Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования подчеркивается следующим. Страхование в РФ является развивающейся отрасль, которая опирается на огромный, буквально неосвоенный рынок, у которого есть огромное будущее. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в сфере охраны здоровья, которая выражается в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая посредством накопленных страховщиком средств. В последние годы повышается интерес общества в отношении медицинского страхования. Это связано с тем, что в нашем государстве идут реформы в сфере здравоохранения с целью построения более совершенной системы медицинского страхования.
Здравоохранение выступает в качестве важнейшей отрасли российской экономики, которая призвана обеспечить сохранение и улучшение здоровья нации посредством оказания лечебно-профилактической помощи на высококвалифицированном уровне. Общепризнанным является то, что важнейшее национальное богатство, от которого в большинстве своем находится в зависимости уровень развития общества в целом, заключается в здоровье населения. В данном контексте понятным является растущий интерес к проблематике социальной защиты населения, к здравоохранению и, в частности, к сфере медицинского страхования как в развитых, так и развивающихся странах.
Развитые государства столкнулись с тем, что право на охрану здоровья, которое признается в числе важнейших прав человека, реализуется не в полной мере. Возникло определенного рода противоречие: с одной стороны, повышается уровень затрат на медицинское обслуживание, а с другой – качественный уровень здоровья населения не улучшается. Становится выше неравенство в сфере здравоохранения. Этим обусловлена необходимость реформирования национальных систем здравоохранения.
Законом о медицинском страховании граждан декларируются «равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования» всем гражданам РФ. По факту бесплатное лечение с момента принятия данного документа осуществляется только в «объеме и на условиях соответствующих программ обязательного медицинского страхования», а это автоматическим образом привело к значительному расширению платных медицинских услуг, которые доступны далеко не всем. Главную роль во всей данной работе выполняет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Всем вышеизложенным подчеркивается актуальность темы исследования.
Цель работы – разработать направления улучшения деятельности Фонда обязательного медицинского страхования РФ.
Задачи работы:
- раскрыть понятие, сущность, объекты и субъекты медицинского страхования;
- представить законодательную опору Фонда обязательного медицинского страхования РФ;
- провести анализ системы и истории развития Фонда обязательного медицинского страхования РФ;
- проанализировать динамику развития деятельности Фонда обязательного медицинского страхования в РФ и его перспективы.
Объект исследования – обязательное медицинское страхование РФ.
Предмет исследования – деятельность Фонда обязательного медицинского страхования РФ.
Методологическая база исследования включает анализ литературы, методы индукции и дедукции.
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования Фонда обязательного медицинского страхования в России
1.1 Понятие, сущность, объекты и субъекты медицинского страхования
Государством производится регулирование здравоохранения и участие в его финансовом обеспечении во всех государствах мира.
Это обусловлено рыночными изъянами на рынке медицинских услуг (асимметрия в предоставляемой информации, внешние влияющие эффекты и пр.) и представлениями о социальной справедливости, по которым люди должны иметь право на получение по крайней мере какого-то минимума медицинской помощи независимо от их уровня дохода, и обеспечить такое право является обязанностью государства.
Во второй половине ХХ века был замечен постоянный рост роли государства в финансовом обеспечении и организации здравоохранения. Практически во всех государствах с развитыми рыночными условиями были сформированы общественные системы здравоохранения, которые являются доступными для всех или большого числа граждан.
Медицинское страхование – форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств .
В РФ была создана система такого медицинского страхования, которая содержит целую систему мер, которые предназначены для защиты социального характера интересов населения в области охраны его здоровья. Осуществление медицинского страхования происходит в 2-х его видах – в обязательном (ОМС) и в добровольном (ДМС). ОМС является составной частью социального страхования государства, им обеспечиваются всем российским гражданам равного характера возможности в получении помощи в медицинских услугах и лекарственных препаратах, которая предоставляется за счет средств ОМС в том объеме и на тех условиях, которые соответствуют программам системы ОМС. Все такие услуги предлагают согласно полису ОМС.
Можно заметить, что в РФ у каждого гражданина есть право на осуществление обязательное медицинское страхование (ОМС). Такого рода полис в принципе может применяться на бесплатном приеме к врачу в местных поликлиниках, при прохождении определенного рода анализов и обследований, а вместе с тем при выполнении достаточно простых операций.
Далее рассмотрены основные принципы медицинского страхования.
Принцип страхового риска – под ним подразумевают вероятность наступления события, которое является страховым, в котором выражается объем возможной ответственности страховщика по конкретному виду страхования. В качестве конкретного проявления реализации страхового риска выступает страховой случай, то есть наступление события непредвиденного характера по факту.
Принцип страхового интереса значит, что страхователем будет заключен договор страхования только при присутствии соответствующего интереса к процессу организации защиты на тот случай, если будет потеря имущества, здоровья либо жизни. Этим гарантируется получение определенного рода доходов в случае наступления событий, которые специальным образом обусловлены.
Принцип максимальной добросовестности выступает в качестве принципа взаимной правдивости между страховщиком и страхователем. Страхователем должна предоставляться страховщику вся информация по поводу объекта страхования с целью проведения оценки риска и установления уровня цены страховой услуги, а страховщик несет обязанность правильным образом установить величину убытку и осуществить выплату страхового возмещения.
Следующий принцип - принцип платности – предусматривает процедуру передачи риска от страхователя к страховщику за определенную плату .
Принцип непрерывности означает, что с целью получения страховой выплаты лицу необходимым является иметь на постоянной основе действующий договор страхования, потому что при его отсутствии страховую выплату не осуществят.
