Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1. Понятие вторичной занятости студентов и ее структура
Студенческая молодёжь является особой социально-демографической молодёжной группой, основной деятельностью которой является учеба. Однако в условиях изменчивости социальной ситуации в стране многие студенты совмещают обучение в высшем учебном заведении с трудовой занятостью, поскольку современный выпускник должен обладать, помимо профессиональных знаний и умений, ещё опытом и стажем работы, желательно по профилю обучения [29].
В научной литературе явление "работающего студента" известно, как "вторичная занятость студенческой молодежи".
В широком смысле вторичная занятость студентов означает добровольную (постоянную или временную), оплачиваемую трудовую деятельность, осуществляемую в свободное от учебы время. Эта форма занятости выполняет ряд функций, которые оказывают влияние как на индивидуальном, так и на общественном уровне, влияя на функционирование социальных институтов. Прежде всего, выделяются функции адаптации и интеграции молодежи на рынке труда, а также накопления человеческого, социального и культурного капитала.
В современной России существует разнообразие форм получения высшего образования, включая очную, очно-заочную, заочную и дистанционную формы. Большинство из них предполагают приоритет работы перед учебой. Однако студенты дневной формы обучения также часто выбирают совмещение работы и учебы. По мнению многих исследователей, это связано с сохранением престижа очной формы обучения в общественном сознании, поскольку она считается более качественной и систематизированной, способствующей подготовке квалифицированных специалистов [2].
Значительная часть студентов дневной формы обучения сочетают обучение в вузе с постоянной или временной работой. Численность работающих студентов возрастает от младших курсов к старшим. Она также зависит от вуза и конкретной специальности.
В России вторичная занятость среди студентов довольно распространена. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на 2020 год, около 45% студентов в возрасте от 18 до 24 лет занимались какой-либо формой дополнительной работы.
Стоит заметить, что большинство вторично занятых студентов обучаются на 3 или 4 курсе, так как к этому моменту они успевают пройти период адаптации к новым условиям и почувствовать необходимость в независимости и самостоятельности [15].
Вторичная занятость относится к деятельности, которую студенты выполняют наряду с основной деятельностью, которой является учеба. Она представляет собой дополнительную работу или занятость, которую студенты осуществляют, чтобы получить дополнительный доход, приобрести опыт работы или развивать свои навыки во время учебы.
Вторичная занятость отличается от основной занятости студентов, которой является учеба, и может быть организована вокруг учебного расписания и требований. Она представляет собой дополнительный и гибкий источник дохода и возможности для студентов развивать практические навыки, углублять свои знания в выбранной области и повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.
Однако, вторичная занятость также может влиять на студенческую жизнь, включая академическую успеваемость, социальные взаимодействия и здоровье студентов. Поэтому важно изучать этот феномен и искать оптимальные стратегии для балансирования учебы и вторичной занятости студентов [25].
Структура вторичной занятости может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств и потребностей студентов. Однако, общая структура вторичной занятости включает следующие аспекты:
1. Типы занятости: Вторичная занятость может принимать различные формы и типы занятости. Некоторые распространенные типы включают работу на неполную ставку, фриланс-проекты, волонтёрство, контрактные проекты и предпринимательскую деятельность. Каждый тип занятости имеет свои особенности, требования и возможности.
2. График работы: Вторичная занятость обычно осуществляется во время, не занятое учебой, чтобы обеспечить баланс между учебой и работой. График работы может быть гибким, адаптируемым к учебному расписанию и требованиям.
3. Место работы: Студенты могут работать на удаленной основе, выполнять работу из дома или любого другого места, где доступен интернет. Они также могут работать в организациях или предприятиях, выполнять задачи в офисе или на месте работы, в зависимости от характера работы [16].
4. Заказчики и работодатели: Вторичная занятость может быть связана с работой на предприятии или организации, фриланс-проектами для различных клиентов или работой на себя в случае предпринимательской деятельности. Заказчики и работодатели могут быть разнообразными и зависят от типа занятости и предпочтений студента.
