Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования довольно высока, так как прокуратура до сих пор не отнесена к какой-либо из трех ветвей власти. В главе 7 Конституции РФ обобщены положения о судебной системе и прокуратуре РФ, однако статьи этой главы не определяют прокуратуру как судебный орган. Аналогично, в правовых актах, касающихся деятельности прокуратуры, нет указания на то, что она является частью исполнительной власти: ч.4 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 ) предусматривает, что прокуратура может участвовать в правотворческой деятельности, но суть этого закона связана с правотворческой деятельностью, так как правотворческий процесс является завершающей стадией, соответственно наиболее важной и ответственной стадией правотворческой деятельности. Это позволяет сделать следующий вывод: прокуратура также непосредственно участвует в законотворческом процессе. В своей надзорной функции прокуратура фактически будет входить в состав всех трех государственных ведомств.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании состава и компетенции органов военной прокуратуры.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие состав и компетенцию органов военной прокуратуры.
Целью исследования является исследовать правовые проблемы состава и компетенции органов военной прокуратуры.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть история создания и генезис органов военной прокуратуры в России;
2. исследовать функции органов военной прокуратуры как государственно-правового института;
3. проанализировать структуру и организацию Главной военной прокуратуры;
4. рассмотреть полномочия военных прокуроров.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство в сфере прокурорского надзора; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Уровень научных исследований по данной теме достаточно высок. Ряд отечественных правоведов подробно изучали данный вопрос - Винокуров А.Ю., Галинов Г.Ю., Паршаков А.С., Петренко Ю.А., Савельев И.В., Филиппова Н.В., Харитонов С.С. и многие другие. Количество известных отечественных правоведов, интересующихся данной темой, доказывает важность для российской юриспруденции изучения вопроса о правовом статусе органов военной прокуратуры в РФ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем состава и компетенции органов военной прокуратуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере совершенствования правового статуса органов военной прокуратуры.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка.
Глава 1.Государственно-правовые основы места и роли органов военной прокуратуры в государственном механизме России
1.1.История создания и генезис органов военной прокуратуры в России
На начальном этапе строительства советского надзорного ведомства система органов военной прокуратуры была сформирована по принципу формирования Вооруженных Сил страны и ревтрибуналов.
Военные прокуроры состояли при революционных военных трибуналах и военно-транспортных революционных трибуналах и непосредственно подчинялись помощнику прокурора Республики, состоящему при Верховном трибунале Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ст. 7 П 1922).
Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре было утверждено Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 г. Этот законодательный акт
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. "Об изменении и дополнении Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре" следственный аппарат был передан в полное подчинение органов прокуратуры.
Положением о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР, утвержденным Постановлением ЦИК СССР 24 июля 1929 г., устанавливалось, что Прокурор Верховного Суда СССР руководит деятельностью органов военной прокуратуры через своего старшего помощника по военной прокуратуре и военной коллегии Верховного Суда СССР (ст. 76 гл. 3 разд. 2) .
С принятием союзного Закона о прокуратуре СССР 1979 г. потребовалось внести отдельные изменения и в правовые основы деятельности военной прокуратуры. Положение о военной прокуратуре было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г. № 5403-X.
В настоящее время система органов военной прокуратуры включает в себя Главную военную прокуратуру (высший уровень), военные прокуратуры военных округов, флотов и Ракетных войск стратегического назначения, Московскую городскую военную прокуратуру и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам комплектующих организаций (средний уровень).
К основному уровню относятся военные прокуратуры объединений, соединений и гарнизонов, а также другие военные прокуратуры, приравненные к городским и районным прокуратурам. Эти прокуратуры находятся на низшем уровне иерархии системы, в которую "входят 146 гарнизонных военных прокуратур, три военные прокуратуры ракетных армий и две военные прокуратуры флотилий, приравненные к городским и районным прокуратурам. В военных прокуратурах гарнизонного звена по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.
Многие органы прокуратуры соседних стран имеют в своей структуре военные прокуратуры. Система военной прокуратуры Республики Беларусь состоит из Белорусская военной прокуратуры и подчиненных ей межгарнизонных военных прокуратур .
