Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.
Теоретические основы обучения основным движениям
1.1 Значение основных движений в физическом воспитании и развитии дошкольников
Одной из важных задач воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО) является физическое воспитание дошкольников. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается значимость задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей [28, с. 11].
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, ФОП ДО образовательная область «Физическое развитие» направлена на приобретение опыта в двигательной деятельности, включающей выполнение разнообразных упражнений, направленных на развитие физических качеств, освоения основных движений [27, с. 45].
Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития основных движений. Вопросами методики физического воспитания в детском саду занимались Л.В. Былеева, А.А. Зарицкая, А.В. Кенеман, М.И. Коротков, М.П. Мухина, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова, С.О. Филиппова, Т.С. Хонина и др.
В работах Э.Я. Степаненковой, С.О. Филипповой обоснованы виды основных движений и особенности их развития у детей дошкольного возраста.
Основные движения – это движения, которые необходимы ребенку в процессе жизнедеятельности: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Формирование основных движений – одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников [5, с. 57].
Основные движения играют важную роль в физическом развитии детей, оздоровлении всех систем организма. Основные движения укрепляют мышцы, связки, суставы, оптимизируют работу дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной системы. Благодаря основным движениям развиваются двигательные умения и навыки, воспитываются физические качества: быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость.
Развитие основных движений должно производиться не только ради приобретения двигательных навыков, но и для выполнения различных действий в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты.
Задачей формирования основных движений заключается в том, что научить детей произвольно и сознательно управлять своими движениями, самостоятельно выбирать наиболее эффективные пути и способы двигательного поведения, понимать особенности различных видов основных движений, соблюдать правила их выполнения, в том числе с точки зрения безопасности [11, с. 39].
К основным движениям относятся:
1. Ходьба.
2. Бег.
3. Прыжки.
4. Метание, бросание.
5. Ползание.
6. Лазание.
Ходьба – это циклическое основное движение, способ передвижения. Для ходьбы характерно однообразное повторение одинаковых фаз движений. При этом различаются чередующиеся фазы: опора одной ногой, перенос ноги, опора двумя ногами Эти фазы движений, повторяющиеся при каждом двойном шаге, составляют цикл.
Основные виды ходьбы детей дошкольного возраста:
1. Обычная ходьба в умеренном темпе.
2. Ходьба на носках.
3. Ходьба на пятках.
4. Ходьба высоко поднимая колени.
5. Ходьба широким шагом.
6. Ходьба перекатом с пятки на носок.
7. Ходьба приставным шагом.
8. Ходьба в полуприседе и приседе.
9. Ходьба выпадами.
10. Ходьба спиной вперед.
Бег – основное движение, при котором чередуются одноопорные фазы и фазы полета общего центра тяжести. Так как при беге происходит постоянное повторение движений, бег относится к циклическим видам легкой атлетики. Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка – игре. От умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бадминтон, волейбол, баскетбол.
Основные виды бега детей дошкольного возраста:
1. Обычный бег в спокойном темпе, быстрый бег, медленный бег, бег с меняющимся темпом.
2. Бег с препятствиями.
3. Бег с включением других основных движений (ходьба, подлезание, прыжки).
4. Бег на носках.
5. Бег с высоким подниманием колен.
6. Бег широким шагом.
7. Бег скрестным шагом.
8. Бег прыжками.
9. Бег в разных условиях (по извилистой дорожке, бег по прямой, на горку и с горки).
Прыжки – это основные движения, которые включают фазы отталкивания, полета и приземления. Это один из видов физических упражнений, при котором необходимы быстрота и значительное мышечное напряжение. При прыжках основная нагрузка ложится на мышцы ног и живота. В результате чередования сокращения и расслабления мышц живота органы брюшной полости как бы массируются, что улучшает их кровообращение. Прыжки развивают силу, координацию движений.
Основные виды прыжков детей дошкольного возраста:
1. Прыжки вверх.
2. Прыжки в сторону.
3. Прыжки вперед с места.
4. Прыжки с разбега.
5. Прыжки со скакалкой.
6. Впрыгивание на возвышение.
7. Прыжки через препятствия (широкая устойчивая скамейка, банкетка, бревно высотой 30 см, пень, плоский камень, бугорок).
8. Прыжки через резиновый шнур или веревочку.
Метание, бросание, ловля, катание – основные виды движений, которые требуют умений бросать предметы и ловить их. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Метание и бросание включает действия с мячом, мешочками с песком. Виды движений детей дошкольного возраста: метание вдаль, в цель, сбоку, сверху, снизу, из-за спены через плечо, катане мяча, бросание и ловля мяча, разных предметов.
Большую группу разнообразных движений составляют ползание, подползание, переползание, пролезание, перелезание и лазанье. Движения способствуют укреплению крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. Ползание и лазанье выполняются по циклическому типу, как ходьба и бег, т. е. при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног.
Таким образом, основные движения детей дошкольного возраста включают ходьбу, бег, прыжки, метание, перелезание и другие.
1.2 Роль подвижных игр в закреплении основных движений
Средством развития основных движений дошкольников является подвижная игра.
Игра является одним из видов деятельности, который заключается в воспроизведении определенных действий в соответствии с игровой задачей. Игра присуща людям любого возраста, но именно для детей игра выступает не только как средство развлечения, но и как средство обучения и воспитания [3, с. 37].