5. Длительность и объем работы: Вторичная занятость может иметь различную длительность и объем работы, в зависимости от требований и возможностей. Это может быть работа на полную или неполную ставку, временная или постоянная занятость, проектная работа и т.д.
6. Уровень оплаты: Вторичная занятость может быть оплачиваемой или неоплачиваемой, в зависимости от характера работы и условий трудоустройства. Оплата может варьироваться в зависимости от навыков, опыта и сложности работы.
Все эти аспекты составляют структуру вторичной занятости, которая может быть различной для каждого студента в соответствии с их индивидуальными потребностями, возможностями и целями [11].
Еще одной важной составляющей вторичной занятости современных студентов является все большее распространение трудовой деятельности молодёжи в неформальном секторе. Неформальная занятость подразумевает трудовые отношения без заключения трудового договора, которые основаны на устной договоренности.
Данную тенденцию нельзя оценивать однозначно. При трудоустройстве студента в формальном секторе занятости положительные последствия более очевидны, это – соблюдение институционально закрепленных трудовых норм. Однако неформальная занятость также может оказывать позитивное воздействие на студента. Например, при вторичной занятости в неформальном секторе студент может сам выбирать удобное время работы, что позволяет легко совмещать обучение и трудовую деятельность, дает чувство независимости и свободы. Студент может выбирать временную или разовую работу, когда появляется возможность и когда студенту не требуется большой доход. Кроме того, неформальная занятость часто имеет более высокую оплату, так как доход студента не облагается налогом. Одним из преимуществ занятости в неформальном секторе можно назвать большой выбор видов деятельности [21].
Однако работа в неформальном секторе занятости обладает и рядом недостатков. Один из них – нерегламентированный рабочий день. Студент может трудиться сверх нормы, что негативно скажется на его трудоспособности, здоровье, приведет к усталости и нехватке времени и сил на подготовку к учебе.
Другой недостаток неформальной занятости – отсутствие социальных гарантий, возможности социальной и правовой защиты. В неформальном секторе занятости студент может подвергаться произволу со стороны работодателя, обману при оплате труда. Кроме того, в неформальной занятости студент может столкнуться с тяжелыми условиями труда, это плохие погодные условия, чрезмерная психологическая нагрузка и другие [3].
1.2. Виды вторичной занятости у студентов
Вторичная занятость современных студентов, также, характеризуется расширением возможностей трудоустройства в самых разных сферах. В настоящее время на рынке труда существует много видов трудовой деятельности, различных по содержанию, средствам производства, условиям труда, способам поиска клиентов и коммуникации с ними.
Традиционно востребованными для студенческой молодёжи являются следующие сферы занятости: сфера обслуживания (работники общественного питания, курьеры, специалисты салона красоты), сфера торговли (продавцы, менеджеры по продажам, кассиры, промоутеры), офисная работа (секретари, менеджеры). Часто студенты подрабатывают в развлекательной (аниматоры, ведущие мероприятий, модераторы) и образовательной сферах (репетиторы, ведущие кружков и секций). Вторичная занятость в данных областях деятельности наиболее доступно для студентов, поскольку появляется возможность работать без наличия трудового опыта [8].
Трансформация рынка труда, расширение сферы услуг, а также появление удаленной формы занятости привели к появлению новых сфер студенческой занятости: бьюти услуги (мастер маникюра, бровист, визажист, парикмахер, косметолог и т.д.), декоративно-прикладное творчество на заказ (шитье одежды, вязание, изготовление предметов домашнего быта и интерьера и т.д.), фото и видеосъемка, совместные закупки, изготовление кондитерских изделий и другие области деятельности.
Некоторые из перечисленных профессий требуют наличия специальных знаний и навыков, определенной квалификации. Здесь большим преимуществом является выбор подработки по изучаемой специальности, так как у студента уже есть представление о будущей профессии и специальные знания. Однако современные технологии позволяют освоить дополнительную профессию с помощью самообразования. На сегодняшний день существует большое количество курсов, конференций, семинаров, конкурсов и проектов, специальной литературы. Данные источники самообразования позволяют приобрести новые знания, но все большая роль в этом процессе отводится ресурсам интернета. В Интернете студент может найти обучающие видеоролики и онлайн-курсы по любой тематике, которые в дальнейшем позволят молодому человеку трудоустроиться.
