Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях финансовые ресурсы являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются расчетами.
Состояние расчетов организации с контрагентами- это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия. Верно учтенные финансовые средства, своевременный и достоверный учет расчетов с бюджетом, поставщиками, подрядчиками, прочими кредиторами - это основа правильно распределенной выручки, т.е. правильно рассчитанных налогов и повышение эффективности текущей хозяйственной деятельности предприятия.
Цель работы – совершенствование расчетов организаций с контрагентами.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты организации расчётов предприятии.
2. выявить особенности расчётов предприятия с контрагентами
3. разработать направления совершенствования расчетов предприятия с контрагентами.
Объект исследования – ООО «Согласие 77»
Предмет исследования – расчеты с контрагентами.
При написании работы использованы методы анализа, сравнения, изучения, группировке
В работе используются разные методы исследования, чтобы достичь поставленной цели.
Таким образом, применяются:
- метод изучения, при котором изучаемый предмет рассматривается с разных сторон и делится на определенные составляющие.
- метод сопоставления, при котором получение информации происходит путем нахождения общих и различных признаков.
Теоретической основой для написания работы послужили нормативно – законодательные акты, труды отечественных и зарубежных специалистов по финансовому менеджменту и планированию.
ГЛАВА 1 Теоретические основы организации расчётов с контрагентами
1.1 Содержание понятия расчеты с контрагентами
Каждое коммерческое предприятие взаимодействует с контрагентами. От эффективности данного взаимодействия во многом зависит финансовое состояние предприятия. Контрагенты формируют портфель заказов, поставляют материалы, оказывают услуги производственного, информационного характера и др.
В российских условиях взаимоотношения предприятия с контрагентами усложняются нестабильностью экономической ситуации в стране, отсутствием этики ведения бизнеса, низкой степенью надежности поставщиков и заказчиков, нестабильностью собственного финансового состояния и многими другими внешними и внутренними факторами.
В результате взаимодействия с контрагентами у предприятия формируется дебиторская и кредиторская задолженность, которая является составным элементом оборотного капитала. Оборотный капитал, в свою очередь, выступает фактором, определяющим финансовую устойчивость и уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Следовательно, правильно выстроенные взаимоотношения с контрагентами могут существенно повлиять на финансовое благополучие предприятия.
В настоящее время организация расчетов с контрагентами остается проблемой российских предприятий. Покупатели и заказчики часто задерживают оплату поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. У самого предприятия из-за неэффективной бюджетной политики также зачастую формируются обязательства перед поставщиками и подрядчиками. К сожалению, подобного рода ситуации неизбежны даже в условиях стабильной экономики и высокой культуры предпринимательской деятельности, для российских же предприятий подобные ситуации начинают носить будничный характер. В связи с этим, чтобы защитить свое предприятие от снижения деловой активности, нужно выработать политику ведения расчетов с контрагентами, составлять предварительные бюджетные планы на будущие периоды, создавать резервные фонды, предназначенные для стабилизации возникших неоплат, и, конечно же, систематически проводить ревизию дебиторской и кредиторской задолженности.
Кризисные условия российской экономики поставили субъекты предпринимательства перед необходимостью активного поиска резервов устойчивого функционирования бизнеса. Реализация системного подхода к экономическому анализу дебиторской и кредиторской задолженности поможет заинтересованному пользователю принимать более обоснованные управленческие решения. А разработка стратегии управления долгами предприятия позволит в перспективе своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства и, как следствие, повысить не только финансовую устойчивость предприятия, но и его имидж в деловых кругах.
В процессе осуществления предпринимательской деятельности у предприятий возникают взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, которые в свою очередь приводят к возникновению расчетных операций.
Дебиторы и кредиторы фирмы — это:
- контрагенты (продавцы, покупатели, поставщики, заказчики, прочие контрагенты);
- сотрудники (недополучившие зарплату или задолжавшие фирме по подотчетным суммам, полученным ссудам и др.);
- налоговые органы и внебюджетные фонды (недоимки и переплаты, долги по неуплаченным пеням и штрафам).
И сама фирма, и перечисленные лица могут выступать как дебиторами, так и кредиторами.
Под расчетными операциями понимаются производимые сторонами действия, которые связаны с исполнением между ними обязательств. Сущность расчетных операций с экономической точки зрения состоит в перераспределении денежных ресурсов между участниками предпринимательских и иных отношений.
В качестве субъектов расчетных отношений выступают физические и юридические лица (поставщики и грузополучатели, плательщики и получатели средств).
Объектами данных отношений могут быть операции товарного и нетоварного характера.
К товарным относятся расчетные операции между предприятиями за отгруженные товары или предоставленные услуги. К нетоварным относятся расчетные операции по налогам и сборам, по оплате кредитов и займов, по оплате взносов в фонды, расчеты с учредителями, по оплате труда, с подотчетными лицами, по финансовым вложениям, по претензиям, по возмещению материального ущерба и прочие расчеты, не относящиеся к реализации.
Расчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу предприятия или через подотчетных лиц. Осуществление наличных расчетов заключается в передаче денежных средств от плательщика к получателю в качестве расчета за полученную услугу, выполненные работы или купленный товар. Использование системы наличных расчетов предоставляет клиентам анонимность платежей и высокий уровень безопасности при осуществлении денежных расчетов.
В условиях быстро меняющейся ситуации развития рыночных отношений особое значение приобретает проблема учета взаимодействия между контрагентами на основе безналичных расчетов. Однако, учитывая, что предприятия самостоятельно выбирают формы расчетов за поставленные материальные ценности, работы и услуги и предусматривают их в договорах, чтобы избежать риск неплатежей, будет целесообразно применять не только денежные формы расчетов, но и использовать различные неденежные формы расчетов.
Таблица 1 - Общая схема движения денежных средств на расчетном счете
Поступления денежных средств Списание денежных средств
Из кассы Получение наличных
С иного расчетного счета Оплата поставщикам
От покупателей и заказчиков Платежи в бюджет и внебюджетные фонды
Полученные кредиты и займы Перечисления на иной расчеты счет
Возврат выданных авансов Погашение кредитов, займов
Прочие поступления Прочие списание
Безналичные перечисления банк осуществляет на основании специальных форм. К ним относятся платежные поручения и требования.
С помощью платежек оформляются распоряжения на переводы средств:
- за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- в счет оплаты налогов и взносов в бюджет и внебюджетные фонды;
- для возврата кредитов, уплаты процентов по ним;
- для оформления прочих расходных безналичных операций.
1.2 Виды расчетов с контрагентами
Наличный и безналичный расчет, как правило, присутствует в деятельности любого хозяйствующего субъекта, а также частных лиц в личных, не связанных с предпринимательством целях.
Безналичные расчеты осуществляются как юридическими, так и физическими лицами. В соответствии с п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса наличные и безналичные расчеты, не связанные с бизнес-деятельностью между физлицами, могут осуществляться без ограничения, за исключением случаев, когда есть лимиты, установленные договором по обслуживанию в банках и/или законом [11, с.73].
Безналичный и наличный расчет между юрлицами, а также с участием граждан при ведении предпринимательской деятельности производится в соответствии с п. 2 ст. 861 Гражданского кодекса. При этом безналичные расчеты осуществляются через финансово-кредитные организации (банки), где открыты соответствующие расчетные счета.
Преобладающая часть расчетов между юрлицами осуществляется в безналичном формате — путем перечисления денежных средств со счета одного контрагента на счет его партнера по сделке. Посредническую функцию при таких переводах выполняет банк.
А для того, чтобы безналичные денежные переводы стали возможны, предприятию необходимо открыть в банке расчетный счет. Этот счет клиент банка может использовать как для хранения свободных денежных средств, так и для проведения расчетных операций, а также снятия с него наличных (в установленных законом случаях).
Безналичные расчеты проводятся с участием банковских учреждений, которые выполняют распоряжение своего клиента на списание денежных средств с его расчетного счета в пользу другого лица на его расчетный счет, открытый в этом же или в другом банке, с которым у исполняющего платежное поручение банка установлены корреспондентские отношения.
В п. 1 ст. 862 ГК РФ выделены 4 основные формы проведения безналичных расчетов:
- с помощью платежных поручений;
- с использованием чеков;
- по аккредитиву;
- по инкассо.
С помощью платежек оформляются распоряжения на переводы средств:
- за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- в счет оплаты налогов и взносов в бюджет и внебюджетные фонды;
- для возврата кредитов, уплаты процентов по ним;
- для оформления прочих расходных безналичных операций.
Платежки составляются по определенной форме и должны быть приняты банком независимо от наличия средств на расчетном счете переводящего их клиента.
Также могут существовать и другие формы безналичных расчетов, если это предусмотрено соответствующим законом и правилами обслуживающего банка. Участники сделки сами выбирают удобную им форму оплаты (делают выбор в пользу наличного или безналичного расчета) и закрепляют сделанный выбор в условиях двухстороннего договора.
При расчетах наличными законодательно установлен лимит платежей между юрлицами и между юрлицом и ИП — не более 100 000 руб. по одному договору.
Неденежные формы расчетов применяются, если у предприятия существует дефицит оборотных средств для исполнения обязательств для оплаты задолженности по товарным операциям.
К ним относятся:
- вексельные расчеты;
- бартер;
- взаимозачет;
- товарный кредит;
- отступное, новация;
- уступка права требования.
Одной из обязанностей покупателя, выступающего стороной договора поставки, является оплата товаров. При этом партнеры вправе самостоятельно определить, в каком порядке и форме будет оплачен приобретенный товар. Согласованный вариант расчетов обычно закрепляется в тексте самого договора поставки. Если договором порядок и форма расчетов не определены, то покупатель обязан оплатить товары в безналичном порядке, перечислив сумму задолженности платежным поручением на расчетный счет поставщика.
