод неагрессивного взаимодействия с реальностью. Толерантность способствует формированию у учащихся целостной картины мира, пониманию, структурированию и ценностно-ориентированному осмыслению знаний об окружающем мире, что исключает агрессивную реакцию.
Тенденция формировать личность учащегося, неспособного агрессивно и осмысленно воспринимать окружающую действительность, повлияла на деятельность образовательных учреждений по поиску эффективной педагогической стратегии воспитания толерантности. Актуальность темы обусловлена практическими возможностями изучения истории для формирования толерантности, поскольку изучение различных социокультурных явлений, процессов интеграции и разрешения конфликтов способствует пониманию различных точек зрения, что является основой толерантности.
Особое значение воспитания толерантности, способной вести неконфликтное существование с окружающими, отмечается в воспитании старшеклассников. Подростковый возраст более подвержен восприятию негативных влияний общества и в то же время, но в этом возрасте гораздо легче формируются качественно новые черты личности.
Воспитание толерантности должно быть включено в процесс формирования у учащихся собственной картины мира и определения своего места в мире через осознание ценностных ориентаций и толерантности к различным культурным символам. В рамках изучения истории воспитание толерантности осуществляется в структуре формирования позитивной гражданской идентичности учащихся. Разработка и применение эффективных педагогических приемов и методов воспитания толерантности на уроках истории определяет актуальность темы данного исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, историков, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия воспитания толерантности у подростков на уроках истории.
Объектом исследования является процесс воспитания толерантности у подростков на уроках истории.
Предметом исследования являются основы и принципы воспитания толерантности у подростков на уроках истории.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для воспитания толерантности у подростков на уроках истории.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие толерантности, роле и значения в образовательном процессе;
- изучить психолого-педагогический аспект проблемы воспитания толерантности у обучающихся;
- детально проанализировать современные методы и приемы, направленные на воспитание толерантности;
- проанализировать особенности содержания исторического образования как фактора формирования толерантной личности;
- изучить возможности применения современных педагогических методов для воспитания толерантности на уроках истории.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по истории и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1 Понятие толерантности, роли и значения в образовательном процессе
Термин «толерантность» используется не только в образовательном процессе, но и широко используется в других сферах. В самом общем смысле термин «толерантность» означает разнообразие, равенство, отказ от доминирования и насилия по отношению к другим. Терпимость означает отсутствие насилия в отношении отдельных лиц и групп людей, народов и государств. Толерантность, по мнению З.А. Нугуманова, является одним из основных компонентов жизненной позиции зрелой личности, обладающей собственными ценностями и интересами [12].
Очевидно, что человек должен защищать свои собственные ценности, просто терпимость означает, что независимо от личных убеждений его ценности должны быть защищены с уважением к ценностям и взглядам других людей. Согласно определению Декларации принципов толерантности, принятой в резолюции Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм выражения наших взглядов и способов выражения человеческой индивидуальности».
Воспитание толерантности способствует формированию навыков независимого мышления, критического мышления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях. Толерантность понимается как ценность и социальная норма общества, которая проявляется в праве всех граждан быть разными; обеспечивать прочную гармонию между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважать разнообразие различных культур, цивилизаций и народов мира; в готовности понимать и сотрудничать с людьми, которые отличаются друг от друга внешностью, языком, обычаями и убеждениями.
По мнению Н. Аненковой, толерантность рассматривается как социальное отношение и как аспект структурных компонентов (поведенческих, эмоциональных и когнитивных). При этом выделяют такие уровни толерантности, как психологическая устойчивость, система позитивных установок, набор индивидуальных личностных качеств и система личностных и групповых ценностей. Выготский Л.С. подчеркивал, что «толерантность» - это не то же самое, что понятия «терпимость» или «снисходительность». Толерантность - это активное признание прав и свобод человека, группы, народа, независимо от этнических и культурных особенностей. Терпимость не ограничивается проявлением терпимости к различным группам или культурам.
