Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В конце XX-начале XXI в. в русском языке заметно активизировались деривационные процессы: появилось большое число новых производных слов, словообразовательных аффиксов и аффиксоидов, возросла продуктивность ряда традиционных словообразовательных моделей и способов словообразования, появились новые словообразовательные модели и даже новые способы словообразования. Активные процессы современного словообразования до недавнего времени рассматривались лингвистами в основном на материале языка средств массовой информации - периодической печати, радио и телевидения, поскольку со времени перестройки считалось, что именно средства массовой информации, «диктующие социокультурные и языковые моды, влияют на общественную престижность как отдельных лексем, так и словообразовательных типов, являясь основными «поставщиками» неологизмов, нео-заимствований, интернационализмов и гибридных неодериватов, новых словообразовательных формантов и моделей.
Язык - как живой организм - находится в постоянном развитии, при-нимая различные формы и вариации. Будучи одним из основных способов коммуникации в обществе, язык всегда подвержен тем или иным видоизме-нениям для более удобной и эффективной коммуникации. Внутриязыковое многообразие также обусловлено тем, что само общество носителей данного языка весьма неоднородно и внутри себя разделяется на множество культур, субкультур, субгрупп и отдельных образований. В каждой из таких частей общества язык, сохраняя общую структуру, видоизменяется, подстраиваясь под культурные и психологические особенности людей.
Одним из таких подъязыков является жаргон. Появившись однажды, это явление до сих пор вызывает немалый интерес и споры среди ученых. Воз¬никая на основе литературного языка, он сам, со временем, становится ис¬точником для его пополнения. Кроме того, наряду с литературным языком, он удовлетворяет потребность в коммуникации для различных слоев общест¬ва, а значит - является неотъемлемой частью языка.
Изучение профессионального жаргона обеспечивает большее понимание речи пред¬ставителей конкретной субкультуры, а также дает представление об их картине мира и восприятии действительности.
Объектом исследования является терминология и профессиональный жаргон на примере сложных и сложносокращённых слов.
Предмет исследования - лексический состав терминов и жаргона, особенности его образования и применения.
Цель работы - проанализировать лексико-семантические характери-стики словосложения при образовании терминов и жаргонизмов-профессионализмов.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Определение понятий терминологии и профессионального жаргона, их места в системе языковых единиц.
2. Характеристика словосложение как продуктивного способа новообразований в языке
3. Анализ тенденций в использовании словосложения на примере терминологии и жаргонизмов новейшей российской Интернет-журналистики
Глава 1.Терминология и профессиональный жаргон, их место в системе языковых единиц
Представители специальных отраслей знания считают терминами все слова, связанные с специальностью, не всегда учитывая их системность и наличие достаточных оснований для терминирования тех или иных понятий.
В современном языкознании можно выделить несколько подходов к определению термина как основной единицы языка для профессиональных целей: с точки зрения критической науки - логическое определение термина. Логика рассматривает в качестве термина любое слово, любое понятие, соотнесенное с любым словом, если последнему дана строгая дефиниция. Такое понимание термина зародилось еще в древнегреческой науке во времена Платона и сохранилось до наших дней.
В философию слово terminus проникло из религии (в Древнем Риме после отождествления эллинских и римских богов даже был праздник Терминалии) и означало и земельную границу, и решение. Собственно, философское понимание слова «термин» введено Аристотелем. «Термином» (terminus), суждением у него называются подлежащее и сказуемое - логический субъект и логический предикат.
В «Философском энциклопедическом словаре» предлагается следующее определение термина: «Термин - имя с оттенком специального (научного) значения, уточняемого в контексте какой-либо теории или отрасли знания».
В «Логическом словаре - справочнике» термин трактуется как слово или словосочетание, являющееся точным названием строго определенного понятия.
В современной лингвистической литературе понятие «термин» обычно определяется по семантическим признакам, в зависимости от значения или функции соответствующих языковых единиц. К терминологической лексике принято относить слова специальные, ограниченные своим особым назначением, или с особой функцией.
В литературном языке слово «термин» общеизвестно и можно предположить, что первоначально оно было понятием лексикологии, а затем - терминологии. В словарях русского языка выделяются два значения этого слова: 1) специальное (логическое) и 2) общеупотребительное. Логическое значение нас не интересует. В общеупотребительном же значении данного слова выделяется два признака единиц, называемых словом термин: а) принадлежность к какой-либо специальной области, причем эти специальные области описаны неоднозначно: наука, техника, искусство, общественная жизнь, философия, любая профессия и прочее; б) «определённость» или «строгая определённость» понятия. Словари, однако, не уточняют, что понимается под «определенностью»: просто «чёткость» значения (понятия) или наличие строгой дефиниции
Таким образом, объект, именуемый словом «термин», в литературном языке немного уже, чем в лексико
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969. - 608 с.
2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: Пособие для педагогических институтов. Часть І. Фонетика и морфология [Текст] /А.Н. Гвоздев. - Издание второе. - М.: Учпедгиз, 1961. - 432 с.
3. Земская Е.А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А. Земская. - М.: Наука, 1992. - 221 с.
4. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е.А. Земская. - М.: Просвещение, 1973. - 304 с.
5. Кочеткова Т.И. Проблема словосложения в современной русистике [Текст] / Т.И. Кочеткова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2006. - №> 1. - С. 5-12.
6. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. В.Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. - М.: Сов. энцикл., 1990. - 682 с.
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. - 623 с.
8. Русская грамматика: в 2-х т. Т. І: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология [Текст]. - М.: Наука, 1980. - 792 с.
9. Русский язык: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / [Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.]; под ред. Л.Л. Касаткина. - 4-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 784 с.
10. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология [Текст] / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. - 2-изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
11. Современный русский язык. Ч. 2. Словообразование. Морфонология. Морфология [Текст] / Под ред. П.П. Шубы. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: ООО «Плопресс», 1998. - 544 с.
12. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» [Текст] / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2001. - 560 с.
13. Современный русский язык: учебник [Текст] /В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов; Под ред. В.А. Белошапковой. - М.: Высш. школа, 1981. - 560 с.