Договору поставки, выступающему разновидностью договора купли-продажи, посвящен § 3 гл. 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Порядок расчетов по указанному договору определен нормами п. 1 ст. 516 ГК РФ, из которой следует, что покупатель должен оплачивать поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Иными словами, стороны самостоятельно определяют форму и порядок оплаты товара, после чего согласованный вариант расчетов закрепляется в тексте договора.
О том, каким образом покупатель может исполнить свою обязанность по оплате товара по договору поставки, говорится в гл. 46 "Расчеты" ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Таким образом, расчеты по договору поставки могут производиться в наличной и безналичной форме. Вместе с тем следует отметить, что расчеты наличными денежными средствами не характерны для договоров поставки. Несмотря на то что гражданское законодательство и допускает возможность расчетов наличными денежными средствами между субъектами гражданско-правовых отношений, в то же время ограничивает такие расчеты предельным размером. Так, в настоящий момент в соответствии с Указанием Банка России от 20 июня
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс РФ № 51-ФЗ от 30.11.1994 года (в редакции от 03.07.2017 года);
2. Налоговый кодекс РФ № 146-ФЗ от 31.07.1998 (в редакции от 03.07.2017 года);
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» в ред. от 23.05.2017 года;
4. Кеворкова Ж.А. Практический аудит. Таблицы, схемы, комментарии, Изд.: ЮНЕКС, 2016. 561 с.
5. Мигорская Т.В. Аудит: учебное пособие. - ЭКСМО, 2016. 403 с.;
6. Харченко О.Н. Аудит: практическое пособие. - ЭКСМО, 2016. 350 с.
7. Пугачев В.В. Внутренний аудит и контроль. Организация внутреннего аудита. - Торговый дом «Книга», 2015. 279 с.
8. Мартынова Р.Ф. Аудит для бухгалтеров: учебное пособие. - ЮНЕКС 2016. 400 с.
9. Жминько С.И. Теория аудита: учебное пособие. - АкадемКнига, 2017. 600 с.
10. Коноплянникова Т.М. Основы аудита: учебное пособие. - АкадемКнига, 2016. 200 с.
11. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности РФ: учебное пособие. - Дрофа, 2017. 45 с.
12. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности РФ: учебное пособие/ Л.Л. Арзуманова. – М.: Дрофа, 2017. - 45 с
13. Жминько С.И. Теория аудита: учебное пособие/ С.И. Жминько. - М.: АкадемКнига, 2017. - 600 с
14. Кеворкова Ж.А. Практический аудит: Таблицы, схемы, комментарии/ Ж.А. Кеворкова. - М.: ЮНЕКС, 2016. - 561 с
15. Коноплянникова Т.М. Основы аудита: учебное пособие/ Т.М. Коноплянникова. М.: АкадемКнига, 2016. - 200 с
16. Мартынова Р.Ф. Аудит для бухгалтеров: практикум/ Р.Ф, Мартынова. М.: ЮНЕКС, 2016. – 150 с
17. Мигорская Т.В. Аудит: учебное пособие/ Т.В. Мигорская. М.: ЭКСМО, 2016. - 403 с
18. Пугачев В.В. Внутренний аудит и контроль. Организация внутреннего аудита: учебное пособие/ В.В. Пугачев. М.: Торговый дом «Книга», 2015. - 279 с
19. Харченко О.Н. Аудит: практическое пособие/ О.Н. Харченко. М.: ЭКСМО, 2016. -350 с
20. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности РФ: учебное пособие/ Л.Л. Арзуманова. – М.: Дрофа, 2017. - 45 с
21. Жминько С.И. Теория аудита: учебное пособие/ С.И. Жминько. - М.: АкадемКнига, 2017. - 600 с
22. Кеворкова Ж.А. Практический аудит: Таблицы, схемы, комментарии/ Ж.А. Кеворкова. - М.: ЮНЕКС, 2016. - 561 с
23. Коноплянникова Т.М. Основы аудита: учебное пособие/ Т.М. Коноплянникова. М.: АкадемКнига, 2016. - 200 с
24. Мартынова Р.Ф. Аудит для бухгалтеров: практикум/ Р.Ф, Мартынова. М.: ЮНЕКС, 2016. – 150 с
25. Мигорская Т.В. Аудит: учебное пособие/ Т.В. Мигорская. М.: ЭКСМО, 2016. - 403 с
26. Пугачев В.В. Внутренний аудит и контроль. Организация внутреннего аудита: учебное пособие/ В.В. Пугачев. М.: Торговый дом «Книга», 2015. - 279 с
27. Харченко О.Н. Аудит: практическое пособие/ О.Н. Харченко. М.: ЭКСМО, 2016. -350 с