Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время главным вектором развития регионов РФ является социально-экономический
аспект. Государство все чаще привлекает для взаимодействия частных инвесторов, которые
вносят вклад в развитие промышленности региона, транспортной системы, здравоохранения и т.
д. Именно на основании этого можно говорить о возникновении такого феномена, как особая
экономическая зона, которая представляет собой особую территорию, расположенную в рамках
того или иного региона, обладающую особым статусом и льготными экономическими условиями
для национальных и иностранных предпринимателей. Целью создания подобных зон является не
только развитие предпринимательства и инфраструктуры региона, но и создание новых рабочих
мест. То есть деятельность в рамках особой экономической зоны направлена на развитие
социально-экономического потенциала территории.
Глава 1. Общая характеристика экономики Волгоградской области в ретроспективном анализе
Сегодня, все большее внимание в экономической науке и практике уделяется устойчивому
финансовому состоянию и развитию регионов. Прежде всего, это обуславливается тем, что
решение финансовых проблем отдельных регионов в дальнейшем способствует достижению
главной цели каждого государства - стабильному экономическому росту. В самом деле, задачи
экономического и социального развития каждого региона должны быть определены с учетом
устойчивого развития. Здесь особую значимость представляет региональная финансовая
политика, выступая стержневым фактором в управлении региональной финансовой системой. Она
представляет собой совокупность законодательных, экономических и административных мер,
которые направленны на обеспечение устойчивого развития финансовой системы и
общественного воспроизводства региона в целом.
Отметим, что в нашем государстве каждый субъект, который входит в его состав, является
уникальным по географическому положению и климатическим условиям, но также и по
социально-экономическому развитию. В связи с этим, решение финансовых проблем конкретного
3
региона не может быть осуществлено с помощью универсальных моделей действия. Необходимо
понимать регион, учитывать его существенные свойства и характеристики. Следует рассматривать
его с точки зрения многоуровневой системы, которой присущи следующие свойства:
индивидуальность, динамичность, целостность и адаптивность. Характерное региональной
системе развитие должно происходить с учетом интересов населения, которое проживает на
территории региона.
Таким образом, региональная финансовая политика подчиняется целям и задачам социальноэкономической политики региона со стратегическим ориентиром на увеличение качества жизни
населения, что требует выявления критериев социально-экономического развития региональной
многоуровневой системы, которые адекватно отражают социально-экономические проблемы и
приоритеты развития субъектов России на современном этапе.
Из вышесказанного следует, что региональная финансовая политика представляет собой
самостоятельный, комплексный вид политики, проводимый региональными органами власти и
управления. Комплексность данного вида политики состоит в том, что в нее входит несколько
относительно самостоятельных, но в одновременно с этим, взаимосвязанных видов политики. К
видам политики, которые формируют финансовую политику регионов, относят такие, как ценовая,
бюджетная, инвестиционная, налоговая виды политики, а также политика управления
государственной собственностью.
Для того, чтобы оценить социально-экономическое развитие региональной системы в теории и
практике региональной экономики в настоящее время используются, к примеру, такие
показатели, как обеспеченность ресурсным потенциалом, в том числе научным; удельный вес
конкурентоспособной продукции основных отраслей экономики, включая экспортную продукцию,
в общем объеме продукции региона; структура валового регионального продукта; доходы
населения и другие. В связи с этим, проблемы, которые возникают в обеспечении устойчивого
социально-экономического развития региона в современных условиях, будут иметь свои
региональные особенности.
Глава 2.Анализ промышленности Волгоградской области
Промышленность области представляет собой крупный многоотраслевой комплекс и насчитывает
более 2 тыс. предприятий и организаций, в том числе 330 крупных и средних предприятий, 5 из
которых являются градообразующими. В промышленности занято более 200 тыс.
чел. (229 300, или 18,3 % в 2014 г.) среди экономически активного населения области.
Промышленность Волгоградской области формирует около 40 % объема валового регионального
продукта (далее - ВРП), что составляет около 18 % объема Южного федерального округа. Также
предприятия промышленности дают более половины налоговых поступлений в бюджет области.
Подавляющая часть всего промышленного производства Волгоградской области сосредоточена в
шести крупных городах: Волгограде, Волжском, Камышине, Михайловке, Урюпинске, Фролово, а
также в двух районах области: Жир- новском и Котовском.
На территории области находятся пять градообразующих предприятий (с численностью
работающих более 5 тыс. чел.): ВОАО «Химпром», ЗАО «ВМК “Красный Октябрь”», ОАО «Волгограднефтемаш», Волгоградское отделение Приволжской железной дороги - филиал ОАО
«Российские железные дороги», ОАО «Волжский трубный завод».
Крупнейшими налогоплательщиками в Волгоградской области являются: ООО «ЛУКойлВолгоград-нефтепереработка», ОАО «Себряков- цемент», ОАО «ЛУКойл-Волгоград-нефтегаз», ОАО
4
«Волжский трубный завод», Волгоградское отделение Приволжской железной дороги - филиал
ОАО «Российские железные дороги», ОАО ВФ «Нефтезаводмонтаж», ООО «Газпром трансгазВолгоград», ОАО «Волжский оргсинтез», ОАО «Волгограднефтемаш», ЗАО «ВМК “Красный
Октябрь”».
На территории области находятся восемь стратегических организаций оборонно-промышленного
комплекса [5].
В трех монопрофильных городах области (Михайловка, Фролово и Котово) расположены
градообразующие предприятия, дающие более 50 % объемов отгруженной продукции: ОАО
«Себряковцемент», ООО «ЛУКойл-Котовский газоперерабатывающий завод», ЗАО «Волга-ФЭСТ».
К благоприятным факторам развития промышленности Волгоградской области относятся
развитый промышленный потенциал и высококвалифицированные кадры, а также значительные
запасы природных ресурсов [3].
Динамика промышленного производства характеризовалась следующими показателями. В
последние годы отмечается устойчивая динамика роста промышленного производства - ежегодно
объем выпуска продукции превышал уровень предыдущего года. Индекс промышленного
производства в 2014 г., по сравнению с 2013 г., составил 100,7 %. В 2010-2014 гг. объем
производства ежегодно превышал уровень предыдущего года.
Прирост производства наблюдается в обрабатывающих производствах, являющихся
определяющими для индекса промышленного производства. Объем выпуска увеличился по
сравнению с 2013 г. на 2,3 %, в том числе в производстве: кокса и нефтепродуктов - на 12,8 %,
текстильном и швейном производстве - на 5,3 %, пищевых продуктов, включая напитки и табак, -
на 5,1 %, машин и оборудования - на 1,8 %, металлургическом производстве и производстве
готовых металлических изделий - на 0,7 % [2].
Базовыми отраслями промышленности области являются химическая и нефтехимическая,
топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение, а также промышленность
строительных материалов. Продукция этих отраслей составляет более 80 % в общем объеме
промышленной продукции региона и пользуется спросом на мировом и российском рынках [4].
Заключение
Приоритетными направлениями развития региональной экономической политики в
Волгоградской области должны стать следующие:
1. Внедрение инноваций в области производства: с помощью имеющегося научнотехнического потенциала региона, требуется сформировать современную конкурентоспособную
технологическую базу экспорта и импортозамещения, которая способствует устойчивому
социально-экономическому развитию региона в условиях введения санкций странами Евросоюза.
2. Усиление регулирующей роли государства в структурной перестройке экономики в
соответствии с задачами, которые состоят в реализации научно-технической, промышленной,
инвестиционной, социальной политики, которые способствуют устойчивому социальноэкономическому развитию региона в условиях вступления Российской Федерации в ВТО.