Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЛПО
1.1. Организация внутреннего контроля
На данный момент руководство любой компании предполагает различные подходы, которые помогают более эффективно достигать поставленных перед ней целей. Но самое главное, что является комплексным, - это системный подход к лидерству.
Термины «система» и «системный подход» сегодня довольно широко используются в различных областях знаний. Система (от греч. systema-целое, состоящее из частей; соединения) философия трактует его как совокупность элементов, связанных между собой и образующих некую целостность, единство.
Систему часто определяют как комбинацию взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое, поскольку ее свойства не сводятся исключительно к свойствам составляющих ее элементов. Наиболее важными характеристиками системы являются: наличие различных элементов, среди которых обязательно присутствует системообразующий элемент, связи и взаимодействия элементов, целостность их сочетания (внешняя и внутренняя среда), соответствие свойств элементов и их совокупности в целом [9].
С принятием единых требований к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, установленных приказом Минздрава России от 07.06.2019 №381н, а затем приказом от 31.07.2020 №785н. Как приказ Минздрава России от 07.06.2019 №381н, действующий до 31.12.2020, так и новый приказ Минздрава России от 31.07.2020 №785н обязывают каждую медицинскую организацию разработать порядок организации и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Разработанная процедура утверждается приказом руководителя медицинской организации.
В порядке внутреннего контроля должно быть предусмотрено следующее:
цель контроля;
задачи контроля;
кто будет осуществлять контроль качества медицинской деятельности;
лица, имеющие лицензию на контроль качества (комиссия или служба внутреннего контроля, уполномоченный по качеству);
функции, права и обязанности лиц, уполномоченных осуществлять надзор;
взаимодействие лиц, уполномоченных на проведение контроля, с врачебной комиссией, руководителями структурных подразделений;
сроки проведения контроля;
каковы причины для проверки;
меры контроля;
оформление результатов контроля, их учет.
Решение принимает руководитель медицинской организации в зависимости от типа медицинской организации, лицензированных видов медицинской помощи, условий и форм оказания медицинской помощи. Решение зависит от количества сотрудников, определяемого типа медицинской помощи, амбулаторной или стационарной, наличия структурных подразделений [13].
Предлагается три варианта:
1 вариант - поручить внутренний контроль одному из сотрудников медицинской организации. Он будет иметь статус уполномоченного лица. Этот вариант подходит для небольших медицинских организаций. Функции внутреннего контроля могут быть возложены на заместителя главного врача или более опытного врача. Специального обучения не требуется.
2 вариант - создать службу внутреннего контроля сотрудников медицинской организации. Приказ не устанавливает никаких требований к структуре и составу службы. На мой взгляд, рекомендуется на постоянной основе создать службу в крупных многопрофильных медицинских организациях в качестве структурного подразделения. В службу могут входить врачи, медсестры и сотрудники медицинской организации, не имеющие медицинского образования.
3 вариант - создать комиссию из сотрудников медицинской организации. В состав комиссии могут входить врачи, медсестры и сотрудники медицинской организации, не имеющие медицинского образования (например, юрист). Требования к количеству членов комиссии приказом Минздрава РОССИИ №785н не установлены.
В соответствии с пунктом 4.22. «Порядка учреждения и деятельности медицинской комиссии медицинской организации», утвержденного приказом Минздрава России от 5 мая 2012 г. №502н, организация и осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности медицинской комиссии могут быть возложены на решение руководителя медицинской организации. Медицинская комиссия состоит из врачей, в состав медицинской комиссии должны входить не менее 5 врачей, в том числе главный врач, заместитель главного врача, секретарь комиссии и члены комиссии. Заседание врачебной комиссии должно проводиться не реже одного раза в неделю. Решение медицинской комиссии оформляется протоколом [2].
Отличия комиссии по внутреннему контролю от комиссии по медицинскому контролю:
состав. В состав комиссии по внутреннему контролю могут входить не только врачи, но и медсестры или юрисконсульт медицинской организации.
частота проверок, проводимых Комиссией внутреннего контроля. Комиссия по внутреннему контролю проводит проверки не реже одного раза в квартал. По результатам работы Комиссии по внутреннему контролю составляется отчет.
как и приказ Минздрава РОССИИ №381н, вместо него принят приказ Минздрава РОССИИ №785н, который был принят значительно позже приказа Минздрава России от 5 мая 2012 года. N 502н «Об утверждении учреждения и деятельности медицинской комиссии медицинской организации», и, скорее всего, приказ №502 ч еще не согласован с приказом №785н.
Учитывая различия между этими комиссиями, можно отметить неправильным назначать медицинскую комиссию для проведения внутреннего контроля. Основной мерой внутреннего контроля является проверка. Проверка является плановой и внеплановой (целевой). Руководитель медицинской организации должен ежегодно утверждать план проведения плановых проверок. Запланированный обзор должен проводиться ежеквартально. Продолжительность проверки не должна превышать 10 рабочих дней.