Подвижная игра – это один из видов игры с правилами, которая направлена на решение обучающей задачи посредством игровых задач. В современной дидактике подвижная игра является одним из эффективных средств обучения. Подвижные игры могут использоваться в структуре занятия в режиме учебного дня, в гимнастике до занятий, в виде физкультминуток и физкультпауз, на прогулках [8, с. 19].
Подвижная игра в педагогике всегда рассматривалась как эффективная форма и метод физического воспитания и физической подготовки подрастающего поколения. Одними из первых проблему использования подвижных игр стали изучать такие педагоги и ученые, как Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов и другие. В их работах была обоснована эффективность применения подвижных игр, методика их организации с учетом возрастных особенностей детей и их потребностей в двигательной активности [26, с. 104].
Наиболее целостную систему физического воспитания детей, в том числе с использованием подвижных игр, разработал П.Ф. Лесгафт. В своих трудах он отмечал, что подвижная игра должна занимать одно из главных мест среди других форм физического воспитания. В процессе подвижной игры ребенок не только осваивает определенные движения, но и удовлетворяет свою потребность в двигательной активности, в общении с другими детьми, в развитии физических качеств. Все это осуществляется в процессе непринужденной игровой деятельности, двигательная и игровая задача тесно взаимосвязаны друг с другом, в связи с чем процесс физического воспитания осуществляется более эффективно [6, с. 50].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асташина М.П. Развитие физических качеств у детей 5-6 лет в процессе физкультурных занятий игрового типа / М.П. Асташина, Ю.А. Сухорукова // Физкультурное образование Сибири. – 2014. – Т. 31. – № 1. – С. 36–39.
2. Безденежных Г.А. Возрастные особенности развития основных видов движений и физических качеств у детей дошкольного возраста (в условиях направленного физического воспитания) / Г.А. Безденежных, О.Б. Завьялова // Проблемы современного образования. – 2012. – № 4. – С. 132–140.
3. Бочкарева М.Р. Оптимизация двигательной активности дошкольника / М.Р. Бочкарева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 1-5. – С. 36–38.
4. Былеева Л.В. Подвижные игры / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 208 с.
5. Вершинин М.А. Физическое воспитание старших дошкольников на основе использования средств спортивных игр / М.А. Вершинин, Н.В. Финогенова, О.А. Сабуркина // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 6. – С. 57–58.
6. Зарицкая А.А. Методика развития физических качеств старших дошкольников, посредством подвижных игр / А.А. Зарицкая // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 3. – № 6. – С. 49–51.
7. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности российский детей дошкольного возраста / С.И. Изаак, Т.В. Панасюк // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. – М.: Педиатрия, 2005. – № 3. – С. 60–62.
8. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного: учебник / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2000. – 260 с.
9. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры / А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.
10. Конторович М.М. Подвижные игры в детском саду / М.М. Конторович, Л.И. Михайлова. – М.: Литера, 2010. – 151 с.
11. Коротков М.И. Подвижные игры: учеб. пособие / М.И. Коротков, Р.М. Климкова, Л.В. Былеева, Е.В. Кузьмичева. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 340 с.
12. Кузьменко Т.А. Развиваем координацию у дошкольников / Т.А. Кузьменко, Е.Н. Игнатьева // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – № 2 (8). – С. 86–89.
13. Курысь В. Н. Подвижные игры / В.Н. Курысь, В.М. Баршай, В.Ф. Стрельченко. – М.: Омега-Л, 2012. – 348 с.
14. Магомедов А.М. Возможности использования подвижных игр с элементами ориентирования в процессе физического воспитания дошкольников / А.М. Магомедов, Б.М. Каялов, М.С. Рабаданов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 48. – С. 268–272.
15. Макаров Ю.М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры / Ю.М. Макаров. – М.: Академия, 2013. – 270 с.
16. Мельниченко Я.И. Воспитание физических качеств дошкольников / Я.И. Мельниченко, О.С. Коновалова, В.А. Зигангирова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2017. – № 1 (10). – С. 184–186.
17. Мухина М.П. Формирование двигательных способностей дошкольников / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 3. – С. 62–65.
18. Николаева Е.Е. Подвижные игры в жизни дошкольника / Е.Е. Николаева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2. – С. 36–37.
19. Переведенцева Т.А. Развитие физических качеств дошкольников с позиций ФГОС ДО / Т.А. Переведенцева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-7 (7). – С. 137–139.
20. Пименова В.В. Подвижные игры как средство подготовки дошкольников к сдаче норм комплекса ГТО / В. В. Пименова // Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в систему образования и способы их решения. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2016. – С. 99–105.
21. Расстанова Е.А. Гендерные особенности развития физических качеств старших дошкольников (ловкости, быстроты, гибкости) / Е.А. Расстанова // Проблемы педагогики. – 2016. – № 9 (20). – С. 43–45.
22. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: учеб. пособие / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 255 с.
23. Сидорова Е.Н. Подвижные игры / Е.Н. Сидорова, С.Н. Чернякова. – Красноярск: СФУ, 2013. – 91 с.
24. Синицына Т.В. Применение нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников / Т.В. Синицына // Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 1550–1553.
25. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Литера, 2012. – 368 с.
26. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник / С. О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
27. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 224 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: в редакции 2023. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
30. Хонина Т.С. Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников / Т.С. Хонина // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 3. – С. 63–64.