Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью ряда факторов.
Во-первых, в современном социуме весьма остро обозначаются вопросы, которые связаны с особенностью поведения индивида в динамично изменяющемся и одновременно насыщенном информационном пространстве. Именно поэтому в научной литературе имеют место междисциплинарные исследования, ориентированные на изучение телепотребления массовой молодежной аудитории, в которых оно чаще всего определяется в качестве деятельности, связанную с просмотром телевидения; вовлеченность человека либо отдельных групп в процесс выбора телевизионного контента.
В-вторых, в социализации молодежной аудитории средства массовой информации играют все большую роль. Это обусловлено тем, что современного человека практически невозможно представить без пользования медиа, играющего роль одного из базовых источников информации о социуме. При этом особую роль играет телевидение.
В-третьих, весьма важно изучать современное телевидение непосредственно в рамках взаимодействия его с молодежной аудиторией, так как данная возрастная группа является опорой и одновременно движущей силой общества в будущем.
Таким образом, активное изменение практик телепотребления на современном этапе, особая специфика телеповедения молодежи, а также необходимость изучения современного телеповедения молодых телезрителей, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Современные практики телепотребления молодежи» актуальным.
Цель исследования – выявить современные тенденции телепотребления молодежи.
Названная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
- дать социально-психологическую характеристику молодежи;
- рассмотреть телепотребление и его особенности в молодежной среде как современный социальный феномен;
- разработать программу социологического исследования на тему «Современные практики телепотребления в молодежной среде»;
- диагностическим путем определить предпочтения телепотребления в молодежной среде.
Объект исследования – телепотребление на современном этапе.
Предмет исследования – основные тенденции в телепотреблении современной молодежи.
Теоретической основой исследования стали работы ведущих психологов, социологов и педагогов, в которых отражены различные аспекты рассматриваемой нами темы.
Особый вклад внесли такие исследователи, как:
1) Н.В. Бордовская, Ю.А. Зубок, И.М. Ильнский, В.Н. Ирхин, А.И. Ковалева, И.С. Кон, Э.В. Королева, И.Ю. Кулагина, А.А. Ларина, В.Т. Лисовский, В.М. Лутовенко, А.А. Максимова, М.А. Матвиенко, Д.Д. Накашидзе, Э.Н. Ольшевская, А.В. Соколова, Ф.Р. Филиппоа и др., рассматривавшие социальную и психологическую характеристику молодежи;
2) Е.Ю. Бычкова, М.А. Вальковский, Д.М. Вьюгина, Э.В. Галязова, Н.А. Журавлева, М.С. Ивченкова, Д.Ю. Кульчинская, Е.В. Овчинская, Е.Л. Омельченко, Ю.В. Савинкова, И.Э. Соколовская, Г. Филаткина и др. в той или иной мере затрагивавшие вопросы телепотребления в молодежной среде.
Гипотеза исследования: в основе телепотребления молодежи лежат интересы молодых людей и девушек, наличие у них свободного времени и уровень доступности информационных и цифровых технологий.
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: теоретические – анализ и синтез литературных источников по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация теоретических знаний; эмпирические – анкетирование по авторской анкете.
То есть реализация задач данной работа осуществлялась с помощью теоретического изучения позиций ученых-социологов. В свою очередь эмпирической базой выступило авторское исследование, которое было проведено методом анкетирования в 2023 году в городе Самара.
Теоретическая значимость данной работы прослеживается в систематизации позиций исследователей по вопросу телепотребленияя молодежи на современном этапе.
Выборку составили 20 респондентов по возрасту, относящиеся к молодежи. Из них 8 молодых людей и 12 девушек в возрасте 19-23 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бордовская, Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Бордовская // Известия. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2012. – Вып. № 145. – С. 65 – 67.
2.Бычкова, Е.Ю. Популярные телепрограммы для подростков: пробел на российском телевидении / Е.Ю. Бычкова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarnye-teleprogrammy-dlya-podrostkov-probel-na-rossiyskomtelevidenii (дата обращения 22.06.2023).