В современной эпохе наблюдается рост возможностей для студентов дневной формы обучения в получении временной или постоянной работы.
Внедрение цифровых технологий и распространение сфер онлайн-жизнедеятельности значительно расширяют горизонты для молодого поколения, делая его более конкурентоспособным и востребованным для работодателей. Цифровые инструменты позволяют выполнять задачи удаленно, что открывает возможность для гибкого графика работы, который учитывает интересы студентов и позволяет совмещать работу и учебу [19].
В связи с этим современные студенты могут заниматься различными видами вторичной занятости, в зависимости от своих интересов, навыков и возможностей. Ниже приведены некоторые распространенные виды вторичной занятости студентов:
1. Работа на неполную ставку: Студенты могут работать на неполный рабочий день или определенное количество часов в неделю. Это может быть работа в розничной торговле, ресторанах, кафе, доставке пиццы и т.д. Этот тип занятости позволяет студентам получить дополнительный доход и приобрести опыт работы в определенной отрасли. Кроме того, данная форма работы позволяет заниматься учебой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апокин, А. Ю., Юдкевич, М. М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. – 2008. – № 6. – С. 98-110.
2. Волков, В. Р. Вторичная занятость студентов: некоторые аспекты // Экономика и управление в современном обществе: Сб. науч. статей по итогам международной научно-практической конференции, г. Волгоград, 19-20 ноября 2013 г. / Под ред. д.э.н., проф. И.Е. Бельских. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. – С. 19-21.
3. Волков, В. Р. Вторичная занятость студентов: проблемы и тенденции развития // ВЭПС. – 2018. – №1. – С. 181-185.
4. Герчиков, В. И. Феномен работающего студента вуза / Социология образования перед новыми проблемами // Москва-Омск – 2003. – С. 310-324.
5. Гоголева, Е. Н., Маркина, Н. Л. Социально-экономическое положение студентов (по результатам социологического мониторинга) // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2019. – №1. – С. 70-77.
6. Дикусарова, М. Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2013. – № 3(21). – С. 177-182.
7. Елисеева, Е. Н. Проблемы трудовой занятости студентов // Вестник Челябинского университета. – 2006. – № 4.
8. Кадничанская, М. И. Вторичная занятость студентов ВУЗов как способ адаптации на рынке труда в условиях трансформации современного российского общества / М. И. Кадничанская // Социально - политическая трансформация в России: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской конференции, Ульяновск, 27 ноября 2017 года / Сост. и отв. ред. – к. филос. н., доцент Краева А.Г., к. псх. н., доцент Михайлова И. В. – Ульяновск: Издательский центр ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет», 2017. – С. 36-41.
9. Калина, Н. М. Феномен трудовой занятости студентов в России: история и современность / Н. М. Калина // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 2(62). – С. 222-224.
10. Козырева, П. М., Смирнов А.И. Российская молодежь на рынке труда в условиях экономического кризиса // Россия реформирующаяся: ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. Выпуск 15. М.: Новый хронограф, 2017. – С. 49–71.
11. Константинова, Е. Б. Структура трудовой мотивации работающего студента // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. Т. I. Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2004. – С. 120-123.
12. Константинова, Е. Б. Анализ деятельности системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов // Молодежь и рынок: жизненное и профессиональное самоопределение, предпринимательство, труд, занятость. Межрегиональные молодежные социологические чтения: Сб. научн. ст. Выпуск 2. Екатеринбург: УрАГС, 2005. – С. 35-37.
13. Константиновский, Д. Л., Чередниченко, Г. А., Вознесенская, Е. Д. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. – М.: ФИРО. – 2009. – С. 72.
14. Корнилова, А. А. Вторичная занятость студенческой молодежи / А. А. Корнилова, О. А. Полянина // Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества: Материалы II Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 26 апреля 2017 года / Главный редактор А.И. Уразова. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. – С. 451-454.