В данном случае речь идет о внешней толерантности. Внутренняя толерантность означает признание многообразия человеческого общества, ориентированного на уважение культурных традиций и обычаев других людей. Толерантность - это условие гармоничных отношений в обществе. Воспитание толерантности при изучении различных предметов обусловлено социальной ситуацией современного общества, особенностями которой являются плюрализм, отсутствие единообразия во мнениях, оценках, установках и формах поведения. Межэтнические и межрелигиозные конфликты требуют формирования новой культуры отношений, основанной на уважении и принятии чужой культуры [18].
Обществу в настоящее время необходим толерантный человек, который мог бы наладить общение, основанное на признании и уважении различий в национальных, религиозных и других взглядах и признании права людей на другие взгляды. Таким образом, роль образовательной сферы становится ведущей в воспитании толерантности, образование может развивать целый комплекс педагогических условий и методов формирования толерантности. Многие ученые занимались вопросами воспитания толерантности у школьников на уроках истории, исследования ученых легли в основу развития диалогического взаимодействия со школьниками и разработки методических аспектов воспитания толерантности на уроках истории. Методологические аспекты воспитательной работы по воспитанию толерантности на уроках истории нашли отражение в трудах многих ученых. Кроме того, ученые подчеркивают важность воспитания толерантности среди учащихся в процессе исторического образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакулина, С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие / С.Д. Бакулина. - М.: Флинта, Наука, 2014. - 112 c.
2. Бондырева, С. К. Толерантность. Введение в проблему / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2013. - 240 c.
3. Воробьева, О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся: моногр. / О.Я. Воробьева. - М.: Глобус, Панорама, 2014. - 160 c.
4. Вострухина, Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы / Т.Н. Вострухина. - М.: Школьная Пресса, 2015. - 112 c.
5. Гречко, П. К. Различия. От терпимости к культуре толерантности / П.К. Гречко. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2014. - 416 c.
6. Денисовский, Г. М. Политическая толерантность в реформируемом российском обществе второй половины 90-х годов / Г.М. Денисовский, П.М. Козырева. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2017. - 112 c.
7. Дударев, М. И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности. Методическое пособие / М.И. Дударев, И.Ю. Демьянюк, Д.И. Полторак. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 c.
8. Ильинская, С. Г. Толерантность / С.Г. Ильинская. - М.: Праксис, 2013. - 288 c.
9. Йозеф, (Бенедикт XVI) Ратцингер Вера. Истина. Толерантность. Христианство и мировые религии / Йозеф (Бенедикт XVI) Ратцингер. - М.: ББИ, 2017. - 400 c.
10. Кожухарь, Галина Межличностная толерантность учеников-психологов / Галина Кожухарь. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 132c.
11. Культура толерантности и опыт дипломатии. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2013. - 304 c.
12. Медушевский, Н. А. Основы толерантности и правовой культуры / Н.А. Медушевский. - М.: Ленанд, 2015. - 408 c.
13. Медушевский, Н. А. Толерантность в фокусе региональных трактовок / Н.А. Медушевский. - М.: Ленанд, 2015. - 176 c.
14. Резникова, Ольга Формирование толерантности подростков в образовательном учреждении / Ольга Резникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 539 c.
15. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Теория и практика: Сборник научно-методич. - Москва: Высшая школа, 2013. - 984 c.
16. Толерантность / ред. М.Б. Хомяков. - М.: Екатеринбург: Уральский университет, 2015. - 628 c.
17. Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л.Г. Федоренко. - М.: Каро, 2014. - 128 c.
18. Шатаева, О. В. Этническая толерантность сотрудников организации г.Москвы / О.В. Шатаева, Н.Е. Коршунова, В.А. Никитюк. - М.: Прометей, 2014. - 140 c.
19. Шафрин, Иван Критика психологической толерантности: моногр. / Иван африн. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 152 c.
20. Шехтман, Григорий Плоды толерантности / Григорий Шехтман. - М.: Научный мир, 2014. - 282 c.