Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Специальная военная операция России на Украине началась в феврале 2022 г. Хотя хорошо известное "отделение" Азии произошло в результате европейского конфликта, оно повлияло на отношения России с Северной Кореей и Республикой Корея. В то время как Северная Корея публично поддерживала Москву, Сеул присоединился к западным странам в осуждении действий России. Однако, оценивая истинные перспективы развития отношений с соседями Южной Кореи, нетрудно заметить множество нюансов.
Несмотря на высокий уровень политического понимания отношений России с Северной Кореей, реальное сотрудничество между Москвой и Пхеньяном испытывает трудности. Это происходит, во-первых, из-за санкций, введенных Советом Безопасности ООН в отношении Северной Кореи, а во-вторых, из-за в целом постоянных строгих ограничений, введенных северокорейскими властями в рамках борьбы с коронавирусом. Республика Корея ввела санкции в отношении России, и в ответ она была включена в список недружественных стран. Однако Сеул не настроен окончательно разрушать отношения с Москвой и надеется сохранить свои активы, российские рынки и поставки. Поэтому южнокорейские власти и компании начали сложную игру, пытаясь сбалансировать все более настойчивые требования "старших союзников" и свои интересы.
Россия должна выстраивать отношения с северокорейским государством, исходя из собственных интересов и понимания объективных факторов, определяющих ограничения на взаимодействие. Важно обращать внимание и использовать регулярно открывающиеся возможности для сотрудничества с нашими соседями и защиты отношений в кризисных ситуациях, потому что в новой реальности необходимо использовать все средства и активы для защиты интересов России.
Объектом исследования является внешняя политика Российской Федерации и стран Корейского полуострова.
Предметом исследования является развитие двусторонних дипломатических отношений между Российской Федерацией и стран Корейского полуострова.
Целью курсовой работы является Российская Федерация и страны Корейского полуострова: политические отношения на современном этапе.
Задачи предоставленной работы имеют все шансы быть сформулированы последующим образом:
охарактеризовать процесс формирования отношения России с государствами Корейского полуострова;
рассмотреть политические отношения Россия и КНДР;
изучить политические отношения России и Республики Корея;
рассмотреть стратегическое видение Российской Федерацией и Республикой Корея совместных двусторонних отношений;
охарактеризовать анализ отношения Южной Кореи к России в 2023 году;
определить различия в видении Российской Федерацией и Республикой Корея перспективности урегулирования межкорейского конфликта.
В ходе данного исследования были изучены исследования авторов по данной проблеме: Б.А. Аникин, Н.В. Бекетов, Д.В. Боровинский, С.Н. Виноградова, М.Т. Гуляева, Т.Н. Жукова, С.А. Каплина и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Отношения России с государствами Корейского полуострова в новой реальности
1.1 Процесс формирования отношения России с государствами Корейского полуострова
До 1990 года Республика Корея и Советский Союз не имели официальных дипломатических отношений. Советский Союз не признавал Республику Корея и считал, что Северная Корея является единственной законной страной на Корейском полуострове.
В результате установления официальных дипломатических отношений с Республикой Корея Советский Союз частично достиг своих целей и задач. Успешно достигнута цель укрепления авторитета мира и Советского Союза - Михаил Горбачев завоевал репутацию демократического политика, журнал TIME (Time magazine) дважды избирался "Человеком года" в 1987 и 1989 годах, а во второй раз 15 октября 1990 года Михаил Горбачев стал лауреат Нобелевской премии мира. Был достигнут успех в реализации экономических выгод - Республика Корея предоставила Советскому Союзу национальный заем в размере 3 миллиардов долларов США. Но Советский Союз не успел в полной мере воспользоваться кредитом, поскольку была получена только половина платежа, и вопрос о погашении кредита оказал негативное влияние на будущие отношения между Россией и Республикой Корея .
Подводя итог нормализации отношений между Республикой Корея и Советским Союзом, исходя из вышеизложенной ситуации, можно сказать, что Советскому Союзу удалось достичь основных политических и экономических задач, но не успели ими воспользоваться, поскольку Советский Союз прекратил свое существование через полтора года после установления официальных дипломатических отношений 25 декабря 1991 года.
