Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обучение детей английскому языку следует за всесторонней реализацией практических, образовательных, комплексных образовательных и развивающих целей. Реализация практической цели должна гарантировать, что остальные три являются развивающими, образовательными и обеспечивают всестороннее образование, и, таким образом, иностранный язык способствует формированию всесторонне развитой личности, что является основной задачей начальной школы на современном этапе формирования нашего общества.
Несмотря на вклад ученых в развитие проблемы изучения иностранного языка в начальной школе и опыт, накопленный учителями, эффективность начальной школы в области иностранного языка считается недостаточной. В начальной школе уже есть большое количество детей, которые испытывают постоянные трудности со слуховым восприятием, чтением и правописанием на иностранном языке и меньше интересуются этим предметом.
Формирование у обучающихся иноязычных представлений является достаточно трудным, особенно для обучающихся начальной школы. Младшие школьники, ещё не постигшие азы родного языка, не могут полностью овладеть иноязычными умениями без постоянной практики.
Начальное иноязычное обучение направлено на:
- развитие у обучающихся навыков устной речи – монологической, диалогической (речевой компонент);
- формирование у обучающихся интереса к культуре другого народа, к его этнокультурных и социокультурным особенностям (социокультурный компонент);
- развитие познавательных способностей за счет развития лексики, грамматики и фонетики другого языка (языковой компонент).
Исследование показывают, что многим школьникам сложно начать коммуникативное общение. Этому препятствует не только психологические особенности младших школьников - чувства страха ошибиться, застенчивость, но более важное - это отсутствие необходимости коммуникативного опыта.
На уроках английского языка зачастую дети развивают навыки монологической речи. Этому способствует чтение текстов, диалогов, но на развитие диалогической речи, которая и является результатом.
Проблема иноязычного обучения исследуется такими авторами как: И.Л. Бим, Н.И. Гез, Г.В. Роговой, Е.Н. Солововой, М.В. Ляховицким.
При выборе средства развития навыков диалогической речи исследователи не сходятся во мнении. Одни авторы (О. А. Колесникова, А. В. Конышева, К. Ливингстоун, И. А. Паросова, Ф. М. Рабинович, М. Ф. Стронин, Н. К. Скляренко) предлагают использовать для этой цели ролевые игры на английском языке. Другие (О. А. Бизикова, Н. Д. Гальскова, Т. В. Карамышева, Т. Н. Теплицина, Т. И. Голубева, С. О. Репина, П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев) советуют применять в развитии диалогической речи информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) [6], [8].
Актуальность данного исследования подтверждается необходимостью обучения навыкам диалогической у детей младшего школьного возраста для достижения наиболее эффективного результата в их дальнейшей учебе.
Целью работы состоит в теоретическом обосновании особенностей развития диалогической речи на уроках английского языка в общеобразовательной школе.
Объект исследования – процесс начального иноязычного обучения.
Предмет исследования – особенности развития диалогической на начальном этапе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть цели и задачи обучения иностранному языку в начальной школе;
2. Описать психофункциональные особенности младших школьников с точки зрения обучения иностранному языку;
3. Рассмотреть принципы, положенные в основу начального иноязычного обучения;
4. Рассмотреть особенности диалогической речи;
5. Проанализировать методы развития диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе.
Теоретическое значение заключается в том, что эта работа дает материал для дальнейших теоретических обобщений, способствует развитию теоретических знаний, таких как языково-мыслительное взаимодействие, язык играет роль в раскрытии и формировании картины мира.
Практическое значение заключается в том, что исследование может быть использовано при дальнейшем изучении этого предмета, а также для проведения уроков по методике преподавания и воспитания при обучении детей младшего школьного возраста иностранным языкам.
Научная новизна данного исследования определяется тем, что в работе был проведен анализ УМК по английскому языку для начальной школы в части обучения навыкам диалогической речи.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Состояние проблемы обучения младших школьников английскому языку
1.1 Цели и задачи начального иноязычного обучения
Современные цели начального образования подробно изложены в ФГОС ООО. Они основываются на воспитании и развитии личности ребенка, свободного личность нестандартно, развитого физически и духовно, готового к творческой деятельности. Впервые в этом стандарте представлен портрет выпускника, гражданина России, в котором он занимает видное место по своим ценностным качествам [19].
Сегодня иностранный язык является распространенной практикой, основанной на современных и эффективных технологиях изучения иностранного языка с учетом личностно ориентированной методологии, возрастных особенностей детей [4].
Проведя анализ рабочих программ по предмету «Английский язык» определена интегративная цель обучения английскому языку младших школьников, которая включает развитие у учащихся начальной школы коммуникативной компетенции на элементарном уровне в четырѐх основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Согласно ФГОС НОО выпускник начальной школы должен сформировать следующие показатели коммуникативной компетенции:
- умение читать и понимать простые аутентичные тексты (изучающее, просмотровое чтение);
- уметь вступать в встроенное общение в ситуациях учебного, бытового содержания;
- уметь рассказать о себе, своей семье, месте учёбы, хобби;
- умение письменно выражать свои мысли [19].