15. Кочетова, М. А. Проблема вторичной занятости студентов the problem of secondary employment of students / М. А. Кочетова // ЗАКОНОМЕРНОСТИ и ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ науки в СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях, Уфа, 01 ноября 2016 года. Том Часть 3. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2016. – С. 183-185.
16. Kученкова, А. В. Вторичная занятость студенческой молодежи / А. В. Kученкова, А. А. Лемкина // Социальные проблемы сквозь призму социологических и маркетинговых исследований: Сборник исследовательских очерков - 2 / Отв. редактор Е.В. Фадеева. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательство "Ключ-С", 2022. – С. 244-298.
17. Лысаченко, Е. Ю. Некоторые аспекты вторичной занятости современных студентов / Е. Ю. Лысаченко // Роль студенческой науки в развитии экономики и кооперации: Материалы международной студенческой научной конференции, Белгород, 16–18 апреля 2013 года / Белгородский университет кооперации, экономики и права. Том 2. – Белгород: Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2013. – С. 71-74.
18. Малиновская, М. А. Вторичная занятость студентов: состояние, формы, причины, влияние профильной и непрофильной занятости на отношение к учебе // Наука и современность. – 2016. – №47. – С. 88-96.
19. Никитина, Я. С. Специфика вторичной занятости студенческой молодёжи в современной России / Я. С. Никитина // XII Рязанские социологические чтения. Динамика социокультурной среды: Материалы Национальной научно-практической конференции, Рязань, 20–21 октября 2022 года. – Рязань: ООО "Издательство Ипполитова", 2022. – С. 397-402.
20. Онькова, А. В. Феномен вторичной занятости современной российской студенческой молодежи / А. В. Онькова // Научный альманах. – 2016. – № 7-2(21). – С. 192-198.
21. Орлова, В. В. Вторичная занятость студенческой молодежи / В. В. Орлова, Ю. А. Луц // Социология образования. – 2016. – № 3. – С. 62-77.
22. Отрешко, А. А. Практики вторичной занятости студенческой молодежи / А. А. Отрешко // Социологические чтения: социальные тренды современности: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 01 апреля 2022 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2022. – С. 230-234.
23. Пасовец, Ю. М. Мотивы вторичной занятости студентов // Человек и труд. – 2011. – № 12. – С. 25–28.
24. Пасовец, Ю. М. Работа в жизни российской молодежи: монография. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. – 136 с.
25. Рощин, C. Ю., Рудаков, В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. – 2014. – № 2. – С. 152–179.
26. Сафиуллина, Ф. Р., Нагимова, А. М. Трудовая занятость современной студенческой молодежи // Казань: Казанская недвижимость. – 2015. – 164 с.
27. Сиделева, А. Е. Вторичная занятость студентов: причины и последствия / А. Е. Сиделева, А. С. Мельникова // Наука. Технологии. Инновации: Сборник научных трудов в 9 частях, Новосибирск, 03–07 декабря 2018 года / Под ред. Гадюкиной А.В. Том Часть 8. – Новосибирск: Новосибирский гос. технический университет, 2018. – С. 509-513.
28. Симбирева, А. А. Вторичная занятость студентов: причины и проблемы / А. А. Симбирева // Студент: НАУКА, ПРОФЕССИЯ, ЖИЗНЬ: Материалы V всероссийской студенческой научной конференции с международным участием: в 3 частях, Омск, 23–27 апреля 2018 года. Том Часть 2. – Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2018. – С. 195-198.
29. Тимошенко, Е. А. Феномен вторичной занятости студентов / Е. А. Тимошенко, Л. В. Мингазова // Альманах молодой науки. – 2013. – № 2. – С. 36-40.
30. Цылев, В. Р., Маринина, О. В. Роль вторичной занятости в профессиональном становлении студентов // Социология образования. – 2010. – № 2. – С. 42–57.
31. Эльканова, Е. А. Социальные риски трудоустройства студентов в условиях современных вызовов / Е. А. Эльканова, П. Ш. Шихгафизов // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2022. – № 3(92). – С. 61-69.