Военная прокуратура Азербайджанской Республики является специализированным органом прокуратуры и осуществляет полномочия в Вооруженных Силах и других военных организациях страны. Военные прокуратуры создаются в районах расположения военных гарнизонов с учетом численности воинских частей, отнесенных к сфере деятельности данной прокуратуры.
Практика деятельности военной прокуратуры на ключевых уровнях находится в процессе оптимизации ее деятельности. Этот процесс был вызван богатым опытом, накопленным в ходе многолетнего функционирования органов прокуратуры в советский и постсоветский период. В силу своей специфики, а также в связи с тем, что отдельные воинские части одного формирования разделены значительным географическим расстоянием, военные отделы, соответствующие заготовительным бюро городов и районов.
По решению Главного военного прокурора может быть созданы прокурорские участки. Такая практика существует в ракетных войсках стратегического назначения. Штаб 31-й ракетной армии находится в г. Оренбурге, а ее дивизии разбросаны по Уралу.
Поэтому военная прокуратура - войсковая часть 63549 находится в командном пункте, а одна из прокуратур в ЗАТО Комаровский Ясненского района курирует дивизионные подразделения. По данным Главной военной прокуратуры, военная прокуратура Западного военного округа имеет 27 военных прокуратур и 16 прокурорских участков на установленной территории округа.
С момента создания органов советской прокуратуры и до настоящего времени в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действовали иные органы прокуратуры, ее полномочия осуществляли военные прокуроры.
В ст.11 Положения о военной прокуратуре 1981 года также указаны такие исключительные полномочия военной прокуратуры в местностях, где не действуют другие прокуратуры. Современная редакция аннотированного положения распространяет его действие не только на территории, где другие органы прокуратуры РФ не действуют в силу исключительных обстоятельств, но и на территории за пределами России, где в соответствии с международными договорами находятся Вооруженные Силы РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 10.07.2023)"О военных судах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3170
3. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 24.07.2023) "О прокуратуре РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47. - Ст.4472.
4. Федеральный закон от 04.06.2014 № 145-ФЗ (ред. от 16.12.2019)"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 09.06.2014, № 23, ст. 2930.
5. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014)"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 11.06.2007, № 24, ст. 2830
6. Указ Президента РФ от 07.11.2022 № 802 "О штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 14.11.2022, № 46, ст. 7974
7. Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 № 276 (ред. от 14.08.2023) "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации" // Законность", № 8, 2016.
8. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 11.09.2023) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" // СПС Консультант плюс
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П // Собрание законодательства РФ, 02.03.2015, № 9, ст. 1389
II. Основная и специальная литература
10. Винокуров А.Ю. К вопросу о содержании прокурорской деятельности // Вестн. Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2020. № 3. С. 34 - 40.
11. Галинов, Г. Ю. Значение военной и специализированной прокуратуры / Г. Ю. Галинов, А. Ю. Максимов // Аллея науки. – 2018. – Т. 2, № 5(21). – С. 798-801.
12. Паршаков, А. С. Противодействие преступности среди военнослужащих: история, современность, перспективы развития / А. С. Паршаков // Военная мысль. – 2018. – № 9. – С. 85-94.
13. Петренко, Ю. А. Особенности взаимодействия органов военной прокуратуры с воинскими частями / Ю. А. Петренко, С. Н. Смеянов // Символ науки: международный научный журнал. – 2019. – № 4. – С. 100-102.
14. Савельев, И. В. Военная прокуратура как субъект обеспечения национальной безопасности / И. В. Савельев // Синергия Наук. – 2017. – № 15. – С. 526-535.
15. Филиппова, Н. В. Деятельность органов военной прокуратуры как важный фактор обеспечения прав и свобод военнослужащих / Н. В. Филиппова, Е. П. Пашкова, А. Е. Самарцева // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 27(39). – С. 73-75.
16. Харитонов, С. С. О кадровой политике и морально-нравственных характеристиках военных прокуроров в контексте обеспечения законности принимаемых решений при осуществлении надзора и выполнении иных функций / С. С. Харитонов // Военное право. – 2018. – № 6(52). – С. 209-213.