Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Современное образование характеризуется инновационными процессами гуманистической направленности. Главной целью образования сегодня является разностороннее развитие личности обучающегося, раскрытие его неповторимой творческой индивидуальности.
Незаменимую роль в процессе целостного развития личности играет музыкальное искусство; оно является выражением наиболее развитого эстетического сознания, способствует вовлечению человека в разнообразные историко-культурные и социальные связи. Музыкальное воспитание, являясь подсистемой эстетического воспитания, призвано не только дать сумму знаний, но и развить творческую восприимчивость, активность обучающихся, их интуицию, фантазию, умение находить, понимать и ценить прекрасное в различных видах искусствах и окружающей действительности.
Проблема исследования. Проблема музыкального воспитания детей младшего школьного возраста приобрела в настоящее время особую актуальность и значимость. Она рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В.А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог, говорил о музыке как о могучем средстве эстетического воспитания: «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» [19, с. 154].
Вовлечение учащегося в разностороннюю деятельность, способную удовлетворить его духовные потребности и нужды; осознавать индивидуальные влечения - важнейший фактор развития личности, формирования ее интересов и познавательной активности [11, с. 36].
Музыкальное воспитание в отечественной педагогике представлена не как доступная только для одарённых детей сфера, а как составная часть воспитательной работы с подрастающим поколением, необходимый элемент гармоничного развития личности. Итогом такой деятельности является формирование музыкальной культуры как части духовной культуры личности.
Известно, что на каждом возрастном этапе развития человека музыкальное воспитание приобретает свою специфику. Особое место в процессе музыкально-эстетического развития личности принадлежит периодам дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в это время формируется фундамент эстетического сознания и деятельности, художественные потребности и ценностные ориентации.
Целью данной работы является рассмотрение темы музыкального воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыкально-дидактических игр во внеурочное время.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы развития младших школьников;
- изучить роль музыкального воспитания в развитии младшего школьника;
- описать внеурочную деятельность и ее специфику;
- рассмотреть музыкально-дидактические игры во внеурочной деятельности как средство музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - роль музыкально-дидактических игр во внеурочное время в музыкальном воспитании детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование музыкально-дидактических игр во внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста – одно из самых эффективных средств музыкального воспитания.
Методы исследования – анализ источников, литературы, исследований различных педагогов по проблеме музыкального воспитания младших школьников при помощи музыкально-дидактических игр.
Глава 1 Особенности развития младшего школьника. Роль музыкального развития в развитии личности младшего школьника
1.1 Теоретические основы развития младших школьников
Учебно - познавательный интерес – это целенаправленность ученика на процесс получения знаний, умений, навыков, выраженный выбор в той или иной области знаний.
Главной характеристикой учебно-познавательного интереса является постоянное стремление к познанию, к получению новых, более полных и глубоких знаний [14, с. 37].
Интерес к познанию – это один из главных мотивов учения и средств обучения детей младшего школьного возраста. Развитый учебно-познавательный интерес у школьников благоприятно и эффективно действует на обучение, помогает легко освоить программу [15, с. 200].
Особенностью учебно-познавательного интереса является то, что он способствует развитию и активизации не только процесса учебно-познавательной деятельности, но и любой другой деятельности человека, поскольку познание является началом любой деятельности [10, с. 361].
Учебно-познавательный интерес имеет ряд различных состояний развития. Условно различают на следующие стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Рассмотрим данные стадии развития познавательного интереса:
- Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.
- Любознательность – заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательного интереса. На этой стадии развития можно увидеть яркое выражение эмоций удивления, радости от получения новых знаний и навыков, удовлетворенности деятельностью.
- Теоретический интерес – стремление к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки.
По итогам психолого-педагогических исследований, интересы младших школьников характеризуются эмоциональным отношением к ярко, эффективно раскрытому в содержании знаний. Интерес к фактам, явлениям природы, событий общественной жизни, истории и др. Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и усилению познавательного интереса младшего школьника:
─ опора на активную умственную деятельность младшего школьника. Для развития познавательных возможностей и интересов учащиеся представляют собой ситуации познавательных задач, активного поиска, рефлексии, наблюдения, суждения, рассмотрения различных позиций, которые студент должен решить самостоятельно [18, с. 127].
- обеспечение формирования познавательных интересов, необходимо придерживаться условий ведения образовательного процесса на оптимальном уровне развития детей младшего школьного возраста.
Познавательная активность отражает определенную заинтересованность младших школьников в приобретении новых знаний, навыков и умений, внутреннюю решимость и постоянную потребность использовать различные способы действия для реализации знаний, расширения знаний, расширения кругозора.
Есть еще одна группа ученых, которые понимают познавательную активность как качество человека. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как черту личности, которая включает в себя стремление человека к знаниям, выражающее интеллектуальную реакцию на процесс познания. По их мнению, «познавательная активность» становится качеством личности со стабильным выражением стремления к знаниям [24, с. 51]. Это структура качества личности, где потребности и интересы указывают на значимую характеристику, а воля представляет форму.
