Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С ростом популярности социальных сетей (таких как ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Google+ и других) возрос и интерес маркетологов к этим площадкам как к новому источнику целевой аудитории для продвижения брендов и компаний. Очень быстро маркетинг в социальных сетях – Social Media Marketing (SMM) – стал одним из элементов комплекса интернет-маркетинга.
Он используется для привлечения на сайт компании посетителей (а значит и возможных новых клиентов) из среды социальных сетей. Но позиционирование на этих площадках и методы продвижения в них имеют ряд особенностей.
Хотя этот рынок уже развивается более 8 лет, все же он по-прежнему остается недостаточно изученным. Иногда появляются новые инструменты, которые способны поменять процесс продвижения в соцсетях. Поэтому в последнее время стали развиваться маркетинговые исследования в социальных сетях.
1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
1.1. Теория маркетинговых исследований в социальных сетях
Существует несколько классификаций исследований, но основной является та, которая выделяет:
- Фундаментальные исследования. Чаще всего такие исследования проводят в высших учебных заведениях. Они направлены не на расширение имеющихся знаний, а на их доказательство .
- Прикладные. Такие исследования, как ясно из названия, направлены на поиск решения конкретной задачи. Задача может заключаться как в планировании какого-либо действия, так и в объяснении неудачи.
Решаемые задачи:
Поскольку, независимо от вида проводимых маркетинговых исследований, все они направлены на решение актуальных задач, нужно понимать, какие задачи можно решить, и получит ли организация от этого отдачу. Исследования решают задачи :
- Изучение рынка в целом и его конкретных сегментов;
- Анализ места и положения конкурентов в рамках рынка;
- Краткосрочное и долгосрочное планирование;
- Изучение тенденций в выбранной сфере;
- Анализ товарооборота и реакции на новинки клиентов и покупателей;
- Формирование новых стратегий по развитию бизнеса
Задачи многообразны и масштабны, требуют для работы большого количества специфических знаний. Не каждая организация может позволить себе наличие такого специалиста в своем штате, именно поэтому востребованными на рынке труда являются услуги сторонних фирм, проводящих маркетинговые исследования.
Маркетинговые исследования в социальных сетях:
- При этом все большую популярность набирают SMM-исследования. Поскольку рынок активно уходит не только в сеть интернет в принципе, но и в социальные сети в частности, появляется спрос на специалистов в данной узкой области.
- Более того, по результатам социальных опросов, именно маркетинговые исследования с помощью социальных сетей набрали наибольшую популярность в последние годы.
1.2. Социальные сети и новые возможности маркетинговых исследований
Нельзя сказать, что продвижение в интернете будет одинаково эффективно для различных игроков бизнеса и что можно использовать любые инструменты. Именно поэтому необходим выбор правильной стратегии SMM-компании и оценка ее возможностей и результатов . Стоит выделить отдельные категории, где будет эффективным применение продвижения в соцсетях:
- крупный бизнес;
- средний и малый бизнес;
- интернет-сектор;
- сектор В2В.
А вот в некоторых случаях, например, узкоспециализированный В2В, бизнес со спонтанными транзакциями (таких как служба такси) или некачественные предложения – для них SMM-компании будут неэффективны.
Привлечение посетителей или внимания к бренду/товару через социальные платформы важно не только для продвижения компаний, но с успехом используется и для решения других бизнес-задач:
- продажи (повторные продажи и продажи по рекомендации);
- брендинг, работа над имиджем бренда;
- улучшение качества и количества трафика на внешний сайт;
- нейтрализация негатива (репутационный маркетинг) .
Маркетинг в социальных сетях до 2012 года не однократно менял курсы развития, но сейчас можно считать этот рынок уже устоявшимся, со сложившимися принципами продвижения. С самого начала существования сетей в России можно выделить такие основные тренды.
2. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
2.1. Методы проведения маркетинговых исследований
Методы проведения маркетинговых исследований — какие есть варианты и в чем их суть? Для применения тех или иных методов проведения маркетинговых исследований, важно собрать информацию о рынке. Она бывает первичной и вторичной. Первичные данные – это те, которые собраны исключительно под цель проводимого исследования. Вторичные данные собираются из различных источников. Такая информация не связана с целью вашего исследования, но она помогает увидеть более полную картину.
Все они основываются на первичной информации и помогают найти ответ на главный вопрос, ради которого и затевалось исследование рынка. Такая информация собирается непосредственно из первоисточника. Для этого применяются :
- Качественные методы;
- Количественные методы.
