Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стремительное развитие рыночных отношений в современном обществе спровоцировало появление целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. В первую очередь, к ним относятся ценные бумаги, которые приобретают массовый и стандартизированный характер и обуславливают определенные финансовые права и обязанности.
Ценные бумаги являются особым товаром, которые должны иметь свой рынок со специальной организацией и правилами работы. Однако следует отметить, что товары, обращающиеся на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, по причине того, что ценные бумаги - это лишь титул собственности. Другими словами, они представляют собой документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Отделение рынка ценных бумаг от всех других определяется непосредственно этим их качеством, а рынок, в свою очередь, характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг между владельцами.
В свою очередь, особенность оценки ценных бумаг заключается в том, что она представляет собой специальную форму существования капитала и одновременно является товаром, обращающемся на фондовом рынке.
Появление и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, иначе говоря, рынка характеризующего куплю-продажу материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит так называемое раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.
Следовательно, в данных условиях, особенно актуальным становится формирование понимания о методах оценки стоимости ценных бумаг, именно поэтому данная тема рассматривается в рамках курсовой работы.
Цель курсовой работы заключается в определение методов оценки стоимости ценных бумаг и их сопоставлении.
Для реализации цели были выдвинуты следующие задачи:
• изучение литературы в рамках выбранной темы;
• определение наиболее востребованных методов оценки стоимости ценных бумаг;
• оценка стоимости ценных бумаг на примере облигаций.
Объектом исследования является ценная бумага как товар фондового рынка.
Предметом исследования являются методы оценки стоимости ценных бумаг.
В качестве источников информации использовались: Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы и труды таких авторов, как: Косорукова И.В., Семенкова Е.В.
Курсовая работа состоит из введения, трех пунктов, заключения и списка литературы. В первом пункте описываются основные виды ценных бумаг и виды их стоимости. Во втором пункте рассматриваются различные методы оценки, и делается их сравнительный анализ. В третьем пункте приведен пример расчета оценки стоимости облигаций.
1 Теоретические основы оценки стоимости ценных бумаг
1.1 Классификация ценных бумаг
Ценная бумага является финансовым документом, которая дает право в будущем получать доход человеку, владеющему ей. Существует множество разных видов ценных бумаг, но следует выделять два больших класса: основные и производные.
Основные ценные бумаги отличаются тем, что в их основе лежат имущественные права на тот или иной актив (товар, деньги, капитал, имущество и т.д.). Они включают в себя две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги. К первичным относятся: акции, облигации, векселя, закладные и т.п. А вторичные выпускаются на основе первичных ценных бумаг (варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и т.д.).
Производная ценная бумага является бездокументарной формой выражения имущественного права (обязательства), которое возникает по причине изменения цены биржевого актива, лежащего в основе данной ценной бумаги. К ним относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и т.д.) и свободнообращающиеся опционы [6].
Классификация ценных бумаг основывается на их признаках:
1. Срок существования:
- срочные (срок обращения ограничен: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (5-30 и более лет);
- бессрочные (нет определенного срока обращения).
2. Тип использования:
- инвестиционные (служат объектом вложения капитала);
- неинвестиционные (необходимы для денежных расчетов и товароооборота).
3. Форма выпуска:
- эмиссионные (ценные бумаги, выпускаемые крупными партиями);
- неэмиссионные (выпуск ценных бумаг осуществляется поштучно либо небольшими партиями).
4. Форма собственности:
- государственные;
- негосударственные.
5. Наличие риска:
- рисковые;
- безрисковые.
6. Наличие дохода:
- доходные;
- бездоходные.
7. Форма предоставления капитала эмитенту:
- долевые (дают право на часть имущества предприятия при его ликвидации, подтверждают участие владельца в формировании уставного капитала, дают право на получение части прибыли и на участие в управлении предприятием);
- долговые (участвуют при формировании займа между владельцем ценной бумаги и эмитентом, последний обязуется выкупить ценную бумагу в установленный срок с учетом выплаты процентов);
- гибридные (включают свойства как долевых, так и долговых ценных бумаг).
8. Эмитент:
- государственные;
- муниципальные;
- корпоративные.
9. Форма существования:
- документарные (выпускаются на бумажном носителе)
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гражданский Кодекс РФ
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ
2. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 №135-ФЗ
3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 20.05.2015 №297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки» «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)»
4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 20.05.2018 №298 «Об утверждении федерального стандарта оценки» «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)»
5. Косорукова И.В. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса. Учебник (+CD) / И.В. Косорукова, С.А. Секачев, М.А. Шуклина. – М.: Синергия, 2015. – 904 с.
6. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами: Учебник / Е.В. Семенкова; Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. – М.: Дело, 2014. – 488 с.