Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой образовательной ступени предусмотрено повышение качества образовательного процесса. Успешная педагогическая профилактика учебной неуспеваемости подростков также относится к проблемам повышения качества обучения школьников.
Происходит непрерывное увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении. Растёт количество обучающихся со школьной дезадаптацией, что привело к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Всё больше классов выравнивания компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения открывается в общеобразовательных школах Структура и содержание образования в коррекционных классах имеет свои особенности. Характер усвоения учебного материала учениками данных классов отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Эти и иные условия вызывают у учителей сложности в организации педагогического процесса. Таким образом, проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: какой должна быть помощь подросткам со стороны педагоов, имеющих трудности в обучении.
П.П. Блонский под неуспеваемостью понимал ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. А. И. Липкина отмечала, что необходимо учитывать при анализе продвижения ребенка в учении не только его интеллектуальные качества, но и все сложные опосредования его умственной ра¬боты. Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы.
Дубровина И.В. трактовала неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности. Неуспеваемость при этом, выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций.
В современной образовательной среде формирование познавательной активности учеников является одной из важных задач их обучения и развития. ФГОС начальной, основной и старшей школы регламентирует содержание образования и необходимый базовый уровень обучения субъектов. Это важно для детей, которые, по каким-либо причинам имеют хроническую школьную неуспеваемость. Существует немало исследований, которые посвящены использованию различных средств и методов для познавательного и общего развития детей, а также способов преодоления неуспеваемости подростков. Особое место в этих вопросах отводится средствам наглядности, доступности, последовательности изложения учебного материала и др., то есть, соблюдение всех тех дидактических принципов, которые должны быть реализованы в современном образовательном процессе.
ФГОС регламентируют системно-деятельностный и личностно ориентированный подход. Это говорит о необходимости использования учителем в учебно-воспитательном процессе всех тех актуальных форм и методов обучения, которые бы соответствовали процессам индивидуализации и дифференциации в обучении. Речь прежде всего может идти об успешном применении средств контроля и диагностики для предупреждения школьной неуспеваемости учеников.
Методисты рекомендуют использовать для неуспевающих учеников соответствующую наглядность. Большое преимущество образовательного процесса с использованием средств наглядности заключается в том, что ученики практически всегда проявляют к наглядности большой интерес, в каком виде она бы не была представлена. При определённых условиях, с помощью средств наглядности можно обеспечить повышенное эмоциональное отношение учащихся к своей работе. Применение наглядных средств в обучении способствует усвоению полученных знаний и пониманию их связи с жизнью. Очевидно, что это стимулирует познавательные интересы всех обучающихся, не зависимо от их возраста.
Психологи отмечают, что подростковый возраст является достаточно сложным и многие из учеников в этом возрасте уделяют учёбе меньше внимания, чем это было, к примеру, в начальной школе. Речь может идти о девиантном поведении школьников, которое сопровождает процесс социализации и возрастного развития и, несомненно, может оказывать влияние на успеваемость учеников. К числу основных направлений развития государственной социальной политики относится поддержание благополучия семьи и детства. Категория благополучия объединяет материальные и интеллектуально-эмоциональные ресурсы семьи для обеспечения достойного уровня и качества жизни. Очевидно, что проблемные семьи нуждаются в социальной поддержке со стороны государства, и, если причиной неуспешности ребёнка в школе является его семья, здесь необходимо подключать к работе социального педагога и педагога-психолога.
Цель работы: изучить и обосновать процесс педагогической профилактики учебной неуспешности подростков.
Объект исследования: процесс организации системной работы по преодолению учебной неуспешности подростков.
Предмет исследования: формы и методы организации системной работы по преодолению учебной неуспешности подростков.
Задачи:
1. Провести анализ понятия учебная неуспешность подростков.
2. Изучить формы и методы профилактики учебной неуспешности подростков.
3. Описать организационно-педагогические условия профилактики учебной неуспешности подростков.
4. Предложить методические рекомендации по профилактике учебной неуспешности подростков.
