Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Идея русского государственного образования учащихся и гуманного воспитания преследовала русских педагогов. Гуманистическую традицию отечественной и мировой педагогической мысли в русской педагогике своего времени одними из первых стали развивать такие педагоги, как В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.И. Радищев. Они одними из первых стали развивать гуманистическую традицию отечественной и мировой педагогической мысли. Одним из них был В.А. Сухомринский.
Проблемы образования и воспитания всегда были актуальной темой для обсуждения и центром внимания педагогов-новаторов. С каждым изменением в обществе, с выходом на новые ступени развития постоянно меняются и трансформируются педагогические методы, средства и формы формирования и воспитания. Каждый день на смену старым приходят новые открытия, новые положения, новые концепции, новые педагогические теории. Процесс обновления педагогики, как и самого общества, непрерывен. Однако педагогическое наследие, накопленное за века развития человечества, находится в центре современной педагогической мысли и не теряет своей актуальности и сегодня.
Педагогика как наука стремится к своим идеалам - идеалам личности, воплощенным в гуманизме. В трудах педагогов-гуманистов отчетливо прослеживается жилка гуманного отношения к детям: воспитательная система и практическая педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского характеризовалась созданием автономных воспитательных сообществ, жизнь которых характеризовалась самореализацией и саморазвитием личности, проявлением ее способностей и талантов это открывает перед нами широкие возможности.
Теперь представители педагогической профессии - в той или иной форме так или иначе - участвуют в создании нового поколения, в формировании новых личностей, составляющих настоящее и будущее нашего общества, опираясь на опыт предыдущих профессионалов и следуя их принципам. Какую бы профессию мы ни выбрали, они будут продолжать вести нас по «дороге счастья» в изучении преподавания и обучения. Все, что они пишут, наполнено множеством убедительных примеров, фактов, литературных иллюстраций, но главное - всесторонне осмыслено, обобщено и приводит к теоретическим выводам, которые будут и в дальнейшем играть в нашем психокультурном контексте и на пути к новому, более качественному состоянию общества.
Таким образом, основной целью данной курсовой работы является рассмотрение проблемы школьного образования.
Для достижения заданной темы были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть понятие гуманизации;
• Рассмотреть гуманизацию целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования;
• Рассмотреть гуманизацию в качестве функции образования;
• Рассмотреть основные проблемы гуманизации школьного образования.
Методологической основой исследования являются образование как общечеловеческая ценность, присущая мировым педагогическим процессам тенденция развития в направлении гуманизма, положения о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации.
Методология исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы, систематизация, классификация и обобщение фактов и явлений.
1. Гуманистическая парадигма образования
1.1 История возникновения гуманистической мысли
Гуманизм - это демократический и этический подход к жизни, признающий право и ответственность человека определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм стремится к этике, основанной на человеческих ценностях и других природных ценностях, использующей человеческие возможности, в духе разума и свободного исследования, ведущей к созданию более гуманного общества.
Принципы гуманизма предполагают человекоцентричный подход, уважающий достоинство, право на жизнь, свободное развитие, реализацию способностей и стремление к счастью каждого человека. Гуманизм предполагает признание всех основных прав человека и утверждает, что интересы личности - это высший стандарт, по которому оценивается вся общественная деятельность [8, с.52].
Как черта мировой культуры гуманизм нашел свое отражение в древнем мире. Древним египтянам удалось развить гуманизм - важный принцип, определяющий нравственное поведение человека. Книга мудрости Аменемона свидетельствует о чрезвычайно высоком моральном уровне древних египтян. В древнеегипетской культуре все было религиозно, но в то же время все было укоренено в глубинах чистой человечности. Гуманизм процветал на протяжении всей истории человечества. Гуманистическое мировоззрение вытекает из единства, целостности и хрупкости человеческого общества, необходимости взаимодействия и взаимопомощи, добровольного отрицания социального неравенства и паразитизма сильных мира сего над угнетенными. Примером тому может служить Нагорная проповедь Христа.
Как культурное направление гуманизм зародился в Италии в XIV веке, а с XV века распространился в Западной Европе. Гуманисты выступали против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали методы священной философии, основанные на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, открывая путь для свободного развития научной мысли.
Основателем гуманизма считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374 гг.). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, сумевшим увидеть весь спектр доренессансной мысли и воплотить его в поэтическом синтезе. Благодаря его творчеству разнородное поколение Западной и Восточной Европы осознало духовное и культурное единство, пусть и не всегда ясное. Петрарка считал, что истинным содержанием философии должна быть наука о человеке, и на протяжении всех своих трудов призывал переориентировать философию на этот ценный объект познания. Рассуждения Петрарки заложили основу для формирования личностного сознания в эпоху Возрождения [17, с. 25].