Принципом возвратности предусматривается, что в случае наступления события, которое является страховым, будет осуществлен возврат страховых платежей страхователю в форме страхового возмещения (если речь идет о рисковом страховании) или страховой суммы (если речь идет о страховании жизни).
Принцип диверсификации значит возможность осуществления деятельности страховой компании за пределами ее основного бизнеса. Здесь речь идет о распылении рисков, которые взяты на страхование, согласно территориальному и отраслевым признакам, а вместе с тем об инвестиционной деятельности самого страховщика.
Принципом франшизы предусматривается часть убытков, возмещение которой не происходит страховой компанией согласно договору страхования, то есть собственное участие страхователя в возмещении убытков. Такого рода принцип применяют с целью избегания выплаты по небольшим суммам убытков, создание заинтересованности экономического характера у страхователей, защиты страховщиков от разных злоупотреблений страхователей.
Принцип суброгации значит передачу страховщику, которым было выплачено страховое возмещение, права требования (так называемое регрессное право) к лицу, которое является ответственным за причиненные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации : принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 мар. 2020 г. № 1-ФКЗ ) // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 31 июл. 1998 г. № 145 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 04.08.2023)] // Рос. газ. – 1998. – № 153-154. – 12 авг.
3. Об основах обязательного социального страхования : [федер. закон от 16 июл. 1999 г. №165-ФЗ (ред. от 14.07.2022)] // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1999. - №29. - Ст. 3686.
4. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : [федер. закон от 29 нояб. 2010 г. №326-ФЗ (ред. от 19.12.2022)ъ // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2010. - №49. - Ст. 6422.
5. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : [федер. закон от 21 нояб. 2011 г. №323-ФЗ (ред. от 04/08/2023)] // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2011. - №48. - Ст. 6724.
6. О бюджете Федерального фонда ОМС на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов : [федер. закон от 05 дек. 2022 г. №468-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - №50. - Ст. 8762.
7. Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования : [постановление Правительства РФ от 29 июл. 1998 г. №857 (ред. от 21.06.2022) // Собр. законодательства Российской Федерации. - 1998. - №32. - Ст. 3902.
8. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов : [постановление Правительства РФ от 29 дек. 2022 г. №2497 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2023. - №1. - Ст. 302.
9. Анварбеков Т.А. Обязательное медицинское страхование как механизм социальной защиты населения в области охраны здоровья // Студенческий. - 2022. - №37-2. - С.5-8.
10. Афонина Ю.А., Щеглова С.С. Правовое регулирование и организация обязательного медицинского страхования в России // Наука через призму времени. - 2023. - №4. - С.9-12.
11. Бабкина Л.Н., Скотаренко О.В., Царева С.В. Финансирование системы здравоохранения // экономика. Профессия. Бизнес. – 2023. - №3. – С.12-19.
12. Богославцева А.Э. Особенности формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в условиях санкционного давления // Ключевые тенденции развития общественных финансов в новой экономической реальности: материалы междун. науч.-практ. конференции. – Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2022. – С.166-171.
13. Газоян С.Г. Проблемы медицинского страхования в России // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 28. - С. 1327–1331.
14. Градобоев Е.В., Сольская И.Ю. Обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования // Известия Байкальского государственного университета. - 2022. - Т.32. - №3. - С.485-492.
15. Иванихин А.А., Сухорукова А.А. Проблемы современной системы обязательного медицинского страхования в России и пути ее совершенствования // Молодой ученый. - 2022. - №37 (432). - С.90-92.
16. Иванова Е.В., Симонова Н.Ю., Родионов М.Г. Государственные внебюджетные фонды: учебное пособие. – Омск: ОмГТУ, 2023. – 86с.
17. Корхмазов В.Т. О проблемах и перспективах обязательного медицинского страхования в России // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2022. - №5. - С.599-618.
18. Мальцева А.А. Фонд обязательного медицинского страхования, проблемы, перспективы и нововведения // Академическая публицистика. – 2023. - №6-2. – С.146-150.
19. Обухова О.В., Митрошин П.В., Чилилов А.М. Система обязательного медицинского страхования: на пути к справедливому распределению средств // Страховое дело. - 2022. - №10. - С.43-52
20. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа к источнику: http://cbr.ru (дата обращения 29.10.2023).
21. Сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа к источнику: https://www.who.int/ru (дата обращения 29.10.2023).
22. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа к источнику: https://minfin.gov.ru (дата обращения 29.10.2023).
23. Сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа к источнику: https://www.ffoms.gov.ru (дата обращения 29.10.2023).
24. Тарасова Т.В. Проблемы системы здравоохранения в России // Молодой ученый. - 2022. - №1 (396). - С. 41–43.
25. Филина М.А., Оруджева С.А. Анализ основных показателей функционирования бюджета фонда обязательного медицинского страхования России // журнал прикладных исследований. – 2023. - №9. – С.20-25.
26. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа к источнику: http://medicinapediya.ru/sistemyi-zdravoohraneniya (дата обращения 29.10.2023).
27. Холод В.А. Обязательное медицинское страхование // Национальный вестник Республики Крым. - 2022. - №2. - С.269-273.
28. Хутаба, С.Э. Проблемы финансирования здравоохранения [Электронный ресурс]. Режим доступа к источнику: http://www.scienceforum.ru/2017/969/9926 (дата обращения 29.10.2023).
29. Шадрин В.К., Басиева Л.Б., Акаева Ф.К., Багаев В.Э. Финансирование системы здравоохранения в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы. решения. - 2023. - Т.2. - №4. - С.58-67.
30. Шишкин С.В. Эволюция и перспективы системы обязательного медицинского страхования в России // Экономическая политика. - 2023. - Т.18. - №1. - С.8-33.