Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретические основы современных мотивационных систем
1.1 Понятие и сущность мотивации
1.1.1 Определение мотивации и ее роль в достижении целей
Мотивация - это внутренняя побудительная сила, которая побуждает нас к действию и стимулирует нашу активность. Она служит толчком для начала деятельности, сохраняет наше участие в действии и направляет наши усилия на достижение конкретных целей. Неотъемлемым элементом мотивации является вознаграждение, которое мы получаем за достижение желаемого результата - это может быть как материальное вознаграждение, так и внутреннее удовлетворение от осуществления самоопределённых целей.
Мотивация играет ключевую роль в процессе достижения задач и целей. Без мотивации мы бы оставались бездействующими и не пытались бы достичь высоких результатов. Мотивация стимулирует нас к действию, помогая нам перескочить через барьеры и преодолеть трудности. Важно понимать, что мотивация может выполнять две важные функции: с одной стороны, она может стимулировать индивидуальные усилия, направленные на достижение поставленных целей, а с другой - повышать качество работы и продуктивность. Как правило, если человек мотивирован, то он более продуктивный и эффективный.
Предположим, что у вас есть задача, которую нужно выполнить, но у вас отсутствует мотивация. Вы начинаете работу, но быстро теряете интерес, становитесь ленивым и совсем не хотите продолжать работу. Но если вы нашли мотивацию, то вы начнете анализировать задачу и искать пути, как ее выполнить. У вас появится желание продвигаться к цели и улучшать свою работу.
Но мотивация бывает разной. Внутренняя мотивация, это когда мы двигаемся к цели, потому что считаем, что это будет нам полезно или приятно. Например, если человек любит свою работу, то он будет готов тратить на нее больше времени и усилий. Внешняя мотивация, это когда мы двигаемся к цели за счет внешних факторов, таких как получение материальной выгоды, похвалы или признания окружающих.
Важно понимать, что мотивация является основой нашей жизненной активности и нашего личностного роста. Без мотивации мы бы не смогли существовать как активные и продуктивные личности, и, соответственно, не могли бы достигать высоких результатов. Поэтому для каждого человека важно находить мотивацию в своей жизни, чтобы двигаться и расти, как личность.
1.1.2 Теории мотивации: классические и современные подходы
Теории мотивации являются основой понимания того, что побуждает людей к действию и как они выбирают свои цели. Классические теории мотивации представляют собой попытки объяснить мотивационные факторы в терминах физиологических потребностей и стимулов, которые они вызывают. Среди них наиболее значимыми являются теория дефицита потребностей А. Маслоу, теория вознаграждения Э. Локе и вознаграждения К. Альтернера.
Теория дефицита потребностей А. Маслоу утверждает, что потребности человека организованы в иерархию, начиная с физиологических потребностей, таких как еда и вода, и заканчивая самосовершенствованием. Человеку нужно удовлетворять нижние потребности, прежде чем он может стремиться к более высоким. Теория вознаграждения Э. Локе представляет собой модель мотивации, основанную на мысли, что люди будут повторять действия, за которыми следует вознаграждение, а действия, за которыми нет вознаграждения, будут игнорироваться. Теория вознаграждения К. Альтернера утверждает, что мотивация на удовлетворение потребностей может зависеть от того, какие ожидания человек имеет от результата.
В современных теориях мотивации используются более широкие концепции, такие как самоопределение, аутотелия и социальное признание. Теория самоопределения Р. Дека и Э. Райана утверждает, что люди мотивированы достигать внутреннего согласия, определенности и свободы. Теория аутотелии Э. Дики и Р. Райана утверждает, что истинный и долговременный мотиватор для людей - это деятельность, которая приносит удовольствие и позволяет испытывать состояние потока. Теория социального признания Э. Райана и Э. Дека утверждает, что люди мотивированы стараться зарабатывать уважение и признание социума и достичь социальной принадлежности.
Одной из наиболее популярных современных теорий мотивации является теория самоопределения. Она предлагает, что все люди имеют потребность в различных уровнях самоопределения, которые определяют, какие цели они избирают, какие действия предпринимают и как они воспринимают свои различные опыты. Центральной идеей теории самоопределения является принцип реализации своих потребностей в удовлетворении собственных целей и желаний, независимо от внешних факторов.
Теория аутотелии говорит нам, что люди часто чувствуют больше удовлетворения, когда они заняты тем, что им нравится и что им интересно. Иными словами, они получают удовольствие от процесса самого действия, а не только от его результатов. Эта теория ясно демонстрирует, как важна личная мотивация и желание приблизиться к своим целям.