- Качественные методы.
Позволяют ответить на вопросы «почему» и «как». С помощью этих методов появляются основания для формулировки гипотез, генерации идей, формирования выводов. Они дают весьма субъективную информацию, часто не структурированы, их нельзя выразить в цифрах.
То есть в общих чертах это сбор мнений, взглядов выбранной по особым критериям группы лиц. Эта информация позволяет судить о рынке в целом, сделать выводы о ходе мыслей потребителей.
Такие данные нужны при создании новых продуктов, перед запуском рекламных кампаний и решении прочих подобных задач. И эти данные позволяют получать методы проведения маркетинговых исследований.
Основные методы таких исследований:
- Анализ фокус-группы;
- Глубинное интервью;
- Наблюдения.
Анализ фокус-группы – это проведение группового интервью. Для этого подбирается небольшая группа представителей изучаемой части целевой аудитории. Зачастую это 6-12 человек. Далее разрабатывается небольшой сценарий, задача которого запустить обсуждение среди участников группы. Чтобы получить максимально полную картину, в рамках одного исследования проводят 3-4 фокус-группы .
То есть участники исследования практически не скованны рамками вопросов. Они могут свободно обсуждать заданную тему, делиться чувствами и эмоциями. Такие дискуссии дают возможность понять восприятие и предпочтения клиента, разобраться с его стимулами и глубинными установками.
2.2. Маркетинговые исследования, подходящие для Р2Р
Интернет-маркетинг ассоциируется с несколькими бизнес-моделями. Основные модели: бизнес-бизнес (B2B) и бизнес-потребитель (B2C). B2B состоит из компаний, которые делают бизнес между собой, в то время как B2C подразумевает прямые продажи конечному потребителю. Первой появилась модель B2C. B2B схема оказалась более сложной и начала действовать позже. Третья, более редкая модель это — «пользователь-пользователь» (P2P), где обычные пользователи интернета меняются между собой и продают товары друг другу. Как пример можно привести международный аукцион eBay или систему обмена файлами Kazaa, Torrent (Однора́нговая, децентрализо́ванная или пи́ринговая (от англ. peer-to-peer, P2P — равный к равному) сеть — это оверлейная компьютерная сеть, основанная на равноправии участников. В такой сети отсутствуют выделенные серверы, а каждый узел (peer) является как клиентом, так и сервером).
В процессе сбора и обработки информации могут использоваться методики контекстного анализа, группировки на основе экономико-статистических методов, в частности построение частотного и перекрестного распределений, применялись элементы факторного анализа. А также общие методы сравнительного и экспертного анализа.
Причем если в традиционном маркетинге для мониторинга необходимы трудоемкие исследования, опросы, работа с фокус-группами, то мониторинг социальных сетей менее трудозатратен и практически полностью автоматизирован. Мониторинг помогает эффективно решить ряд маркетинговых задач:
- своевременное обнаружение негатива;
- анализ деятельности конкурентов;
- оценка эффективности продвижения;
- получение обратной связи, поиск тематических дискуссий.
Для качественного мониторинга необходимо сформировать семантическое ядро (определить запросы, по которым будет вестись мониторинг). Количество запросов может сильно варьировать в зависимости от сферы бизнеса, продуктовой линейки и общей насыщенности информационного поля. Как правило, средний размер семантического ядра составляет 20–50 единиц.
Наиболее ценными источниками информации для исследования являются:
- данные веб-аналитики (посещаемость, активность пользователей, выполнение целевых действий);
- анализ действий пользователей в социальных сетях (отметки «Мне нравится», комментарии, добавленные материалы);
- внутренняя статистика сообществ и блогов в социальных сетях (посещаемость, количество просматриваемых страниц, портрет аудитории);
- данные мониторинга социальных сетей и блогов (количество упоминаний, их тональность, резонанс);
- открытые показатели статистики на сторонних площадках (количество просмотров на видеоагрегаторах, количество посещений темы на форумах);
- классические социологические инструменты, адаптированные под социальные сети (опросы, работа с фокус-группами);
- специальные маркетинговые мероприятия (промокоды, выделенные телефонные номера) .
3. ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ КЛИЕНТОВ К P2P СЕРВИСАМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
3.1. Проведение исследования опроса на примере компании BlaBlaCar
Мы провели онлайн-опрос среди пользователей с целью выяснить, удалось ли им сэкономить с BlaBlaCar на поездках за последний год. Более 80% респондентов ответили утвердительно – чаще всего они называли сумму в диапазоне 2-7 тысяч рублей. В целом пассажиры сэкономили больше, чем водители. При этом 74% респондентов заявили, что в следующие 12 месяцев будут совершать поездки с попутчиками чаще, чем раньше.
