Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения современной детской литературы на внеклассных уроках 6
1.1 Понятие о детской литературы, виды 6
1.2 Особенности изучения детской литературы на уроках внеклассного чтения 12
Глава 2. Методические аспекты изучения современной детской литературы на уроках внеклассного чтения (на материале произведения Е.В. Липатовой «Миллион за теорему» 16
2.1 Общее представление и анализ произведения Е.В. Липатовой «Миллион за теорему» 16
2.2 План-конспект урока внеклассного чтения произведения Е.В. Липатовой «Миллион за теорему» 17
Заключение 25
Список литературы 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Литература является одним из важных средств развития личности. Она расширяет границы жизненного опыта: помогает ученику узнать и испытать то, чего он никогда не испытывал в реальной жизни.
В школе основной целью литературного чтения является всестороннее развитие личности ребенка - чтение произведений и их простой анализ раскрывают красочный мир отечественной и зарубежной литературы как искусства своеобразной артикуляции посредством литературного слова и тем самым обогащает личностный опыт ребенка.
Особенно важно это в литературном воспитании школьников, на основе которого формируются нравственные и духовные установки и ценности формирующегося человека, развитие его личности и художественных вкусов, понимание законов; словесное искусство. Для решения этих задач учителям необходимо хорошо владеть литературным материалом, понимать основные проблемы истории детской литературы и обладать серьезными литературными навыками.
В ходе чтения художественных произведений у ребенка накапливаются различные познавательные переживания. Он могут испытывать самые разные эмоции — от радости до печали и даже страха — и эмоции, связанные с восприятием произведений разных авторов, жанров, исторических периодов и стилей. У каждого ребенка свои предпочтения к выбору того или иного произведения.
Литературный мир богат разнообразными произведениями. Но сейчас многие дети не заинтересованы к чтению классической литературы, а все больше приобщаются к современным жанрам и произведениям.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется противоречием между:
- на социальной стороне – между необходимостью развития читательской грамотности у школьников и низкими читательскими потребностями последних;
- на педагогической стороне – между большим многообразием детской литературы, в том числе современной, и сложностью выбора произведения, которое могло бы заинтересовать школьников.
- на методической стороне - между малым урочным временем для чтения современной литературы и возможностями уроков внеклассного чтения в изучении детской литературы в школе.
Цель исследования – проанализировать особенности изучения современной детской литературы на уроках внеклассного чтения (на материале произведения Е.В. Липатовой «Миллион за теорему»).
Объект исследования – современная детская литература.
Предмет исследования - особенности изучения современной детской литературы на уроках внеклассного чтения (на материале произведения Е.В. Липатовой «Миллион за теорему»).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности и классификации детской литературы;
2. Описать особенности изучения детской литературы на уроках внеклассного чтения;
3. Описать особенности жанра и содержания произведения Е.В. Липатовой «Миллион за теорему»;
4. Разработать конспект внеурочного занятия по литературному чтению на материале произведения Е.В. Липатовой «Миллион за теорему».
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, разработка конспекта урока.
Практическая значимость результатов настоящего исследования определяется тем, что разработанный конспект внеурочного занятия по литературному чтению на материале произведения Е.В. Липатовой «Миллион за теорему» может быть использован учителями литературы в их работе.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения современной детской литературы на внеклассных уроках
1.1 Понятие о детской литературы, виды
Детская литература – это часть общей литературы, которая имеет все ее особенности, при этом ориентирована на интересы детского читателя, а потому характеризуется художественной особенностью, соответствующей психологии детей.
Детская литература, как часть общей литературы, представляет собой искусство слова. А.М. Горький называл детскую литературу «суверенной» областью всей нашей литературы. И хотя принципы, цели и художественный метод литературы для взрослых и детской литературы одинаковы, последняя характеризуется своей особенностью, которую в целом можно назвать характеристикой детской литературы. Ее характеристики определяются образовательными задачами и возрастом учащихся. Его главная отличительная черта – органичное сочетание искусства с педагогическими требованиями. Педагогические требования, в частности, с учетом интересов детей, познавательных способностей и возрастных особенностей. Основатели теории детской литературы — видные писатели, критики и педагоги — когда-то говорили об особенностях искусства слова детской литературы. Они поняли, что детская литература – это не дидактическое пособие, а настоящее искусство [16].
В соответствии с. И.Н. Арзаманцевой, детская художественная литература еще так же молода, как дошкольная педагогика. Объективным критерием детской литературы является категория детского читателя. Таким образом, детская литература является одним из социокультурных явлений, сопровождающих развитие детской субкультуры в обществе [1].
Современное понятие детской литературы – все произведения, которые читают дети. Такое определение дают методисты, занимающиеся вопросами изучения детской литературы. В рамках научной же классификации различают три вида произведений детской литературы (Рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. И средн. пед. учеб. заведений / И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева.- М.: Академия, 2001.-472 с.
2. Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся : основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 415 с.
3. Беленькая, Л. И. Дети - читатели художественной литературы. Типологические особенности чтения на разных этапах детства / Л.И. Беленькая // Школьная библиотека. - 2011. - № 4. -С.32-42.
4. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В.В.Гербова. – М.: Мозайка-Синтез, 2005. – 72 с.
5. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
6. Задкова, С.А. Современная литература в школьной программе / С.А. Задкова, И.Е. Валиулина // Вестник научных конференций. - 2016. - №3. - С. 50.
7. Липатова, Е.В. Миллион за теорему / Е.В. Липатова. – М.: Литагент Детская литература, 2020.
8. Коровина, В. Я Литература 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 классы (профильный уровень) // Программы общеобразовательных учреждений . Москва: Просвещение, 2007.
9. Концевая, Л.А. Как учить работать с книгой / Л.А. Концевая. – М.: «Мой учебник», 2007. - 432 с.
10. Коханова, В.А. Технологии и методики обучения литературе: учебное пособие / В.А. Коханова, М.П. Жигалова, Е.Ю. Колышева и др. // Под ред. В.А. Кохановой. М. : Наука, 2011. - 248 с.
11. Кузьминых, Е.О. Динамика читательских интересов современных школьников / Е.Ю. Кузьминых // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. - 2018. - №2 - (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamikachitatelskih-interesov-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения: 20.11.2023).
12. Кузьма, О.И. Проблемы современной детской литературы / О.И. Кузьма // Актуальные проблемы преподавания языков и математики в дошкольных учреждениях и начальной школе. – 2012.
13. Ланин, Б.А. Современная литература в школе 21 века / Б.А. Ланин // Проблемы современного образования. - 2010. - №5. - С. 56.
14. Неводова, Д. П. Проблемы изучения произведений детской литературы в начальной школе / Д. П. Неводова, Л. В. Филиппова // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23189/ (дата обращения: 21.11.2023).
15. Ниталимова, Л.В. Воспитание читательских качеств у детей младшего школьного возраста / Л.В, Ниталимова, С.Н. Семенова М. : Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
16. Оморокова, М.И. Формирование умения чтения в начальной школе. Методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. - М. : АРКТИ, 1999. - 160с.
17. Программа по литературе под ред. А. Г. Кутузова для средних общеобразовательных школ и гуманитарных классов, 1995.
18. Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением / Н.Н. Светловская. - М. : Аркти, 2007. - 54 с
19. Шамро, Ю. Какие произведения современных авторов могут войти в школьную программу? / Ю. Шамро // Областная газета. - 2018. – С. 206.