3.Вальковский, М.А. Медиапотребление студентов: особенности и тренды трансформации / М.А. Вальковский // Журн. Белорус. гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. – 2018. – № 1. – С. 86–91.
4.Вартанов, А.С. Российское телевидение на рубеже веков. Программы, проблемы, лица / А.С. Вартанов. – Москва: Высш. шк., 2019. – 210 с.
5.Вьюгина, Д.М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России / Д.М. Вьюгина // Медиаскоп. – 2017. – № 4. – URL: http://www.mediascope.ru/2386. – (дата обращения: 21.06.2023).
6.Галязова, Э.В. Особенности самооценки в жизнедеятельности студентов / Э.В. Галязова // Филология и культура. – 2003. – № 1. – С. 25 - 29.
7.Егоров, В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии / В. Егоров // Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР. – Москва, 1997. – С.34-36.
8.Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений / Н.А. Журавлева // Психологич. журн. – 2006. – №1. – С. 35-44.
9.Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – Москва, 2018. – 208 с.
10.Захарченко, Н.А. Современная телевизионная программа: учеб. пособие / Н.А. Захарченко. – Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2019. – 88 с.
11.Зубок, Ю.А. Социология молодежи / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. – Москва: Норма, 2019. – 606 с.
12.Ивченкова, М.С. Особенности способов телепотребления среди молодежи / М.С. Ивченкова // Вестн. Ит-та социологии. – 2015. – №15. – С. 93-107.
13.Ильинский, И.М. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-ых годах, тенденции и перспективы / И.М. Ильнский. – Москва: Голос, 2009. – 325 с.
14.Ильченко, С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения: автореф. дис. … д-ра филол. наук / С.Н. Ильченко. – Москва, 2012. – 46 с.
15.Ирхин, В.Н. Педагогическая система сохранения здоровья студентов вуза / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2016. – 202 с.
16.Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелина. – Москва, 2017. – 411 с.
17.Качкаева, А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трасформации / А.Г. Качкаева // Вестн. Московского ун-та. Сер.10. Журналистика. – 2010. – №6. – С. 41-49.
18.Князев, А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учеб. пособие / А.А. Князев. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2014. – 298 с.
19.Ковалева, А.И. Статус социальной молодежи / А.И. Ковалева. – Москва: Голос, 2019. – 498 с.
20.Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – Москва: Политиздат, 1998. – 367 с.
21.Королева, Э.В. Молодое поколение России: от личной несостоятельности к завышенным требованиям к социуму на примере Приморского края / Э.В. Королева, А.Л. Чернышова // Казанская наука. – 2013. – №11. – С. 345-347.
22.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: Сфера, 2018. – 459 с.
23.Кульчицкая, Д.Ю. Фоновое медиапотребление как часть медиапрактик российской «цифровой молодежи» / Д.Ю. Кульчинская Г.С. Филаткина // Медиаскоп. 2021. Вып. 1. – URL: http://www.mediascope.ru/2680. – (дата обращения: 24.06.2023).
24.Лапин, Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н.И. Лапин, Л.А. Беляева, Н.Ф. Наумова, А.Г. Здравомыслов. – Москва: Эдиториал УРСС, 2006. – 224 с.
25.Ларина, А.А. Основные ценности современной молодежи / А.А. Ларина // Территория науки. – 2015. – № 5. – С. 65 - 69.
26.Лисовский, В.Т. Социальная защита молодежи / В.Т. Лисовский. – Москва: «Дашков и К», 2014. – 496 с.
27.Лутовенко, В.М. Проблемы ценностные ориентации молодежи в современном обществе / В.М. Лутовенко // Социс. – 2009. – №4. – С. 62 - 64.
28.Максимова, А.А. Дифференциация ценностных ориентаций студентов / А.А. Максимова, Г.Г. Калезина // Вопр. психологии. – 2015. – № 6. – С. 132-138.
29.Матвиенко, М.А. Ценности современной молодежи / М.А. Матвиенко, Е.Е. Егушев, Н.О. Пименов, Р.Р. Файрузов // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1523-1525. – URL https://moluch.ru/archive/90/18759/ (дата обращения: 22.06.2023).
