Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретический анализ методов обучения школьников с нарушением внимания 4
1.1. Проблематика в обучении детей с нарушением внимания 4
1.2. Диагностика трудностей в обучении детей с нарушением внимания 11
2.Исследование трудностей в обучении у детей с нарушением внимания 17
2.1 Описание методик и выборки 17
2.2. Констатирующий эксперимент 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список литературы 24
Приложение 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования связана со сложностями в обучении детей, страдающих нарушением внимания, которое может активно проявляться уже с раннего возраста. На сегодняшний день существует множество методов исследования и проведения экспериментальной работы по выявлению нарушения внимания у обучающихся разных возрастных групп. Все этим методы так или иначе направлены на выявление трудностей в обучении при наличии дефицита внимания или нарушения когнитивных способностей. Выявление подобных особенностей – это первоочередная задача педагога-психолога, который классифицирует детей по группам ограничения возможностей здоровья, если таковая имеется. Поэтому использование актуальных и современных методов диагностики в данном вопросе является значимым по сей день.
В вопросах исследования трудностей в обучении детей с нарушением внимания интересны работы: Абкович, А.Я., Афонькина, Ю. А., Бацанина, Н. А., Ворошилова, Е. Л., Выготский, Л. С., Е. В. Хлыстова, Дудкина, А. С., Матяш, Н. В., Обухова, Л. Ф., Рогов, Е. И., Сорокоумова, Е. А.
Практическая часть работы выполнена на базе учреждения «Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1512» во втором классе.
Объект исследования – младшие школьники с нарушением внимания. Предмет исследования – методы диагностики трудностей в обучении детей с нарушением внимания.
Целью исследования является выявление трудностей в обучении детей с нарушением внимания посредствам современных методов диагностики во втором классе начальной школы «Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1512»
Гипотеза исследования – у детей младшего школьного возраста есть нарушения внимания даже, если они не имеют видимых или установленных отклонений по здоровью
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического исследования методов диагностики нарушения внимания
2. Формирование выборки и методов
3. Проведение констатирующего эксперимента.
Методы исследования: анализа и синтеза информации, сравнения, бизнес-аналитики, эксперимента. Методика диагностики «Переплетенные линии». Методика диагностики «Проставь значки».
Практическая значимость исследования заключается в адаптации результатов полученного эксперимента и проведения дальнейшей практической работы по повышению внимания у детей младшего школьного возраста.
1. Теоретический анализ методов обучения школьников с нарушением внимания
1.1. Проблематика в обучении детей с нарушением внимания
На сегодняшний день отмечен рост числа детей с данной патологией. нарушение внимания у учащегося начальной школы вызывает осложнения детско-родительских отношений, трудности в школьной адаптации, а также способствует снижению успеваемости учащегося начальной школы в школе [3].
Поведенческие и когнитивные изменения, связанные с нарушение внимания, сохраняются у некоторых детей и в подростковом возрасте. Привычки и стереотипы поведения гиперактивного учащегося начальной школы, приобретенные в детстве, могут препятствовать его социальной адаптации во взрослой жизни: продвижению по карьерной лестнице, созданию гармоничной семьи, укреплению дружеских связей. Кроме того, взрослые, у которых в детстве был нарушение внимания, по-прежнему подвергаются высокому риску развития расстройств личности, таких как алкоголизм и наркомания. В связи с этим в наше время особенно актуален вопрос выявления причин и последствий модификаций онтогенетического процесса при нарушении внимания [2]. По разным данным, количество детей с нарушение внимания в России колеблется от 6 до 42% [2]. Нечеткость данных связана прежде всего с тем, что на сегодняшний день в нашей стране не существует единой системы методов четкого и достоверного установления этого синдрома. 161 Диагностика нарушение внимания у субъектов также представляет собой специфическую проблему [5].
В России для исследования используются тесты на осознанность и работоспособность, а также анкетирование родителей и учителей для определения наличия импульсивности и гиперактивности. К сожалению, тесты на внимательность и работоспособность ориентированы только на старшего дошкольного и школьного возраста. Ранняя диагностика с их помощью невозможна. В свою очередь, анкета субъективна и зависит от отношения автора анкеты к ребенку. И в то же время выделенные симптомы нарушение внимания (расстройства внимания, двигательная расторможенность, импульсивность) сходны с поведенческими расстройствами иной природы и могут быть симптомами совершенно разных состояний и заболеваний. Расстройства моторики и внимания отличают от общих нарушений психического (психологического) развития, тревожных расстройств у детей, вызванных сепарацией, аффективных расстройств и шизофрении [1].
Существует три типа поведения, связанных с СДВГ: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Конечно, у всех маленьких детей иногда возникают проблемы с тем, чтобы обращать внимание на учителей и родителей, оставаться на своих местах и ждать своей очереди. Детям следует ставить диагноз СДВГ только в том случае, если их поведение в этих областях гораздо более экстремально, чем у других детей их возраста.