Впоследствии гуманисты предложили новый способ понимания человека, в котором важную роль играла концепция деятельности. По их мнению, ценность человека определялась не его происхождением или социальной принадлежностью, а его личными достижениями и результатами его деятельности. Ярким примером такого подхода является, например, разнообразная деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберта (1404-1472). Он был архитектором, художником, автором художественных трактатов и сформулировал принципы композиции в живописи, такие как равновесие и симметрия цветов, жесты и позы фигур.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых была идея достоинства личности, т.е. особенности человека по сравнению с другими живыми существами и его особого места в мире. Он утверждал, что Бог не создал человека по своему образу и подобию (вопреки церковному учению), а дал ему возможность творить самому. Убеждение Пико в том, что достоинство человека заключается в свободе, является вершиной антропоцентризма.
Однако гуманисты не являются ни еретиками, ни атеистами. Напротив, большинство из них остаются верующими. Однако если в христианском мировоззрении на первом месте стоит Бог, а на втором - человек, то гуманисты ставят на первое место человека, а на второе - Бога.
Уже в первых значительных русских поэтах XVIII века - М.В. Ломоносове и Г.Р. Державине - мы видим сочетание секуляризованного национализма и гуманизма. Как истинный «певец русской славы», Державин Г.Р. отстаивает свободу и достоинство человека. Этот чисто гуманистический мотив становится стержнем новой идеологии. Выдающимися представителями русского гуманизма являются Н.И. Новиков и А.Н. Радищев.
В духовной мобилизации русского творчества важную роль в XVIII - начале XIX вв. сыграло русское масонство. В основе гуманизма, возникшего в масонстве, лежала реакция против одностороннего интеллектуализма того времени. В этом гуманизме важную роль играли чисто нравственные мотивы. В этом отношении гуманизм XVIII века наиболее близок к моральному состраданию русского коммунизма XIX века [1 с.63].
В современной философии многие принципы, в том числе и классический гуманизм, были поставлены под сомнение в результате ускоренных изменений в жизни и мышлении, произошедших с конца XIX века. Экзистенциалистская философия - одно из направлений новой волны гуманизма. Отцом современной экзистенциалистской экзистенциальной мысли является Мартин Хайдеггер. Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм [11, с.102].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Изд-во «Ин-т практич. психол.», 1998. – 544 с.
2. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным // Вопросы философии. 2000. – № 7. – С. 37–42.
3. Бабочкин П.И. Воспитание в школе и вузе: учащаяся молодежь о проблемах воспитания (социологические данные) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. – С. 383-399.
4. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма. Учебное пособие для студентов. М.: РГО, 2002. – 389 с.
5. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века): Монография. – Казань. Казан. пед. ун-т., 1997. – 172 с.
6. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе. – Мн.: Полымя, 2000. – 128 с.
7. Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. – М: РГО, 2001. – 400 с.
8. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. — М.: Академия педагогических наук, 1990.
9. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. – 2004. № 1. – С. 22–29.
10. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. – 301 с.
11. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. – Мн.: Полымя, 2000. – 208 с.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 176 с.
13. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 256 с.
14. Краевский В.В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки // Мир психологии. – 2001. – № 4. – С. 209-216.
15. Красин А.Н. Всестороннее и гармоничное развитие личности. – М. : Знание, 1981. – 64 с.
16. Крюкова Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. – Волгоград: Перемена, 1999. – 195 с.
17. Корнетов, Г.Б. Гуманистическое образование. Традиции и перспективы / Г.Б. Корнетов —М.: Международная педагогическая академия, 1993.
18. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. – 1994. № 6. – С. 22-28.
19. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). Самара: Изд-во СИУ, 1997.– 85 с.
20. Орлов Г.П. Свободное время и гармоничное развитие личности. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
21. Ростопшин П. Психология и педагогика. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 96 с.
22. Селевко Г.К., Закатова И., Левина О. Воспитательная технология «Самосовершенствование личности» // Народное образование. – 2000. № 1. – С. 144–165.
23. Селиванова Н.Л. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 336 с.
24. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. – Мн.: «Бестпринт», 2001. – 308 с.
25. Суворов А. Человечность как фактор самореализации личности: Дис. … докт. филос. наук. – М., 1996. – 234 с.