К концу пропедевтического курса устного иноязычного общения у детей формируются умения:
— понимания английской речи, выраженной в возможности вопросно-ответной формы общения, понимания иноязычных просьб, чтению текстов различного характера;
— диалогическая речь, дающая возможность обучающимся ориентироваться в условиях вопросно-ответных формах общения, просьба-ответных формах. В то же время обучающиеся могут изменять, объединять и передавать лексическое и грамматическое содержание этих союзов привести его составные элементы в новое состояние; отвечать на вопросы различного рода (общие и частные), выражать утверждение / несогласие, утверждение / неодобрение, отклонение услышанного;
― монологическая речь, которая позволяет формируют самостоятельные коммуникативные выражения без подготовки. Намерения формируются в соответствии с предлагаемыми целями разговора. Объем фразы составляет не менее трех предложений, лингвистически правильно согласованных. Монолог - это описание (изображения, объект, животное, внешний вид сказочный герой и т. д.) или рассказ (о себе, друге, члене семьи, любимце, сказочном герое) [10], [12].
Данный перечень не охватывает все составляющие иноязычного обучения, но базируется на минимальных знаниях, которыми должны обладать обучающиеся к моменту окончания начальной школы.
Основной задачей предмета «Английский язык» в начальной школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть ребенок должен уметь общаться на иностранном языке. Но некоторые ученые (Е. И. Пассов, З. Н. Никитенко, И.Л. Бим и др.) считает, что выражение «иноязычное образование» следует использовать вместо понятия обучение иностранному языку» из-за перехода к личностно ориентированному [3], [10], [15].
Этот термин был придуман в конце прошлого века Э.И. Пассовым. Он считает, что необходимо не обучение иностранному языку в школах, а иноязычное образование, которое представлено аспектами образования, развития, воспитания и обучения, под которым понимается образование как «вхождение человека в культуру (мир культуры»; благодаря его распределению, он формирует знающего, компетентного, эрудированного человека [15].
Таким образом, согласно ФГОС НОО изучение иностранных языков в начальной школе позволит учащемуся не только сформировать представлений об иностранном языке как средстве общения, но и сформировать такие навыки как чтение, говорение, аудирование, письмо.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. - 6-е изд. - М.: Express PuЬlishing: Просвещение, 2017. - 178 с.
2. Беляева, В. Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе / В. Б. Беляева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : современная школа. – 2010. – № 3(5). – С. 105-108. – Режим доступа https://readera.org/14032086 (дата обращения: 25.11.2022).
3. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр яз» / И. Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.;
4. Брагина, О. А. Система упражнений в процессе обучения диалогической речи / О.А. Брагина // Иностранные языки в школе. – М., 1985. – № 3. – С. 22-27.
5. Вайсбурд, М. Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух / М.Л. Вайбурд. – М.: Просвещение, 1985. – 134 с.;
6. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с.
7. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – М. : АРКТИ, 2003. – 192 с.
8. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя; Московский психолого-социальный институт. – М. : РАО/МПСИ, 2001. – 396 с.
9. Мильруд, Р. П. Обучение технике чтения в начальной школе : проблемы и решения [Электронный ресурс] / Р. П. Мильруд // Просвещение. Иностранные языки. – электрон. научн. журн. – М., 2017. – Режим доступа http://iyazyki.prosv.ru/2017/09/education-technology/ (Дата обращения: 26.03.2022).
10. Никитенко, З.И. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. на соиск. учен. степ.доктора пед. наук / З.И. Никитенко. – Нижний Новгород, 2011. – 168 с.
11. Никитенко, З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: монография / З.Н. Никитенко. - М.: Прометей, 2011. - 191 с.
12. Никитенко, З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Учебное пособие/ З.Н. Никитенко. - М.: МПГУ, 2013. - 288 с.
13. Олейник Т.И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках / Т.И Олейник. - М.: Просвещение, 2012. - 246 с.
14. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – Москва : КНОРУС, 2017. – 390 с.
15. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И.Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
16. Пирожкова, A. О. Теория и практика обучения английскому языку в начальных классах : учебное пособие / A. О. Пирожкова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 151 c.
17. Селиванова, Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Н.Л. Селтванова. – М.: Педагогика 2001. – 354 с.
18. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М., Просвещение, 2003. - С. 124-13.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
20. Фоломкина, С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке / Фоломкина С. К. // Иностранные языки в высшей школе. – 1971. – № 6. – С. 3-12.
21. Шамов, А. Н. Методика преподавания иностранных языков : общий курс: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. – 253 с.