Эти симптомы СДВГ делятся на две группы — невнимательные и гиперактивно-импульсивные. Некоторые дети проявляют преимущественно невнимательное поведение, а другие - преимущественно гиперактивно-импульсивное. Но у большинства людей с СДВГ наблюдается сочетание того и другого, что может очень затруднить им учебу в школе.
Вот поведение, которое вы можете наблюдать в школе в этих двух категориях.
1. Невнимательные симптомы СДВГ
2. Допускает небрежные ошибки в школьной работе, упускает детали
3. Легко отвлекается или уводит в сторону
4. Испытывает трудности с выполнением инструкций
5. Кажется, не слушает, когда к нему обращаются напрямую
6. Испытывает трудности с организацией заданий и имущества
7. Часто не заканчивает работу в школе или домашние дела в классе
8. Часто избегает задач, требующих постоянных умственных усилий, включая выполнение домашних заданий, или сопротивляется им.
9. Часто теряет домашние задания, книги, куртки, рюкзаки, спортивный инвентарь
Дети с нарушение внимания, помимо нарушений внимания, двигательной расторможенности и импульсивности, часто имеют и другие особенности развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абкович, А.Я. К вопросу о психологическом изучении внимания и концентрации за рубежом [Текст] / А. Я. Абкович // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 34-45.
2. Афонькина, Ю. А. Подготовка детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте как условие профилактики школьной дезадаптации [Текст] / Ю. А. Афонькина // Современный детский сад. — 2018. — №2. — С. 28-33.
3. Ахметова, З. А. Взаимосвязь произвольного внимания и нарушений поведения младших школьников / З. А. Ахметова, Р. Х. Курбанова, Д. Х. Ташмухамедова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2018. – Т. 18, № 1. – С. 174-177.
4. Бацанина, Н. А. Работа педагога-психолога с детьми с ОНР [Текст] / Н. А. Бацанина // Логопед. — 2015. — №6. — С. 72-74.
5. Воробьева М.А. Проблемы обучения детей с синдромом дефицита внимания и их профилактика // Педагогическое образование в России. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-ih-profilaktika (дата обращения: 28.11.2023).
6. Ворошилова, Е. Л. Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию потенциальных понятий у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Л. Ворошилова, А. Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №4. — С. 14-26.
7. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
8. Геронтопсихология: учебное пособие: для студентов вуза, обучающихся по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» / О. И. Дорогина, Ю. В. Лебедева, Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. – 131 с.
9. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 425 с.
10. Гонина, О. О. Психология общения в дошкольном возрасте / О. О. Гонина. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. – 266 с.
11. Дудкина, А. С. Трудности в обучении младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / А. С. Дудкина // Специальная педагогика и психология: традиции и инновации: Материалы всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием, Москва, 25–26 марта 2019 года. – Москва -2019. – С. 159-164.
12. Мандель, Б. Р. Возрастная психология: учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
13. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
14. Мурашова, И. Дифференциация видов логопедической диагностики [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2017. — №7. — С. 64-70.
15. Невьянцева, Е. Ю. Коррекция нарушений внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Е. Ю. Невьянцева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, Екатеринбург, 24 апреля 2014 года / Научные редакторы И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. Том Часть 2. –2014. – С. 242-244.
16. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
17. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога: практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
18. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
19. Серебренникова К. С. Особенности диагностики внимания младших школьников с ОНР// Воспитание будущего учителя-исследователя: Сборник материалов по итогам научной сессии студентов, Глазов, 01–20 апреля 2021 года. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 2021. – С. 157-163.
20. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для вузов / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова; под общей редакцией Т. В. Скляровой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 235 с.
21. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.
22. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.
23. Тарасова С. И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 158 с.
24. Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. М.: Юрайт, 2019. 162 с.
25. Федорова Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX-XX веках. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 268 с.
26. Хохрякова Ю. М. Педагогика раннего возраста. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 262 с.
27. Хохрякова Ю. М. Педагогика раннего возраста. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 262 с.
28. Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2019. 188 с.
29. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Типы нарушений внимания у детей и связанные с ними расстройства поведения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020 - 120(2) – с.120-124.
30. Чутко, Л. С. Типы нарушений внимания у детей и связанные с ними расстройства поведения / Л. С. Чутко, С. Ю. Сурушкина // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2020. – Т. 120, № 2. – С. 120-124.
31. Шарухин А. П. Военная педагогика. Учебник. С-Пб.: Питер, 2017. 576 с.
32. Шиховцова, Н. Н. Коррекция нарушений внимания у младших школьников с задержкой психического развития / Н. Н. Шиховцова, Н. В. Гросс // Современные тенденции развития системы образования : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25–28 апреля 2019 года. – Чебоксары - 2019. – С. 273-275.