Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Сущность и содержание планирования деятельности классного руководителя в основной школе
Под планированием деятельности классного руководителя
Н.И. Дереклеева понимает такое педагогическое моделирование его деятельности, позволяющее спрогнозировать в классе воспитательную ситуацию. Поэтому значение планирования заключается в том, что с его помощью снижается уровень неопределенности какой-либо педагогической ситуации, а также возникает преемственность между всеми действиями, совершаем педагогом и упорядоченность в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения в коллективе [4, с. 54].
Рассматривая классное руководство в ракурсе педагогической профессии необходимо отметить, что она относится к группе профессий, предметом которой является другой человек, взаимоотношение с другими людьми. Из этого следует, что основной задачей в профессиональной деятельности классного руководителя будет являться понимание общественных целей и донесение их до объекта воспитания в интегративной форме гуманистического, коллективного и творческого направления.
Для того чтобы работа классного руководителя была успешной,
Х.З. Джамурзаева выделила следующие функции классного руководителя:
организаторская, включающая в себя планирование и координацию всей воспитательной работы с классом, реализуется посредством единства педагогических требований к обучающимся и ведение классной документации;
аналитико-обобщающая, реализуется в образовательной организации с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося класса и предполагает его всестороннее развитие;
координационно-информационная, предполагающая обеспечение согласованности в совместной работе с другими педагогическими работниками образовательной организации [5, с. 43].
Ключевым элементом в работе классного руководителя является планирование воспитательной работы с классом. Заранее выстроенное перспективное, четкое и оперативное планирование позволяет обеспечить эффективность все воспитательной системы образовательной организации. В этой связи главным документом классного руководителя является план воспитательной работы, включающий в себя содержание, формы и методы планируемых действий. При составлении такого плана классному руководителю необходимо провести анализ прошедшего года и проанализировать цели и задачи воспитания образовательной организации.
Планирование в деятельности классного руководителя происходит в несколько этапов:
1. Подготовительный этап – происходит определение предмета и временного отрезка, а также структурирование предмета.
2. Аналитический этап – заключается в проведении диагностического исследования и анализа полученных результатов, а также анализ ранее накопленного опыта.
3. Моделирующий этап – предполагает поставку целей, подбор содержания и средств реализации, происходит прогнозирование результатов, а также распределение запланированных мероприятий во времени.
4. Заключительный (оформительский) этап связан с выбором структуры плана и его оформлением.
Чтобы планирование деятельности классного руководителя было эффективным С.А. Башаевой выделены компетентности, которыми педагогу необходимо овладеть. К ним относятся:
1. Нормативно-правовая компетентность, включающая в себя:
законодательную просвещенность по вопросам нормативно-правового обеспечения современного образования и профессиональной деятельности классного руководителя;
способность практического применения правовой базы с целью защиты прав обучающихся, заключающуюся в знании нормативно-правовых актов, определяющих содержательную часть воспитательного процесса.
2. Аналитическая компетентность, подразумевает умение классным руководителем успешно решать различные проблемы, связанные с воспитательной деятельностью, а именно:
применение методики научного исследования феноменов, присутствующих в воспитательной системе класса;
разрабатывать способы изучения личностных особенностей обучающихся;
способность анализировать трудности, возникающие в процессе воспитательной работы и разрабатывать пути решения возникших проблем.
3. Социокультурная компетентность, реализующая посредством формирования различных видов деятельности в отношении культурного развития обучающихся и умения адекватно проводить свое свободное время:
исследование потребностей, интересов, увлечений обучающихся с целью использования полученной информации в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий;
создание системы обучения учеников навыкам освоения окружающего пространства, посредством познания своих национальных обрядов и традиций [3, с. 169].
Анализируя и планирую свою деятельность классный руководитель в основной школе выявляет основные проблемы образовательного процесса, ставит задачи для методической работы всего педагогического коллектива школы, а также обобщает уже накопленный опыт. Поэтому в его должностные обязанности входит:
создание благоприятных психологических условий для индивидуального развития и формирования личности обучающегося;
помощь в решении проблем, возникающих у обучающихся при общении между собой, с учителями, с родителями;
организация и управление классным коллективом;
ведение отчетности по выполненной деятельности.
В это связи, отмечает А.А. Чичканова, выделяют четыре основных роли классного руководителя в процессе работы с субъектами образовательного процесса:
1. Классный руководитель = организатор деятельности классного коллектива (он организует классные часы, дежурство в классе и пр.).
2. Классный руководитель = посредник в общении (он проводит консультации для педагогов, проводит родительские собрания и пр.).
3. Классный руководитель = учитель-предметник (как правило, на должность классного руководителя назначается лицо, который ведет цикл предметов или один определенный предмет).
4. Классный руководитель = делопроизводитель (в процессе своей профессиональной деятельности он заполняет большой объем отчетности и документации по выполняемым формам работы) [29, с. 205].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Н. Н. Планирование работы классного руководителя / Н. Н. Абрамова // Теория и практика воспитательной работы : учебное пособие. – Москва : ООО "Издательство "Спутник+", 2016. – С. 66-96.
2. Акиншина, И. Б. О планировании воспитательной деятельности классного руководителя: из опыта работы / И. Б. Акиншина, Е. А. Чумикова // Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: проблемы воспитания в условиях трансформации образования : Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 145-летию Белгородского государственного университета, Белгород, 25–26 марта 2021 года. – Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2021.
3. Башаева, С. А. Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях реализации ФГОС / С. А. Башаева // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров) : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Грозный, 23 ноября 2022 года. – Махачкала-Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, Издательство "АЛЕФ", 2022. – С. 167-174.
4. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5–9 классы. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011 – 416 с.
5. Джамурзаева, Х. З. Сущность деятельности классного руководителя: его основные функции / Х. З. Джамурзаева // Институт классного руководства: новый формат : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Грозный, 05 ноября 2022 года. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2022. – С. 41-45.
6. Дик, Н. Ф. Настольная книга классного руководителя 8-11-х классов : воспитание в условиях профильного обучения / Н. Ф. Дик, Т. И. Дик, Н. Ф. Дик ; Н. Ф. Дик, Т. И. Дик. – 3-е изд., перераб. и доп.. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – (Сердце отдаю детям. Национальный проект "Образование"). – ISBN 5-222-09415-4.
7. Долгополава, В. И. Всероссийский форум классных руководителей - источник профессионального развития классного руководителя / В. И. Долгополава // Педагогическое искусство. – 2022. – № 1. – С. 133-135.
8. Качиева, А. Е. О роли классного руководителя в воспитании подрастающего поколения / А. Е. Качиева // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2012. – № 2(22). – С. 48-50.
9. Коновалов, Е. Ф. Технология планирования работы классного руководителя (из опыта работы учителя) / Е. Ф. Коновалов, О. А. Саункина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2019. – № 1. – С. 48-51.
10. Кувырталова, М. А. Традиции и инновации в практической подготовке будущего педагога как организатора воспитательной среды / М. А. Кувырталова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2021. – № S2-1(31). – С. 214-218.
11. Кулапина, А. П. Функции и основное назначение классного руководства / А. П. Кулапина, И. А. Горчакова // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость : Материалы І Международной научно-практической конференции, Донецк, 24 июня 2022 года. Том 1. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. – С. 55-59.
12. Лебедева, И. В. Модель профессионального профиля классного руководителя: форматы деятельности / И. В. Лебедева, А. А. Лощилова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2021. – Т. 13, № 3. – С. 104-114.
13. Ли, Я. Компоненты образовательной среды как основа моделирования педагогической деятельности / Я. Ли // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 4(95). – С. 98-100.
14. Маркина, Л. Н. Классный руководитель: миссия, приоритеты, проблемы (по материалам областного конкурса классных руководителей) / Л. Н. Маркина // Воспитание в современной образовательной среде : Материалы II региональной научно-практической конференции , Санкт-Петербург, 25 апреля 2013 года / Научный редактор С.В. Тарасов. – Санкт-Петербург: Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО), 2023. – С. 191-195.
15. Миренкова, Т.А. Планирование деятельности классного руководителя: виды, формы и содержание планов / Т.А. Миренкова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2021. – № S2-1(31). – С. 214-218.
16. Михайлова, Д. И. Алгоритмизация деятельности будущего классного руководителя по изучению детского коллектива / Д. И. Михайлова, С. И. Остапенко // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Сборник трудов Двадцать седьмой международной научно-практической конференции, Белгород, 10 февраля 2020 года. – Белгород: ООО ГиК, 2020. – С. 74-77.
17. Мусхаджиева, Т. А. Деятельность классного руководителя как воспитательный инструмент / Т. А. Мусхаджиева // Институт классного руководства: новый формат : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Грозный, 05 ноября 2022 года. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2022. – С. 124-127.
18. Нефедова, В. И. О проектировании деятельности классного руководителя в современной школе / В. И. Нефедова, В. В. Зубкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 32. – С. 164-167.
19. Онучина, А. В. Институт классного руководителя: к вопросу технологии деятельности классного руководителя в условиях внеурочной воспитательной деятельности / А. В. Онучина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 4(57). – С. 144-147.
20. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя. / Составитель С.Р. Давидович. – Петропавловск-Камчатский: Издательство КОИПКПК, 2005.- 64 с.
21. Пидыбаева, М. С. Планирование воспитательной работы в образовательной организации / М. С. Пидыбаева // Молодой исследователь: от идеи к проекту : Материалы II студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 25 мая 2018 года / ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»; под редакцией Д. А. Михеевой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018. – С. 231-233.
22. Рустамов, Л. Х. теоретические основы педагогического моделирования / Л. Х. Рустамов, Н. Р. Умматов // Наука и мир. – 2020. – № 2-2(78). – С. 59-62.
23. Симакова, Н. Б. Права ребенка и их реализация в школе классным руководителем / Н. Б. Симакова // Научный поиск. – 2013. – № 4.1. – С. 61-62.
24. Скрыпникова, Е. М. Содержательно-методические особенности подготовки студентов-бакалавров к деятельности классного руководителя / Е. М. Скрыпникова // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 5. – С. 96-109.
25. Скрыпникова, Е. М. Формы работы классного руководителя с обучающимися в условиях современных вызовов и запросов / Е. М. Скрыпникова // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 5. – С. 60-69.
26. Титаренко, Л. М. Роль классного руководителя в воспитании гражданина России / Л. М. Титаренко // Научный обозреватель. – 2012. – № 3. – С. 21-22.
27. Фархшатова И.А. Классный руководитель в современной начальной школе: теория и практика деятельности / учебное пособие по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование / И.А. Фархшатова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020 – 125 с.
28. Царева, Н. П. Классный руководитель глазами классного руководителя: результаты мониторинга / Н. П. Царева // Личность. Общество. Образование. Траектория профессионального роста педагога в условиях инновационной трансформации образовательной среды : Сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25–26 ноября 2021 года. – Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", 2021. – С. 151-159.
29. Чичканова, А. А. Роль классного руководителя в рамках работы школьного методического объединения / А. А. Чичканова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 12-5(75). – С. 204-205.