Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы, связанные с изучением места женщины в обществе, культуре и истории, в настоящее время актуальны и активно изучаются. Невозможно понять нынешнее положение женщин в обществе, не обращаясь к прошлому. Период 30-х годов особенно важен для формирования образа советской женщины, который стал важной частью образа русской женщины в целом. Именно тогда был осуществлен переход к новой модели социально-политической системы общества, которая стала одной из основных целей построения нового социокультурного пространства.
Появление образа «новой женщины» в советской культуре было частью совместного проекта по созданию «нового советского человека», «идеология инноваций», по словам Шт. Плаггенборга, начала доминировать: «Семиотическая революция изменила внешний вид страны, изменив естественные языки, письменность, систему образования и культуры, хронологию, общую систему искусства, географические названия и т. д.».
Эффективность восприятия идеологии «нового мира» зависела от изменений в общественном сознании. Это изменение должно затронуть наиболее инертные аспекты семьи и личной жизни, а также гендерное разделение ролей в обществе и повлиять на структуру тендерных ролей. Любая социальная роль предполагает определенное положение, которое занимает человек в системе социальных отношений, в результате чего необходимо провести анализ «мужской» или «женской» роли в определенном социальном контексте, в рамках определенного общества.
Государственная идеология не могла ограничиваться только нормативными правовыми актами, касающимися женского населения. Лучший способ перевести идеологические конструкции в массовое знание - это культурные тексты, образы массовой культуры.
Исторические контексты, формирующие определенные образы женщин, диктуют соответствующее отношение к ним в обществе. Обусловленные экономическими и политическими требованиями времени, образы переносятся в культурное поле данного общества. Эти механизмы работают и сегодня, поэтому их изучение имеет безусловное научное и практическое значение (при оценке состояния современной государственной политики в отношении женщин и семьи, адаптации к современным задачам российского общества и разработке концепции успешной социализации женщин в различных сферах социального существования).
Исследование актуально для выявления генезиса женских образов в российском кинематографе 30-х годов. Специфика методов идеологического конструирования в переломный момент истории страны придает ему дополнительное значение. Это соответствует современным методам формирования тендерных стереотипов в СМИ и является важной составной частью выявления общих механизмов создания культурных образов.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая историков, искусствоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования – выявить особенности образа «новой женщины» в советском кинематографе 1930-х гг.
Объектом исследования является процесс становления образа «новой женщины» в советском кинематографе 1930-х гг.
Предметом исследования является образ «новой женщины» в советском кинематографе 1930-х гг.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является рассмотрение образа новой женщины в советском кинематографе 1930-х гг.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть социалистический реализм советского кино;
- изучить репертуар кинематографа 30-х годов эпохи соцреализма;
- детально проанализировать образ «новой женщины» в советском кинематографе 1930-х гг. (на примере фильмов «Земля в плену» и «Женщина»).
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованных источников.
§1. Социалистический реализм советского кино
Быстрые темпы социокультурных изменений в Советской России позволили первым фильмам того периода переориентировать зрителя идеологически, художественно и эстетически, сделав его советским киноманом, поскольку была создана новая культура, сформировался советский человек и было построено другое российское государство. Социальное влияние советского кино приобрело широкий аспект социальной значимости, который в силу своей природы объединял советское общественное сознание, существенно помогал в организации совместной деятельности людей, регулировал их личное сознание определенными правилами.
Новаторское исследование первых советских фильмов С. Эйзенштейна, Д. Вертова, В. Пудовкина и других – изучение киноязыка, взаимодействия архаики и эксперимента, реализма и героической истории любви, создание и отображение на экране революционных и трудовых подвигов советского человека - заложило основу для становления кинематографа и развития культуры. И таким важным и действенным явлением становится кинокультура в советском пространстве повседневной жизни. Фильм, который там есть»... самое важное из искусств» (В. И. Ленин), используя свои художественно-эстетические, визуальные, идеологические и информационные методы, не только описали общественное бытие СССР, но и структурировали мировоззрение и культуру советского человека в соответствии с общепринятыми государственными и партийно-политическими принципами [3].
Появление звука и цвета в кино эффективно повлияло на развитие советской кинокультуры. Тот факт, что С.М. Эйзенштейн в своем фильме «Броненосец «Потемкин» вручную нарисовал флаг в рамке красной краской, широко известен, в частности, в российском кинематографе, где он был торжественно поднят над кораблем восставшими моряками. Первые советские звуковые и музыкальные фильмы: «Билет в жизнь» (1931) режиссера Н. Экка, музыка Я. Столляра, «Веселые ребята» (1934) режиссера Г. Александрова, музыка композитора И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача, «Дети капитана Гранта» (1936) режиссера В. Вайнштока, музыка композитора И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача, «Волга-Волга» (1938) режиссера Г. Александрова, музыка композитора И. Дунаевского - характеризовали героев и антигероев не совсем широкой звуковой палитрой, подчеркивая особенности социальных процессов в молодой советской стране, создавая звуковые образы и показывая звуковой мир авторов фильма, пытаясь представить новое мировоззрение и восприятие советской действительности и ее счастливого будущего в глазах зрителя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бильшай В. Л. Решение женского вопроса в СССР. М., 1959. 264 с.
2. Влияние советского законодательства в области семейных отношений на формирование образа «новой женщины».
3. Градскова Ю. Женщина и политическая система советского государства [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/ win/research/gradskova.htm.
4. Женский труд//БСЭ, 1932.-T.25.-C. 159-182.
5. Завитновский И. В. Обзор истории женского вопроса в России в первой четверти XX века // Гендерная история: pro et contra: межвузовский сборник дискуссионных материалов и программ. СПб., 2000. С. 137-141.
6. Карпова Г. Гендерная идеология и социальная политика в официальном дискурсе Международного женского дня, 1920-2001 гг. // Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х гг.: сборник научных статей / под ред. Л. Н. Попковой, И. И. Тартаковской. Самара, 2003. С. 258-275.
7. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии 1920-30-х годов. СПб., 1999. - С. 270.
8. Паперный В. Культура Два. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 384 с.
9. Репина Л. П. Пол, власть и концепция «разделенных сфер»: от истории женщин к гендерной истории // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 123-135.
10. Рябцева И.А. Женщины Западной Сибири 1920-1930-х гг.: демографические и социальные проблемы: Автореферат дисс. канд. ист. наук /И.А. Рябцева. Новосибирск, 1996. - С.23.
11. Слезин А. А. Государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодежи в начале 1920-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 2 (3). С. 92-98.
12. Троцкий Л. Чтобы перестроить быт, надо познать его // Троцкий Л. Сочинения: в 21-м т. М. - Л., 1927. Т. 21. Проблемы культуры. Культура переходного периода. С. 16-21.
13. file:///C:/Users/dns/Downloads/sotsialisticheskiy-realizm-sovetskogo-kino.pdf
14. https://revolution.allbest.ru/culture/01060041_0.html
15. https://telecinet.com/wp-ent/uploads/2021/02/telekinet.2020.4.pp_.35-38.pdf