Гипотеза исследования: если учитель своевременно и профессионально грамотно сможет осуществлять психолого-педагогическую помощь неуспевающим ученикам, то уменьшится их отставание по ряду предметов в общеобразовательной школе.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение уроков, изучение передового педагогического опыта, классификация, сравнение,
2. Практические: работа по профилактике неуспеваемости, работа с документами, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА I. Теоретические основы педагогической профилактики учебной неуспешности подростков
1.1. Анализ понятия учебная неуспешность подростков
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на любой образовательной ступени, начиная от дошкольных организаций и заканчивая вузом, как основной нормативный документ, в отличие от традиционной образовательной модели регламентирует не просто усвоение и формирование знаний, умений и навыков (ЗУН), но и учитывает необходимость формирования метапредметных образовательных результатов. Метапредметные образовательные результаты в виде универсальных учебных действий (УУД) личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, позволяют говорить о целостности процесса обучения и воспитания школьников. Если всё это у школьника не сформировано в комплексе, то можно говорить о его неуспеваемости и неуспешности в обучении. К основным причинам неуспеваемости учеников педагоги относят следующие:
- большие пробелы в знаниях;
- низкий уровень навыков учебного труда;
- слабое здоровье и высокая утомляемость;
- низкий уровень развития волевых качеств;
- недисциплинированность;
- отрицательное отношение к учению;
- недостатки школьного обучения;
- недостаточное развитие мышления;
- отрицательное влияние семьи.
Учитель должен быть способен организовывать сотрудничество и учебную работу всех школьников таким образом, чтобы постоянно поддерживать их активность и инициативность, что в свою очередь позволит всегда на высоком уровне поддерживать учебную мотивацию каждого ребёнка. Это не может быть обеспечено в рамках какого -либо одного учебного предмета, поскольку речь идёт о формировании личностных качеств учеников. Здесь вновь можно вспомнить о том, что в основе реализации современного учебно-воспитательного процесса лежит системно - деятельностный подход.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. –480 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в школе: Методические рекомендации [Текст]/ А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2017. -72 с.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в школе / О.П. Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 18.11.2023).
5. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 18.11.2023).
6. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 18.11.2023).
7. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст]/ А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 288с.
8. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Текст]/ Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46c.
9. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст]/ З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. – Москва: Академия, 2018. -246 с.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010. – 142 с.
11. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
12. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Под ред. Хомской Е.Д. – Ростов-н /Д: Феникс, 2008. – 340 с.
13. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М. Мотюшкин – Москва: Директ - Медиа, 2018. -354 с.
14. Мазур, Е.В. Место словарной работы в системе развития связной речи школьника / Е. В. Мазур, О. В. Дудина, Е. В. Короленко [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы школьной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3909/ (дата обращения: 18.11.2023).
15. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2016. -180 с.
16. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения школьников [Текст]/ Н.О. Мостова, И.Н. Агафонова, 2015. - 193с.
17. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова [Текст]/ Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39.
18. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД школьников [Текст]/ Н.А. Песняева. - Управление школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
19. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения школьников [Текст]/ А.И. Савенков // Москва: – 2017. -157с.
20. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/ Н.А.Семенова // Начальная школа. - 2016. - №2. - С.45-49.
21. Соколова, Т.Е. Информационная культура школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие [Текст]/ /Т.Е.Соколова. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2018. - 228 с.
22. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи школьников [Текст] / Н.А. Стародубова // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2016. – 256 с.
23. Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studfile.net/preview/9329063/page:15/ (дата обращения: 18.11.2023).
24. Ушакова, Л.В. Познавательные УУД на уроках окружающего мира /Л.В. Ушакова //[Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm (дата обращения: 18.11.2023).
25. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст]/ Л.Ю. Ходаева. - Управление школой. – 2013. – № 6. - С.14-18.
26. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. [Текст]: Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2014. – 330 с.
27. Шемякина, О.О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / О. О. Шемякина //Психология и право. – 2012. – No4. – URL: https://psyjournals.ru/files/49305/psyandlaw_2011_4_Shemyakina.pdf (дата обращения: 18.11.2023).
28. Шутова, Н.В. Программа профилактики девиантного поведения подростков в возрасте от 10 до 18 лет, в условиях проживания в отделении для несовершеннолетних «Социальный приют для детей» [Электронный ресурс] / Н. В. Шутова. – Белоярский, 2018. – URL: http://methodcentr.ru/Bank/bank/296.pdf (дата обращения: 18.11.2023).
29. Шмаргуненко, Е. А. Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива / Е. А. Шмаргуненко, Н. А. Никашина, Е. В. Ефремова. — Текст: непосредственный // Психология в России и за рубежом: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. — С. 11-16. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/256/14337/ (дата обращения: 18.11.2023).
30. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи школьников [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.