Как видно из вышеизложенного, теории мотивации имеют решающее значение для понимания того, каким образом мы выстраиваем свои жизни и соотносим наши цели с потребностями и желаниями. Классические теории мотивации помогают нам лучше понять физиологические факторы, влияющие на наше поведение, в то время как современные теории мотивации описывают широкий спектр индивидуальных и социальных факторов, которые могут мотивировать или препятствовать нашим действиям. Важно разработать грамотные и индивидуальные мотивационные системы, чтобы достигать наших целей и быть успешными в нашей жизни.
1.2 Классификация современных мотивационных систем
1.2.1 Внешняя и внутренняя мотивация: различия и примеры
Мотивация – это процесс включения внутренних или внешних факторов, которые подталкивают нас к выполнению определенных действий или достижению определенных целей. Внешний мотиватор – это то, что заставляет человека делать что-то, например, деньги, призы, похвала. Внутренний мотиватор – это то, что заставляет человека делать что-то без видимой внешней награды, например, удовлетворение от выполненной работы, чувство удовлетворенности, выполнение общественно полезной работы.
Внешняя мотивация имеет множество примеров в повседневной жизни, таких как повышение зарплаты, получение приза на работе, получение похвалы от начальства или коллег, получение стипендии или гранта за обучение. Однако, внешняя мотивация может быть истощаемой, так как ее эффективность сокращается по мере того, как она становится предсказуемой и рутинной. Внешние мотиваторы могут также создать сильное чувство конкуренции между работниками, что может привести к неэффективности работы в коллективе.
С другой стороны, внутренняя мотивация основывается на внутреннем удовлетворении от выполненной работы. Человек, работающий по внутренним мотиваторам, мотивирован исполнять свою работу также исходя из общей концепции удовлетворенности. Например, человек может быть мотивирован выполнением задачи, потому что это может помочь ему развиваться или изучать новый материал.
Внутренняя мотивация может быть осуществлена путем учета интересов, увлечений и ценностей пользователя, а также включением его в процесс принятия решений. Например, компания может позволить своим сотрудникам выбирать проекты, на которых они хотят работать, чтобы увеличить их удовлетворенность и производительность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Врублевская, О. А. (2010). Мотивация и мотивы: психологический анализ. Смысл, 9(2), 49-55.
2. Аргунова, М. А. (2012). Мотивация и стимулирование труда в организации. Магистерская диссертация. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
3. Степанов, И. А. (2014). Мотивация как фактор повышения эффективности работы сотрудников. Инновации в управлении, 5(1), 76-79.
4. Зарецкий, В. К. (2015). Мотивация трудовой деятельности и стимулирование персонала. Молодой ученый, 27(99), 498-502.
5. Кашин, А. В. (2017). Психология мотивации: Учебное пособие. Издательский дом НИУ ВШЭ.
6. Леонтьев, Д. А. (2017). Психология мотивации: Учебник. Питер.
7. Коберник, Н. Б. (2018). Психология труда и мотивации: Учебное пособие. Книжный дом "Либроком".
8. Гончарова, И. А. (2019). Основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие. ЮНИТИ-ДАНА.
9. Крушельницкая, О. В., & Лысенко, Т. В. (2019). Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Вестник СибГУПС, 14(3), 82-86.Рулева, Е. М., & Краснопольский, А. А. (2021). Мотивационные механизмы в современной организации. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 6(1), 27-33.
10. Суслова, И. Н. (2010). Мотивация трудовой деятельности и профессиональная мотивация. Практическая психология и социальная работа, 3, 75-80.
11. Суровицкий, А. А. (2011). Мотивация трудовой деятельности персонала. Экономика и управление, 3(75), 92-95.
12. Макарова, Н. А. (2013). Мотивация труда и система стимулирования персонала. Проблемы современной экономики, 3, 246-249.
13. Подпираева, И. В. (2016). Мотивация трудовой деятельности и профессиональное самоопределение личности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 1, 42-51.
14. Российская академия образования. (2018). Мотивация учебной деятельности: психология, педагогика, методика. Москва: РАО.
15. Багиев, Г. Л., & Семенова, Т. В. (2019). Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в современной организации. Вестник НГУЭУ, 4(82), 94-99.
16. Ломова, Ю. В. (2019). Психология мотивации в профессиональной деятельности: учебное пособие. Москва: Юрайт.
17. Шапкин, А. В. (2019). Мотивация труда и стимулирование персонала. Экономика, управление и инвестиции, 10, 156-160.
18. Андреева, А. А., & Герасимова, М. В. (2020). Особенности мотивации трудовой деятельности в условиях цифровой экономики. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 3(2), 95-104.
19. Матвеева, М. И. (2020). Мотивация и стимулирование трудовой деятельности сотрудников: сущность, виды, методы их применения. Инновации в образовании, 1(37), 32-37.