Основным условием активной познавательной деятельности младших школьников является насыщение учебно - методического процесса разносторонней деятельностью, которая способна обеспечить социальную детерминацию развития учащихся и реализацию индивидуальных способностей каждого из них. При этом следует учитывать, что интеграция ученика во всестороннюю классную деятельность должна обязательно обеспечивать обязательное взаимодействие с основными видами деятельности: работа - познание - общение, способное обеспечить успешную жизнь младшего школьника, подготовить его для жизни, становления и развития его личности [5, с. 104].
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Все процессы сознания развиваются под влиянием познавательной деятельности. Познание требует активной работы мышления, не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Приобретение знаний требует не только запоминания, но и их переосмысления, множества операций, чтобы полученные знания приобрели необходимый для человека смысл.
Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и многие другие операции познавательной деятельности способствуют проверке знаний, улучшению их усвоения.
Познавательной деятельностью младшего школьника всегда руководит педагог. В совместной учебной деятельности с учеником учитель выступает субъектом деятельности, объектом которой является ученик. Это укоренившееся суждение о стабильности расстановки сил в познавательной деятельности значительно снижает роль этой деятельности для ученика.
В процессе обучения, в своей познавательной деятельности ученик не может выступать только как объект. Обучение полностью зависит от его активной, деятельной позиции и учебной деятельности в целом, если оно построено на межсубъективных отношениях между учителем и учениками, оно всегда приносит более плодотворные результаты. Поэтому формирование активной познавательной позиции школьника - главная задача всего учебного процесса. Ее решение во многом связано с познавательным
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования/ Э.Б. Абдуллин. М.: Владос, 2006. 272с.
2) Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/ Ю.Б. Алиев. М.: ВЛАДОС, 2001. 336с.
3) Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. /О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. 224с.
4) Ахмедиева Е. В., Значимость и необходимость музыкального искусства в системе нравственно-эстетического воспитания детей // Музыка и время. — 2023. — № 2. — С. 35-38.
5) Бакланова Т. И., Обучение музыке в начальной школе в контексте традиционных российских духовно-нравственных ценностей // Искусство и образование. — 2023. — № 1. — С. 104-111.
6) Вдовенко А.Н., Гладких З.И. Пути применения игровых технологий во внеурочной музыкальной деятельности в начальной школе// МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы VII Всероссийского с международным участием научного студенческого форума факультета искусств и арт-педагогики. Курск, 2021. С. 151-156
7) Вдовенко А.Н. Игра как средство развития музыкальной грамонтости обучающихся младшего школьного возраста// Музыкальная культура, педагогика и образование: Сборник материалов шестого всероссийского с международным участием научного студенческого форума факультета искусств. 5 декабря 2019 года / Главный редактор – М.Л. Космовская. Редколлегия: З.И. Гладких, Д.В. Драганова, О.М. Молодых, С.Е. Радченко, М.Ф. Рудзик. Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2020. С. 82-90
8) Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика; 1991. 480 с.
9) Гладких З.И. Гуманистический потенциал художественно-психологических открытий Л.С. Выготского // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4 (40)
10) Головнева Е.В., Головнева Н.А., Пономарева Т.А., Синдикова Г.М. Развитие исследовательского интереса у младших школьников к окружающему миру // Бизнес. Образование. Право. 2020. No 4 (53). С. 361-365
11) Гревцева Е.П. Познавательная активность детей младшего школьного возраста: особенности и перспективы развития// ОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Таганрог, 14 мая 2022 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2022. С. 36-40
12) Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. М.: Педагогика, 2000. 256с.
13) Крутских В.А., Крутских О.А. Формирование познавательного интереса к географии во внеурочной работе на примере изучения Крымского полуострова//МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ, ТУРИЗМА И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ И ШКОЛЕ. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Науч. редактор О.А. Крутских [и др.]. Воронеж, 2022. С. 61-65
14) Лукьянчикова Е.К., Агафонова О.Д. Организация опытно – экспериментальной деятельности младших школьников в соответствии ФГОС НОО // Педагогический поиск. 2019. No 5. С. 37-40
15) Подповетная Е. В., Комплексный подход к музыкально-эстетическому образованию детей // Искусство и образование. — 2022. — № 5. — С. 200-206.
16) Птицына М.И., Рахимбаева И.Э. Музыкальное воспитание детей на основе аксиологического подхода//РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА. Материалы VII международной научно-практической конференции студентов, бакалавров, магистрантов и молодых учёных. Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой. 2020. С. 141-148
17) Серегин Н. В., Психолого-педагогическая коммуникация в музыкальной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2023. — № 1. — С. 98-107.
18) Славская Д. А., Соина В. М. Формирование учебно-познавательного интереса обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности// КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА – ПУТЬ К МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 19 мая 2021 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2021. С. 127-130
19) Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. 320 с.
20) Халина Т. В., Воспитание музыкальной культуры подрастающего поколения как части общей духовной культуры человека // Учитель музыки. — 2022. — № 3. — С. 39-41.
21) Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности/ Г.М. Цыпин. М.: Академия, 2003. 368с
22) Шапарь В.Б. Словарь практического психолога/ В.Б. Шапарь. М.: АСТ, 2004. 734с
23) Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества/ В.Н. Шацкая. М.: Педагогика, 1975. 200с.
24) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. – 51 с.
25) Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г.С. Костюк, П.Ф. Гамата. - Киев, 1961