30.Накашидзе, Д.Д. Молодежь как особая социально-возрастная группа в современном обществе / Д.Д. Накашидзе. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-kak-osobaya-sotsialno-vozrastnaya-gruppa-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 23.06.2023).
31.Овчинская, Е.В. Изменение практик телепотребления российской молодежи в условиях развития информационно-коммуникационных технологий / Е.В. Овчинская // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 3. – С. 295–299.
32.Ольшевская, Э.Н. Развитие когнитивного и эмоционального компонента морального самосознания студентов вуза: автореф. дис… канд. псих. наук / Э.Н. Ольшевская. – Ярославль, 2010. – 24 с.
33.Омельченко, Е.Л. Поколение Text: новые имена молодежной культуры / Е.Л. Омельченко // Рекламные идеи. – 2008. – № 2. – С. 106-111.
34.Осипов, Г.В. Социологический словарь / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – Москва: Норма, 2008. – 608 с.
35.Савинкова, Ю.В. Телевизионные предпочтения молодежи / Ю.В. Савинкова // Массовые коммуникации. – 2012. – №4. – С. 313-316.
36.Свитич, Л.Г. Социология журналистики / Л.Г. Свитич. – Москва: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2015. – 314 с.
37.Соколов, А.В. Социология молодежи / А.В. Соколова. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/355/958/1216/010.SOKOLOV.pdf. – (дата обращения: 27.06.2023).
38.Соколовская, И.Э. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодежи: автореф. дис. …докт. психолог. наук / И.Э. Соколовская. – Москва, 2015. – 43 с.
39.Телевидение в системе СМИ: специфика, функции, типология, основные тенденции развития. – URL: http://www.studfiles.ru/preview/2958020/ – (дата обращения: 27.06.2023).
40.Телевидение в системе СМИ, его функции. – URL: http://studbooks.net/727828/zhurnalistika/televidenie_sisteme_funktsii_osnovnye_televizionnye_zhanry_professii – (дата обращения: 27.06.2023).
41.Телерадиоэфир: история и современность / под ред. А.Г. Качкаевой. – Москва, 2018. – 312 с.
42.Филаткина, Г. Современная российская молодежь vs телевидение / Г. Филаткина // Медиа Тренды. – 2020. – №1. – С.4-5.
43.Филиппов, Ф.Р. Молодёжь / Ф.Р. Филиппоа. – Москва: Мысль, 2018. – 297 с.
44.Чупров, В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия / В.И. Чупраев. – Москва: Наука, 1992. – 316 с.
45.Шестернина, А.М. Парадоксы современного телевидения: про-блемы практики в зеркале образования / А.М. Шестернина // Современные проблемы журналистской науки. – Воронеж, 2007. – С. 57-64.
46.Gillmor, D. We the Media: Grassroots journalism by the people, for the people / D. Gillmor. – Sebastorol, CA: O'Reilly Media, 2006. – 336 p.
47.Hagedoorn, B. The ‘youthification’ of television / B. Hagedoorn, S. Eichner // Critical Studies in Television: The International Journal of Television Studies. – 2021. – №16. – P. 83–90.
48.Jenkins, H. Spreadable media: Creating value and meaning in a networked culture / H. Jenkins, S. Ford, J. Green. – New York: New York University Press, 2013. – 352 p.
49.Podara, A. Generation Z’s screen culture: Understanding younger users’ behaviour in the television streaming age — The case of post/crisis Greece / A. Podara, M. Matsiola, R. Kotsakis // Critical Studies in Television: The International Journal of Television Studies. – 2021. – №16. – P. 91–109
50.Prensky, M. Digital Natives, Digital Immigrants // Marc Prensky. com. 2006. – URL: http://www.marcprensky.com/writing/Pren-sky%20-%20Digital%20Natives,%20Digi-tal%20Immigrants%20-%20Part1.pdf – (дата обращения: 23.06.2023).