Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Несмотря на то, что аналитический инструментарий исследования фискальной политики государства предлагался учеными и специалистами, придерживающимися различных концепций, но результаты исследований носили дискуссионный характер и не вписывались в теории неоинституционализма и постнеоинституционализма, и не отражали методологию концепуального перехода к цифровой экономике. Достижения неоинституциональной экономической теории и новейшие тенденции организационной структуризации мирового рынка позволяют говорить о возможности рассмотрения процесса реализации экономических интересов сквозь призму влияния фискальной политики государства.
Интерес со стороны отечественных ученых к возможностям фискальной политики в государственном регулировании экономики возрос в последние годы в период рыночной трансформации экономики РФ. Эти проблемы нашли отражение в работах В. Д. Базилевича, Е. Ф. Борисова, В. И. Видяпина, А. И. Вялкова, А. И. Добрыниной, Е. А. Душенькиной, В. Д. Камаева, В. Г. Панскова, М. А. Сажиной и др.
Значительный объем трудов, посвященных изучению законов фискальной политики и ее роли в государственном регулировании экономики, не снижает интерес к его исследованию.
Объектом исследования работы является фискальная политика.
Предмет исследования – механизм воздействия фискальной политики на совокупное предложение роль.
Цель работы – определить фискальную политику: цели, виды, механизм воздействия на совокупное предложение.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи работы:
- изучить фискальную политику и ее роль в стабилизации экономики;
- рассмотреть механизм воздействия фискальной политики на совокупное предложение;
- представить итоги реализации фискальной политики в 2021-2022 гг;
- раскрыть основные итоги реализации фискальной политики в 2021-2022 годах по отдельным целям и направлениям;
- представить направления фискальной политики на 2023-2025 гг.
Методы исследования: как и в экономической науке в целом, при исследовании налогов наибольший прогресс в настоящее время прослеживается не в разработке новых теорий, в развитии эмпирических исследований и применении теорий к решению определенных практических задач.
При написании теоретической части работы был использован метод формализации, дедукции и обобщения, при написании практической части - методы наблюдения, экономического анализа, сравнения и эксперимента.
Работа состоит из трех глав, каждая из которых содержит несколько разделов.
1. Теоретические основы фискальной политики: цели, виды, механизм воздействия на совокупное предложение
1.1. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики
Фискальная политика является важным инструментом, который правительства могут использовать для регулирования экономической активности и достижения стабильности. В данной статье мы рассмотрим роль фискальной политики в стабилизации экономики, ее основные инструменты и механизмы, а также влияние на устойчивое развитие страны. Фискальная политика представляет собой набор мер, принимаемых правительством, в отношении своих доходов и расходов, с целью влиять на экономическую активность и стабильность [7, с. 27].
Основной инструмент фискальной политики – налоги и государственные расходы. Правительства используют налоговую политику для управления доходами, а государственные расходы для стимулирования экономической активности. Она охватывает решение вопросов о размере и составе государственных расходов, уровне налогового бремени, а также использовании государственного займа для финансирования дефицита бюджета. С помощью фискальной политики правительства могут регулировать агрегатный спрос, воздействуя на уровень государственных расходов и налогов. В периодах экономического спада правительства могут увеличивать расходы и снижать налоги, чтобы стимулировать экономику.
В периодах перегрева экономики они могут сокращать расходы и повышать налоги для сдерживания инфляции. Фискальная политика также может быть использована для регулирования распределения доходов и снижения неравенства. Это достигается путем введения прогрессивной системы налогообложения и социальных программ, направленных на поддержку малоимущих слоев населения, что способствует более справедливому распределению доходов и социальной справедливости. Фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста, стабилизации экономики в периоды рецессии или инфляции, распределения доходов и достижения социально-экономических целей.
Она влияет на уровень и структуру государственных расходов, налоговую нагрузку, дефицит или избыток бюджета, а также на уровень и состав государственного займа [9, с. 55].
