Фрагмент для ознакомления
2
1.Понятие и значение принципов организации и функционирования государственного механизма
В юридической литературе существует несколько точек зрения на принципы организации и деятельности государственного механизма. Следует отметить, что вопрос о принципах организации и деятельности государственного аппарата в современной России является многогранным, сложным и во многом дискуссионным.
Принципы - понятие, широко используемое не только в юриспруденции, но и в публицистике и повседневной речи. Термин "принцип" происходит от латинского слова "principlum". В современных словарях русского языка термин "принцип" трактуется как научное или нравственное начало, правило, которым следует руководствоваться, исходная точка какой-либо теории, учения или концепции. Обратившись к зарубежным словарям, обнаружим, что этот термин означает "основание, первая руководящая идея, основные правила поведения или деятельности".
Является ли принцип государственного механизма прямым законодательным закреплением такой идеи, или же он является исходным пунктом закона, закрепленного законодательно?
Комплексная характеристика категории "принципы организации и функционирования государственного механизма" невозможна без исследования исторических проблем формирования данной категории в праве .
В советский период ключевыми принципами организации и функционирования социалистического государственного механизма признавалась руководящая и направляющая роль Коммунистической партии (ученый М.П. Лебедев отмечал их "неразрывность", "руководящий и направляющий характер партийных сил").
Теория государства и права занимается в первую очередь общеправовыми принципами, которые распространяются на все отрасли права, относятся к праву в целом и служат его главной основой (базисом). Ученые практически единодушны в отношении общей характеристики правовых принципов, указывая, что они не являются результатом субъективного усмотрения законодателя, а представляют собой объективно присущие праву свойства. Однако, когда речь идет об установлении конкретного перечня общеправовых принципов, каждый автор имеет собственное мнение .
С.С. Алексеев перечисляет принципы законности, справедливости, юридического равенства (универсальности правосубъектности), социальной свободы, социальной и гражданской обязанности (дисциплины), объективной истины и ответственности за вину.
В. К. Бабаев находит в праве общие принципы справедливости и свободы, развернутые в другие принципы права, такие как демократизм, законность, национальное равноправие, гуманизм, равенство граждан перед законом и взаимная ответственность государства и личности в формировании и реализации права.
По мнению В. Н. Синюкова, для российского права характерны принципы демократии, правового государства, федерализма в устройстве государства и правовой системы, юридического равенства граждан перед законом, политического, идеологического и экономического плюрализма, гуманизма, незыблемости и неотчуждаемости прав человека, законности, справедливости и ответственности за преступления. Ее характеризуют.
О.И. Зыблевская предлагает другой перечень правовых принципов. Это социальная справедливость, равенство граждан, единство прав и обязанностей, гуманизм, совместное использование убеждения и принуждения в праве, демократизм.
Приведенных мнений достаточно, чтобы убедить нас в наличии существенных расхождений между взглядами разных ученых. Субъективность решения этой проблемы трудно преодолеть. Не случайно в некоторых учебниках вопрос о принципе права вообще не рассматривается.
П.Т. Василенков привел следующие принципы. Подчинение организаций политике; принцип демократического централизма; социалистическая законность; интернационализм и социалистический федерализм; принцип национального равенства; научное планирование; координация, учет и контроль деятельности государственного аппарата; союз рабочего класса и крестьянства; дружба народов СССР; мирное сосуществование стран с различными общественно-политическими режимами и др.
Ученые А.И. Денисов и С.А. Раджабов классифицировали принципы советского государства следующим образом
-социально-политические;
-организационные.
К социально-политическим принципам относятся: партийное руководство всеми звеньями организации; демократический централизм; участие трудящихся масс в управлении государством (формировании и деятельности государственных организаций); пролетарский (социалистический) интернационализм; социалистическая законность; научная и перспективная деятельность организаций; контроль и проверка выполнения директив.
В организационных принципах ученые приводили принципы линейно-отраслевой, функциональный, производственно-территориальный, принцип двойного подчинения, принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.
В юридической литературе советского периода все принципы организации и деятельности социалистического государственного механизма определялись как "ленинские принципы".
С.С. Алексеев считал, что "государственное управление, участие трудящихся в формировании и деятельности государственных органов, партийное руководство советскими государственными органами, социалистическая законность и пролетарский интернационализм" отражают суть принципов советской правовой школы.
Особого внимания заслуживает точка зрения М.И. Байтина. Он наиболее полно разработал юридическую категорию "принцип деятельности государственного механизма". Этот ученый одним из первых в 1979 году определил понятие принципов как законодательное определение исходных положений, идей и требований, лежащих в основе формирования, организации и функционирования государственных органов, а в 1996 году уточнил классификацию.
Согласно представленной классификации, все принципы, относящиеся к формированию, организации и функционированию государственных структур, М.И. Байтин подразделяет на общие принципы, в том числе конституционные принципы и принципы, закрепленные в других законах.
К конституционным принципам относятся народовластие, гуманизм, разделение властей, федерализм и законность .
К принципам, отраженным в других законах, относятся: верховенство Конституции и федерального закона над другими нормативными правовыми актами при исполнении государственными служащими должностных обязанностей; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их прямое действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; единство системы государственной власти; Российская Федерация и ее субъектов, разграничение предметов ведения, равный доступ граждан к государственной службе.
Что касается частных принципов, то М.И. Байтин не дает их полной характеристики, а лишь приводит отдельные примеры, такие как принцип состязательности, равноправия партий и централизации государственных институтов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Амелин Р.В., Чаннов С.Е. Эволюция права под воздействием цифровых технологий. Москва: НОРМА, 2023. 280 с.
3. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Современная модель конституционного правопорядка: контуры формирования // Журнал российского права. 2021. № 1. С. 77 - 88.
4. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
5. Гончаров В.В. 1.2. Принцип народовластия в организации и деятельности исполнительной власти в России: современные проблемы и перспективы развития / В. В. Гончаров // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 1. – С. 14-17.
6. Григорьев А.В. Современная юридическая наука о принципах организации и функционирования механизма государства / А. В. Григорьев // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2012. – № 1(15). – С. 14-26.
7. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
8. Кожевников В.В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
9. Колоткина О.А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
10. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
11. Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
12. Никодимов И.Ю., Ущаповская М.О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
13. Пиголкин А.С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
14. Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов / Д.Р. Алимова, С.А. Афанасьева, Л.Т. Бакулина и др.; под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило. М.: Инфотропик Медиа, 2022. 472 с.
15. Протасов В.Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
16. Радько Т.Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова ; М-во образования и науки РФ,Моск.гос.юрид.ун-т.им.О.Е.Кутафина (МГЮА). - М. : Проспект, 2018. - 562с.
17. Рудковский В.А. Научность в системе принципов правовой политики современного государства // Журнал российского права. 2022. № 11. С. 5 - 14.
18. Сабитов Т.Р. Преломление общих принципов российского права в уголовном праве // Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу". 2019. № 6. С. 34 - 44.
19. Хабриева Т.Я. Новые горизонты юридической науки // Научные концепции развития российского законодательства: монография / отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. 7-е изд. М., 2015.
20. Фастович Г.Г. Принципы организации и функционирования государственного механизма: исторический аспект / Г. Г. Фастович // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 5(221). – С. 6-7.