Важно отметить, что методика опроса (подробности ниже) предполагала опрос, в том числе тех пользователей, которые зарегистрировались на сервисе BlaBlaCar, но еще не успели совершить поездок (в том числе сэкономить). В ином случае результаты были бы более убедительными в пользу райдшеринга.
Проводить опросы в социальных сетях вас, бизнесмены и бизнеследи, заставляет не праздное любопытство. Как и вся остальная коммуникация, которую вы ведете в Твитере, Вконтакте или на Фейсбуке, опросы служат инструментом решения маркетинговых и PR задач.
3.2. Анализ результатов и формулировка выводов
Абсолютное большинство принявших участие в опросе людей считают, что BlaBlaCar позволяет экономить на поездках (91%). 5% затруднились с ответом и лишь 4% ответивших считают, что сэкономить с BlaBlaCar не получится.
При этом 50% респондентов ответили утвердительно на вопрос является ли экономия для них мотивацией к поездке, а 30% сказали, что это зависит от поездки. И лишь 17% опрошенных отметили, что экономия – не главное.
Вывод: Пользователи BlaBlaCar прекрасно знают о том, что сервис помогает экономить при совершении междугородних поездок. Но главное, что половина из опрошенных действительно пользуется сервисом ради экономии. Есть вероятность, что экономический кризис привлечет на сервис больше людей, оказавшихся в стесненных финансовых обстоятельствах.
Сколько можно сэкономить за год
Пассажиры. 79% принявших участие в опросе пассажиров утверждают, что за прошедший год благодаря поездкам на BlaBlaCar им удалось сэкономить. 38% из них сэкономили от 2 до 7 тысяч рублей. 31% – более 8 тысяч. 11% – около 1 тысячи.
Водители. 78% водителей также сэкономили на поездках с попутчиками. 58% из них сэкономили до 3 тысяч рублей. 12% – около 4-7 тысяч рублей, 8% – больше 8 тысяч рублей.
Водители/пассажиры. Среди респондентов, указавших, что они пользуются BlaBlaCar как водители и как пассажиры, за прошедший год сэкономить удалось 74%. Из них 39% сэкономили от 2 до 7 тысяч. 19% – больше 8 тысяч. 17% – около 1 тысячи рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие компании, стоящие перед выбором в принятии каких-либо маркетинговых решений, так или иначе, задаются этим вопросом. Итак, исходя их основных направлений, маркетинговые исследования помогают решить немало задач на предприятии, таких как:
- Выяснение потребностей потребителей продукта;
Опросы, интервью, наблюдения, анкетирования – всё это методы маркетинговых исследований, которые помогают узнать собственного потребителя, выяснить, кто он, и какие требования предъявляет к тому, что покупает. Социологические исследования – это один из наимощнейших инструментов в маркетинге.
- Оценка перспектив продукта на рынке;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. Учебник. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 576 с.
2. Галицкий Е.Б. Маркетинговые исследования: учебник для магистров. / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 540 с.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. — 537 с.
4. Кондратенко Н.М. (ред.) Маркетинг. Учебник — М. , 2011. —540 с.
5. Кметь Е.Б. Маркетинговые коммуникации: теория, практика, управление. Учебник для магистрантов. — Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2016. — 170 с.
6. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. Учебник. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.
7. Лукичева Т.А., Молчанов Н.Н. Маркетинг. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. — 370 с.
8. Морозов Ю.В., Гришина В.Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник. — Москва: Дашков и К°, 2012. — 448 с.
9. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 512 с.
10. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 376 с
11. Чернопятов А.М. Маркетинг. Учебник. — М. : Палеотип, 2015. — 346 с.
12. Черчилль Г., Браун Т. Маркетинговые исследования. 5-е изд. — Пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева. — СПб.: Питер, 2007. — 704 с.
13. «Маркетинг в социальных сетях». - https://biz360.ru/materials/380/
14. Маркетинг социальных сетей. - http://memosales.ru/internet-marketing/v-gushhe-socialnyx-setej
15. Маркетинговые исследования, что это? Просто о сложном! - https://sadovnikov.biz/marketingovye-issledovaniya-chto-eto-prosto-o-slozhnom/