Основные инструменты фискальной политики включают изменение уровня налогов, изменение расходов государства, использование государственного займа, а также регулирование бюджетного дефицита или избытка. В зависимости от конкретных целей и условий экономики, фискальная политика может быть направлена на стимулирование потребления и инвестиций, регулирование инфляции, поддержку социальных программ, финансирование образования и здравоохранения, снижение бедности и неравенства, а также на достижение фискальной устойчивости.
Важно отметить, что эффективное использование фискальной политики требует баланса между потребностями экономики и финансовыми возможностями государства, а также учета экономических и социальных последствий принимаемых мер. Кроме того, фискальная политика часто взаимодействует с другими инструментами экономической политики, такими как монетарная политика и структурные реформы, чтобы достичь комплексного и сбалансированного воздействия на экономику. Регулирование бюджетного дефицита: один из основных инструментов фискальной политики – управление бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит возникает, когда государственные расходы превышают доходы. В периоды экономического спада или рецессии правительство может использовать расширительную фискальную политику, увеличивая государственные расходы или снижая налоги, чтобы стимулировать экономику и повысить уровень занятости. В периоды экономического подъема, напротив, правительство может принимать меры для сокращения бюджетного дефицита, чтобы предотвратить перегрев экономики и инфляцию.
Правительство может изменять налоговые ставки и структуру налогообложения для достижения определенных целей. Например, снижение налогов может стимулировать потребление и инвестиции, способствуя росту экономики. С другой стороны, повышение налогов может помочь собрать больше средств для финансирования государственных программ или снизить неравенство в доходах. Государственные инвестиции: фискальная политика также может включать государственные инвестиции в различные секторы экономики, такие как инфраструктура, образование и научно-исследовательская деятельность. Это может способствовать росту производительности, инновациям и созданию рабочих мест. Государственные инвестиции могут иметь долгосрочный положительный эффект на экономику, особенно если они направлены на развитие ключевых отраслей и инфраструктуры [4, с. 116].
Распределение доходов и социальная политика: фискальная политика также может использоваться для регулирования распределения доходов в обществе и снижения социальных неравенств. Правительство может применять прогрессивную налоговую систему, предоставлять социальные пособия и программы поддержки для наиболее уязвимых групп населения. Это способствует созданию более справедливой и стабильной экономической среды. Также существует влияние фискальной политики на такие макроэкономические показатели, как:
1. ВВП: фискальная политика может оказывать прямое влияние на величину и темпы роста ВВП. Путем изменения государственных расходов и налоговых ставок можно стимулировать или сдерживать экономический рост.
2. Инфляция: фискальная политика может быть использована для борьбы с инфляцией. Повышение налогов и сокращение государственных расходов может способствовать снижению спроса и инфляционных ожиданий.
3. Безработица: фискальная политика может оказывать влияние на уровень безработицы. Увеличение государственных расходов может создавать рабочие места и снижать безработицу, а сокращение расходов может иметь обратный эффект.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. – 1998. – 7 августа.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. -Ст. 3824.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.
4. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика: учебник для вузов / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 486 с.
5. Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для вузов / Б. В. Корнейчук. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 370 с.
6. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для вузов / В. М. Кульков, И. М. Теняков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 324 с.
7. Макроэкономика: учебник для вузов / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 155 с.
8. Макроэкономика для управленческих специальностей: учебник и практикум для вузов / Г. А. Родина [и др.]; под редакцией Г. А. Родиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 471 с.
9. Макроэкономика: учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.]; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 477 с.
10. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для вузов / Д. Г. Черник [и др.]; под редакцией Е. А. Кировой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 483 с.
11. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник для вузов / Л. И. Гончаренко [и др.]; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 489 с.
12. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 283 с.
13. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 382 с.
14. Министерство финансов Российской Федерации // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru.
15. Федеральная налоговая служба // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.