Одной из причин ограниченного прогресса кооперативной экономики можно назвать нестабильную ситуацию в России после распада Советского Союза, которая препятствовала развитию легального и честного бизнеса. Коррупция и бюрократия также являются препятствиями для развития бизнеса. Экономический кризис 1997-1998 годов сыграл важную роль в осложнении экономического сотрудничества. Создание Свободной экономической зоны "Находка" так и не было реализовано. Двусторонний товарооборот сократился с 33,6 миллиарда долларов США в 1996 году до 2,1 миллиарда долларов США в 1998 году. Не менее важной проблемой в экономических отношениях являются политические разногласия, возникшие в середине 1990-х гг. Следует отметить, что Республика Корея надеется оказать политическое влияние на Северную Корею после решения любых экономических или политических вопросов с Россией.
Рост объема товарооборота между двумя странами начался в 2000 году и достиг 33,29 миллиарда долларов США. Структура товарооборота не изменилась: российский экспорт - это в основном сырье и полуфабрикаты, в то время как Южная Корея экспортирует потребительские товары и промышленную продукцию.
Следующий саммит глав государств России и Республики Корея состоялся в мае 1999 года. Россию представляет президент Борис Ельцин, а Республику Корея - президент Ким Дэджун. В заявлении, опубликованном по итогам встречи, говорилось: "Обе стороны согласились с тем, что укрепление конструктивного и взаимодополняющего партнерства является руководящей концепцией для двух стран в осуществлении плодотворного сотрудничества на пороге XXI века". По сообщениям южнокорейских СМИ, итогом для Республики Корея стало то, что Ким Дэджун заручился обязательством Б.Н. Ельцина поддержать его политику по отношению к КНДР, и играть конструктивную роль в её осуществлении. По мнению российской стороны, Республика Корея должна признать особую роль России в ситуации на Корейском полуострове и признать подход России к решению вопросов безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Были подписаны соглашения о взаимной правовой помощи в борьбе с преступностью и сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, а также меморандум о взаимопонимании в области промышленного сотрудничества. Двусторонний диалог между Россией и Республикой Корея продолжает развиваться.
Подводя итоги российско-южнокорейских отношений в 2000 году, можно с достаточной уверенностью сказать, что сотрудничество между Россией и Республикой Корея с середины 1990-х годов пошло на спад. После отказа пригласить Россию на четырехсторонние переговоры по северокорейскому вопросу в 1996 году, низкого объема торговли и инвестиций, с середины 1990-х годов Российская Федерация начала проводить более прагматичную политику в отношении Северной Кореи и Республики Корея, избегая принимать чью-либо сторону и занимая нейтральную позицию. Россия укрепила свои отношения с Северной Кореей и поддерживает дружественные отношения с Республикой Корея. В Сеуле эту "равноудаленную" ситуацию считают политическим провалом.
Ни Российская Федерация, ни Республика Корея не решили своих политических целей и задач в 1990-е годы. Главным результатом этого периода стало создание правовой базы для ряда соглашений и международных договоров. Эти соглашения и международные договоры помогли в начале 21 века Республике Корея и России начать оценивать друг к другу относятся более рационально, что, несомненно, способствует двусторонним отношениям.
Как в России, так и в Южной Корее бытует мнение, что наша страна, как европейская страна, в целом "оторвана" от азиатских дел, особенно от Южной Кореи. Это пагубное недоразумение, которое мешает России реализовать свои интересы в областях, где Россия ни в коем случае не является чужой. Мы граничим с Северной Кореей и поддерживаем отношения с Северной Кореей со второй половины девятнадцатого века. То, что происходит на полуострове, напрямую связано с нашим благополучием.
Сегодня Россия прилагает все усилия для поддержания стабильности в районе вблизи своей восточной границы. Важным фактором здесь является поддержание режима ядерного нераспространения и предотвращение милитаризации всего полуострова. Без мирного общения между Севером и Югом стабильность и безопасность не могут быть достигнуты. Кроме того, Москве также необходимо развивать взаимовыгодное сотрудничество с соседями Южной Кореи на двусторонней и многосторонней основе. Мы не должны забывать, что недавний "азиатский поворот" не определил эти внешнеполитические цели, а лишь напомнил им об их важности.
Специальная военная операция России на Украине началась в феврале 2022 г. Хотя Азия далека от европейских конфликтов и известных "отрядов", она повлияла на отношения Москвы с Пхеньяном и Сеулом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газ. - 1993. - 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №14. - Ст.1245.
3. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41451
4. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 №229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. – Режим доступа: https://clck.ru/34XQEm
5. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»// Министерство иностранных дел Российской Федерации: офиц. сайт. – Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/?TSPD_ 101_R0=08765fb817ab200093c7039cd1699a05cd012353a1d7bd3372397ebe5c9b0fa2c3cf05b65fd32b3f08345a378e1430009b32ff6b14f5f5f8f6a84701b93aefb751b21a070512a97f3c1776a44d1704e48ef24df86c67503c1cd95bb3156a384d
6. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640. // Президент Российской Федерации: офиц. сайт. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41451
7. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/e8730c96430f0f246299a0cb7e5b27193f98fdaa/
8. Асмолов, К.В. Отношения России с КНДР в XXI веке: итоги двадцатилетия / Асмолов, К.В., Захарова Л.В. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20. № 3. – С. 585–604.
9. Булычёв, Г. Россия и Южная Корея: отношения на паузе / Г. Булычев // РСМД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-yuzhnaya-koreya-otnosheniya-na-pauze/
10. Годы взаимных культурных обменов между Кореей и Россией. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/347/78040/
11. Губин, А. В. Корейский полуостров: диалог без предварительных условий / А.В. Губин // Российский институт стратегических исследований. 2017, 5 июля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://riss.ru/analitycs/42051/
12. Иванова, А. Д. Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе / А. Д. Иванова. // Молодой ученый. – 2020. – № 14 (304). – С. 214-217.
13. Интервью РИА Новости посла Российской Федерации в Южной Корее [Электронный ресурс] // РИА Новости. – Режим доступа: https://ria.ru/20230210/koreya-1851060227.html
14. Кукуева, И. М. Стратегическое видение Российской Федерацией и Республикой Корея совместных двусторонних отношений / И.М. Кукуева // Актуальные исследования. 2023. №21 (151). Ч.II. С. 55-58. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://apni.ru/article/6328-strategicheskoe-videnie-rossijskoj-federatsie
15. Кукуева, И. М. Различия в видении Российской Федерацией и Республикой Корея перспективности урегулирования межкорейского конфликта / И. М. Кукуева. // Молодой ученый. – 2023. – № 21 (468). – С. 390-393.
16. Куреневский А. С. Российская Федерация в международных экономических отношениях / А. С. Куреневский, А. С. Суворкин, Ж. А. Суворкина. // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). – Казань : Молодой ученый, 2020. – С. 25-27.
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
18. Официальный сайт Корейского фонда международного культурного обмена: [сайт]. – Режим доступа: http://korrusculture.com/site/rus/board/rus_culturalyear_program?sort Order=BA_REGDATE&sortDirection=DESC&baCategory2=&baStartYear=2020
19. Паромы из Приморья в Южную Корею будут ходить в два раза чаще [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Приморского края. – Режим доступа: https://primorsky.ru/news/275169/
20. Приветственное слово Посла Республики Корея Чанг Хо Джина [Электронный ресурс] // Официальный сайт Посольства Республики Корея в Российской Федерации. – Режим доступа: https://overseas.mofa.go.kr/ru-ru/wpge/m_7322/contents.do
21. Россия и мир: 2020. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: Дынкин А. А., Барановский В. Г.; отв. ред.: Мачавариани Г. И., Кобринская И. Я.. – М.: ИМЭМО РАН, 2019. – 172 с.
22. Са, Вунгдже. Соглашение о безвизовом режиме между Российской Федерацией и Республикой Корея: проблемы и перспективы в развитии двусторонних отношений / Вунгдже Са. // Молодой ученый. – 2022. – № 2 (397). – С. 356-359.
23. Симонов, А. В. Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений / А. В. Симонов. // Молодой ученый. – 2020. – № 26 (316). – С. 219-221.
24. Статьи соглашения Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ ft/aa/rus/index.pdf.
25. Хонг Вансок. Трехстороннее сотрудничество РФ, РК И КНДР сквозь призму политики и экономики. Взгляд из Республики Корея / Хонг Вансок. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2020. Т. 13. Вып. 2. – С. 225–237.
26. Defense White Paper 2020 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства обороны Республики Корея. – Режим доступа: https://www.mnd.go.kr/user/mndEN/upload/pblictn/PBLICTNEBOOK_202301171100181360.pdf
27. Diplomatic White Paper 2021 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранный дел Республики Корея. – Режим доступа: https://www.mofa.go.kr/upload/ebook/2021_whitepaper_ en/ecatalog5.html