Качество медицинской деятельности в больницах, клиниках, медицинских центрах и клиниках проверяется на трех уровнях:
на государственном уровне - Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор);
на ведомственном уровне - через министерства (департаменты) здравоохранения в отношении организаций здравоохранения более низкого уровня;
на местном уровне - внутренний контроль качества медицинской деятельности собственными силами.
Региональные министерства (департаменты) здравоохранения не могут контролировать деятельность медицинских организаций частной формы собственности и качество оказываемой им медицинской помощи. Соблюдение требований внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является лицензионным требованием. Требования установлены приказом Минздрава России от 31.07.2020 №785н.местный закон медицинской организации должен учитывать требования к проведению внутреннего контроля.
За нарушение требований к организации и проведению внутреннего контроля медицинская организация может быть привлечена к административной ответственности в виде штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или может быть прекращена судом на срок до девяноста суток (статья 14.1 КОАП РФ — для предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность. 19.20 КОАП РФ - для бюджетных организаций).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.Э. Оценка удовлетворённости пациентов стационара медицинской помощью как инструмент повышения качества работы клиники / В.Э. Андреева, Е.В. Преображенская, Н.В. Белова // Медицина. - 2018. - Т. 6. - № 2 (22). - С. 117-130.
2. Аракелов С.Э. Механизмы управления качеством медицинской помощи в многопрофильном стационаре / С.Э. Аракелов // Sciences of Europe. – 2017. – № 14-1 (14). – С. 31-33.
3. Артемьева М.А. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью в различных условиях ее предоставления / М.А. Артемьева // Наука молодых - Eruditio Juvenium. – 2017. – Т. 5.– № 3. – С. 389-399.
4. Банан С.А. Здравоохранение: вопросы финансирования и пути решения // Экономика. 2017. – № 3 (19). – С. 85-89
5. Беспалова Ю.А. Проблемы сферы здравоохранения как следствие неэффективного управления отраслью [Электронный ресурс] // Научный диалог: экономика и управление – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/112084/discussion_platform (дата обращения: 05.09.2023).
6. Вареник А. В., Гриб Н. Н., Токмакова А. А. Исследование факторов влияния на величину подушевого финансирования в системе здравоохранения Курской области // Молодой ученый. 2015. – №11. – С. 770-774
7. Восколович Н.А. Управление доступностью и качеством медицинской помощи населению / Н.А. Восколович // Муниципалитет: экономика и управление. – 2018. – № 1 (22). – С. 18-24.
8. Вязикова А.А. Сравнительный анализ методик оценки эффективности системы здравоохранения / А.А. Вязикова, Е.Л. Борщук // Студенческая наука XXI века : материалы VIII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (8). – С. 27-31
9. Галкина Н. Г., Михайлова Е. В. Стратегический анализ возможностей развития предпринимательской деятельности медицинской организации [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015.– 150 с.
10. Глотова И.И., Хлопянова К.В., Анастасова М.Г. Здравоохранение России: вопросы финансирования и перспективы развития // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по материалам 13 Междунар. науч.практ. конф. Новосибирск, 2014. – 90 с.
11. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности: Монография / М.М.Левкевич, Н.В.Рудлицкая. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 216 с.
12. Государственная организация общественной жизнедеятельности: вопросы теории: Монография / А.Д. Керимов. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 192 с
13. Дудник В.Ю. Модели развития системы здравоохранения: мировой опыт// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. № 3-1. С. 60-64
14. Жуковcкая М.С. Оценка степени удовлетворенности пациента качеством оказания медицинской помощи / М.С. Жуковская // Главврач. – 2018. – № 2. – С. 56-59
15. Здоровье купить не на что. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/02/02/6391177.shtml (дата обращения: 06.09.2023)
16. Ильина Е. Г., Пенькова Н. В., Вареник А. В. Текущее положение дел в системе здравоохранения Курской области // Молодой ученый. 2015. – №8. – С. 539-543
17. Кельжанова М. К., Косыбаева К. К., Турсынбекова Н. К. Анализ и совершенствование системы качества медицинской помощи // Молодой ученый. 2014. – №10. – С. 77-80
18. Коноваленко А.В., Королева Л.А. Социально-экономические проблемы Российской системы здравоохранения // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(25).pdf (дата обращения: 04.04.2023)
19. Куприянов Р.В. Оценка удовлетворенности пациентов в медорганизации / Р.В. Куприянов, Е.В. Жаркова, Р.Н. Хайруллин // Менеджер здравоохранения. – 2018. – № 5. – С. 42-49.
20. Пашаева У.Р. Система здравоохранения: понятие и сущность // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 181-182.